Технологии социальной профилактики аддиктивного поведения. Профилактика аддиктивного поведения (Учебное пособие) Технологии работы по профилактике аддиктивного поведения обучающихся

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения ( , анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

Профилактика - это направленная на предупреждение наркомании, алкоголизма и табакокурения работа (по воспитанию и просвещению) с населением (детьми, родителями, педагогами), включающая действия со стороны местной власти, прессы и всего общества, необходимые для того, чтобы дети, подростки и молодёжь не начали принимать наркотики, употреблять алкоголь и курить, чтобы их ближайшее окружение (родители, близкие и педагоги) не провоцировали на это» .

Всемирная организация здравоохранения классифицирует профилактику по трём этапам:

1. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.

2. Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, имеющих эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития. 3. Третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. Третичная профилактика типа «А» направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления психоактивными веществами больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа «Б» (именуемая так же четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять психоактивные вещества.

Существенный прогресс в области профилактики зависимостей связан с разработкой подходов, сосредоточенных на понимании профилактики, учитывающей, личностные факторы, социальные и психологические.

Н.Сирота и В.Ялтонский выделяют следующие профилактические подходы:

1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках.

Существуют три различных варианта информационного подхода:

1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления психоактивных веществ на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности зависимостей;

2) стратегия запугивания, инициирования страха, цель которой -- предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные и опасные стороны употребления психоактивных веществ;

3) предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих психоактивные вещества, и о проблемах, с этим связанных.

Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для "фокусных" групп населения, ориентироваться как на индивида, так и на отдельные конкретные контингенты, слои, общество в целом.

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.

Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять ими. В рамках этого подхода выделяются следующие цели: повышение самооценки; определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом.

3. Подход, основанный на роли социальных факторов.

Этот подход основывается на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу употребления психоактивных веществ. Данный подход базируется на теории социального научения А. Бандуры, утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих (родителей, других родственников или значимых лиц из окружения).

Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или "отодвигая" начало употребления психоактивных веществ. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, подчеркивается важная роль формирования системы позитивных лидеров-сверстников.

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

Данный подход базируется на понятии изменения поведения.

Теория социального научения А. Бандуры и теория проблемного поведения Р. Джессора являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин возникновения зависимости, а, с другой стороны, создать потенциально эффективные профилактические стратегии. Первая теория связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая -- с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте. Реализация данного подхода в российской практике привела к созданию на основе базовых программ Life Skills International пособия по первичной профилактике зависимостей для общеобразовательной школы, внедрению в нескольких школах Москвы адаптированных программ антинаркотического обучения. По сравнению с другими подходами модель программ развития жизненных навыков оценивается исследователями как имеющая шансы быть успешной, однако социально-психологические и культуральные особенности России требуют поисков более углубленного профилактического подхода.

5. Подход, основанный на альтернативной потреблению наркотиков деятельности.

В настоящее время можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков:

1) предложение специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий;

2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью;

3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности;

4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска аддиктивного и других форм отклоняющегося поведения.

6. Подход, основанный на укреплении здоровья.

Идея, основывающаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требование вмешательства в окружающую среду для усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, составляют концептуальную основу данного подхода. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой «Делать здоровый выбор максимально доступным". Концепция укрепления здоровья интегрирует школьную среду и связанные с ней группы взрослых. Она подразумевает изменение типа и структуры школьного образования. Действия на ее основе рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате усиления личностных ресурсов и готовности людей использовать их.

7. Интегративный подход.

Данный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий, применяющихся для реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить наилучший эффект.

Получается, что анализ современных подходов к профилактике употребления подростками психоактивных веществ обнаруживает их неэффективность. Необходимо разрабатывать новые подходы, которые будут применимы в современном мире. Разрешение этой проблемы невозможно без осознания того, какие личностные качества и условия окружающей среды помогут сохранить здоровье и благополучно преодолеть искушение употребления психоактивных веществ.

Технологии профилактики обращения к психоактивным веществам различных категорий населения разрабатываются в рамках медицины, психологии, педагогики, социологии. В мировой практике накоплен большой опыт формирования программ, рассчитанных на работу со всеми детьми и подростками в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, в системе социально-поддерживающих учреждений.

Основные этапы формирования, причины и факторы аддиктивного поведения. Роль семьи в формировании аддиктивного поведения. Характеристика созависимого поведения.

Химическая зависимость, общая характеристика. Понятия
психической и физической зависимости. Мотивация первичного
употребления алкоголя и наркотических веществ.

Нарушения пищевого поведения. Нервная анорексия: стадии
развития, диагностические критерии. Нервная булимия.

Сверхценные психологические и патопсихологические увлечения.
Трудоголизм, гемблинг, паранойя здоровья и фанатизм. Их характеристика. Компьютерная зависимость, интернет-зависимость в детской и подростковой среде. Расстройства влечений.

Помощь клиентам с зависимостями и их родственникам. Основные принципы работы с зависимыми. Особенности социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Групповые формы работы в профилактике зависимостей. Программа комплексной реабилитации зависимых и членов их семей.

Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Характеризуется эмоциональными изменениями: установлением эмоциональных отношений, эмоциональных связей не с другими людьми, а с неодушевленным предметом или активностью. При формировании аддиктивного поведения происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты. Лица с аддиктивным поведением стараются реализовать свое стремление к интимности искусственным образом.

Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания – уход от проблем. Подобный способ закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Средства аддикций подразделяются на следующие типы:

Психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества);

Активность, включенность в процесс (хобби, игра, работа и т.д.);

Люди, другие предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Аддиктивное поведение как вид девиантного поведения личности имеет несколько форм :

o химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);

o нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

o гемблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

o религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Основными критериями зависимого поведения принято считать следующие:

Созерцательное, пассивное взаимоотношение с действительностью, поверхностное восприятие происходящего только на основе внешних признаков. Игнорирование сути явлений, цели поступков.

Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

Стремление говорить неправду и уходить от ответственности в принятии решений.

Предпочтение искусственной реальности, замена ею всех других ценностей, событий, явлений жизни, которые игнорируются. Использование бегства в искусственную реальность как основного метода решения проблем.

Тревожность и агрессивность.

Безуспешные попытки сократить пребывание в искусственной реальности, сопровождающееся чувством вины.

Стереотипность, повторяемость поведения.

- "Туннельное" восприятие жизни, определенная узость и избирательность. Поглощение зависимостью всех сил, всей информации от жизни, что приводит к невозможности делать нечто, не связанное с зависимостью, полным устранением из действительности.

Распад прежних отношений и связей, их агрессивное восприятие как "врагов", скрытность, лживость. Смена значимого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для обеспечения выхода в искусственную реальность.

Факторы риска формирования предрасположенности к аддиктивному поведению:

- Демографические факторы : возраст, пол, национальность, раса, образование, занятость, доход семьи.

- Макросоциальные факторы : терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления); уровень общественной поддержки борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами.

- Социальные факторы : доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.

- Психосоциальные факторы : семейные нарушения и дисфункции; семейное злоупотребление психоактивными веществами и нарушения эмоциональных взаимоотношений родителей; уровень поддержки положительных школьных установок; дисфункции школьной среды.

- Психологические факторы : тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживание, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.

- Биологические и генетические факторы : степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), соматические заболевания, задержка психического развития, органические поражения мозга, гиперактивность и дефицит внимания, поиск новых ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников.

Зависимое поведение полифункционально , по мере развития зависимого поведения доминирующая функция меняется. Функции зависимого поведения:

- Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).

- Гедоническая функция (получение удовольствия).

- Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в повелении).

- Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).

- Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).

- Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики).

- Анестетическая функция (избегание боли).

Разные психоактивные вещества оказывают различное влияние на человека, кроме того, каждый человек воспринимает их индивидуально, но какие-то специфические функции психоактивных веществ определяют их выбор конкретным человеком.

Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, в частности, с подростками.

Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса.

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Программа помощи и поддержкиподростков с аддиктивным поведением включает следующие мероприятия:

1. Групповые формы работы, которые открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации; обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.

2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий - от групповых тренингов до интересной, предметной деятельности, профессионально ориентирующей, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей контакты подростка с другими детьми и социумом.

3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.

Поведение (как и другие типы девиантного поведения) личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, уважение личности и индивидуальности .

Психологическая помощь имеет два ведущих направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Рассмотрим лишь некоторые вопросы, касающиеся профилактики аддиктивного поведения в форме злоупотребления ПАВ (в Главе 2 нами уже были отмечены основные направления профилактики аддиктивного поведения, вне зависимости от его формы). Данная проблема чрезвычайно сложна и обширна, в связи с чем мы остановимся лишь на основах теории и организации профилактической работы.

Профилактика зависимости от ПАВ – одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии. Она может быть первичной, вторичной и третичной.

Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует; б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения; д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, поведением, изменением, развитием); е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, регулирования числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет её наибольшую эффективность. Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

Первичная профилактика алкоголизма и наркомании проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия – информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Контингенты воздействия – дети и подростки, посещающие школу; учащаяся молодежь; родители (семья); учителя; внешкольные подростковые, молодежные коллективы и группы; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства; неорганизованные группы населения.

Вторая стратегия – формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Контингенты воздействия – семья (родители); учителя; дети, подростки в школьных коллективах и вне их; дети, не посещающие школу; дети, лишенные родителей и постоянного места жительства.

Третья стратегия – развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Четвертая стратегия – развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

Контингенты воздействия – семья (родители); учителя; дети, подростки в школьных коллективах и вне их.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

Воздействие средств массовой информации;

Антинаркотическое обучение;

Использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

Создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные просоциальные организации и т.д.);

Проведение антинаркотичеких мотивационных акций;

Организация деятельности социальных работников и волонтеров;

Деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

Развитие личностных ресурсов;

Формирование социальной и персональной компетентности;

Развитие адаптивных стратегий поведения;

Формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска – социального резерва роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной профилактики – изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные преддиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.

При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, её сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида – как фактор риска наркомании или алкоголизма.

Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия – формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия – изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингенты воздействия – дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, молодежи и взрослого населения.

Третья стратегия

Контингенты воздействия – дети и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

Формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

Формирование мотивации на изменение поведения;

Развитие проблем-преодолевающего поведения;

Формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

Психологические технологии:

Преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

Осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

Развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

Анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за своей здоровье – обязательное условие проведении третичной профилактики .

Третичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия – формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

В процесс мотивационной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

Вторая стратегия – изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингенты воздействия – лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В процесс данной работы при необходимости включаются члены семьи и другие значимые лица.

Третья стратегия – осознание ценностей личности.

Контингенты воздействия – лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.

Четвертая стратегия – изменение жизненного стиля.

Контингенты воздействия – лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.

Пятая стратегия – развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Контингенты воздействия – лица, зависимые от алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ.

Шестая стратегия – формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингенты воздействия – члены семьи, другие значимые лица, члены групп само- и взаимопомощи и т.д.

В этих стратегиях используются различные технологии:

Социальные и педагогические технологии:

Формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

Формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

Развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

Формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Психологические технологии:

Осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

Осознание личных целей и путей их достижения;

Осознание влечения и зависимости;

Формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;

Изменение жизненного стиля в целом;

Развитие коммуникативной и социальной компетентности;

Развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

Развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

Профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

Профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

Профилактика в организованных общественных группах населения;

Профилактика с помощью средств массовой информации;

Профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

Систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

Мотивационная профилактическая работа;

Профилактика рецидивов;

Терапия социальной средой;

Профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.

Мы полагаем, что наиболее действенным средством на пути распространения аддиктивного поведения является его первичная профилактика, а точнее – превенция . Понятие превенции более широкое и предполагает не только уход от возникновения аддикций, но и развитие протективных (защитных) факторов. Современная концепция профилактики употребления ПАВ у подростков основана на том , что в центре её находится личность и её референтная среда . В связи с этим образовательное учреждение, в частности школа, является наиболее подходящей базой для реализации программ превентивной работы. Нами разработана программа первичной профилактики злоупотребления ПАВ у подростков «Я – это Я!» .


4.12.2. Базовые теоретические концепции профилактики

Н.А.Сирота и В.М.Ялтонский указывают на существование множества теоретических разработок в области профилактики алкоголизма и наркомании и раскрывают важнейшие положения этих теорий.

Теория продвижения к здоровью.

В последние годы произошли значительные изменения в разработке концепции человеческого здоровья и болезни. Исследователи предпочитают подход «моделирование здоровья» подходу «моделирование болезни» как более перспективный. Модель здоровья основывается на понятии продвижения к здоровью как профилактике, а точнее – превенции болезней. Понятие превенции предполагает не только уход от болезни, но и развитие протективных факторов, способствующих здоровью. Социально-когнитивные теории и, прежде всего, работы А.Бандуры и Р.Лазаруса являются базисом для понимания того, что состоянием здоровья и благополучия человек способен управлять сам.

Развитие концептуальной модели здорового поведения основывается на интеграции различных теорий, таких, как модель здоровых убеждений, социально-когнитивная теория, теория осмысленных действий и теория протекции мотивации. Таким образом, в теоретической концептуальной модели здорового поведения рассматриваются мультикомпонентные причинные факторы как здоровья, так и болезни. В мультикомпонентной модели причинности рассматривается важность таких когнитивных составляющих, как самоэффективность и целеполагание с учетом их влияния на развитие личностных структур. Взаимодействие личностных и средовых конструктов формирует человеческую мотивацию, регулирует её и определённым образом направляет: либо на увеличение благополучия, либо, наоборот, на саморазрушение. Для того чтобы мотивационная активность действовала в направлении здоровья, необходимо углублять процессы осознания своего поведения. Для того чтобы профилактические действия были эффективными, человек должен иметь:

1) адекватные знания о факторах риска и рисковых поведенческих паттернах для того, чтобы управлять своим здоровьем в направлении защиты и улучшения;

2) убеждение в возможности влиять на своё здоровье и в эффективности (самоэффективности) этого процесса. Это – центральная идея социально-когнитивной теории. Восприятие своей эффективности определяет уверенность в способности организовать свое поведение, мысли чувства в благоприятном для себя направлении, несмотря на то, что на человека воздействуют различные стрессовые события и жизнь его постоянно меняется, предъявляя ему все новые и новые требования и сюрпризы. Вера в свою эффективность – существенная основа для действий. Потеря же веры в себя может повлечь за собой эффект дезорганизации поведения в случае столкновения человека с трудностями, а также с изменениями окружающей действительности, что в принципе неизбежно.

Теория мотивации.

Если человек не приходит к пониманию необходимости постоянных изменений своего мышления и стиля жизни, его жизнь сложится неудачно. Иными словами, он обречен на психическую и социальную дезадаптацию. Как будет проявляться эта дезадаптация – вопрос обстоятельств, скорее внешних, чем внутренних. Ясно одно, что риск приобщения его к наркотикам и другим психоактивным веществам резко усиливается, проблема формирования зависимости от них становится более актуальной, а если зависимость уже сформирована, то лечение и реабилитация будут сопровождаться большими трудностями.

В связи с этим становится очевидной необходимостью работа с мотивацией на позитивное изменение и развитие на всех этапах и стадиях жизни человека, а тем более его выздоровления.

Методы работы с мотивацией здоровых людей в процессе профилактики, а также зависимых от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ в процессе лечения стали развиваться в последние десять лет, когда обнаружилась абсолютная очевидность того, что формирование мышления и образа жизни здорового человека, а также лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не приводит к позитивным результатам. В то же время стал очевидным факт, что люди, употребляющие психоактивные вещества или еще не переступившие этого порога, имеют право на помощь в формировании мотивационной готовности на лечение, изменение своего поведения, жизненного стиля и выздоровление.

Сформулируем основные положения, характеризующие мотивацию к позитивному изменению в наркологии.

1. Мотивация (побуждение) – первоначальный и ключевой элемент в изменении поведения человека.

2. Мотивация имеет сложную многокомпонентную структуру.

3. Составные компоненты мотивации могут быть определены и измерены современными психодиагностическими методами.

4. Мотивация – не статическое состояние, а динамический процесс, колеблющийся во времени и пространстве в зависимости от состояния личности и среды.

5. Мотивация находится под влиянием внешних и внутренних воздействий, причем ведущим, как правило, является внутреннее воздействие (внутреннее побуждение). Внешние воздействия выступают в виде «социальной почвы».

6. Мотивация может быть изменена.

7. Мотивация на изменение поведения и жизненного стиля в целом может изменяться под влиянием родителей, педагогов, врача, психолога, консультанта, социальной среды.

8. Стиль взаимодействия психолога всегда влияет на мотивацию к изменению.

9. Задача психолога – определить уровень мотивации человека к изменениям в его жизни и укрепить ее в позитивном направлении.

10.Мотивация на изменение зависит от того, готов ли человек к изменениям и в какой степени.

Рассмотрим принципы, лежащие в основе формирования мотивации на позитивные изменения.

Повышение осознания – это повышение уровня самосознания человека, увеличение количества доступной информации о нем самом, об окружающей его среде и о природе его проблем, и таким образом на увеличение вероятности того, что он примет разумное решение относительно необходимости своих изменений. Зависимость от наркотиков и алкоголя должна быть осознана.

Социальная поддержка предполагает наличие внешних условий, которые могут способствовать началу и продолжению попыток человека измениться.

Высвобождение эмоций используется во многих профилактических и психотерапевтических техниках для того, чтобы помочь человеку осознать собственные защитные механизмы портив изменений. Высвобождение эмоций часто происходит в результате реальных жизненных переживаний. Очевидно, что предпочтительнее вызывать эмоции с помощью специальных методов.

Обязательства , или внутренний контроль . Если уж человек решил измениться, то он берет на себя ответственность за эти перемены. Такая ответственность существует в виде груза обязательств, которые в некоторых случаях называют внутренним контролем. Это осознание того, что только сам человек способен говорить и действовать за себя и нести ответственность за свои действия. Первый шаг в принятии на себя обязательств – это принятие внутреннего решения измениться. Второй шаг – это информирование о принятом решении окружающих.

Противодействие . Наше поведение зависит от внешней среды. Почти любая здоровая активность может стать эффективной техникой противодействия. Существует множество техник противодействия. Важно отыскать ту, которая подходит именно данному человеку.

Внешний контроль . Как и противодействие, внешний контроль деятельностно ориентирован. Однако в этом случае человек не пытается овладеть своими внутренними реакциями, вместо этого он изменяет окружающую обстановку, чтобы снизить вероятность событий, приводящих к возникновению проблем.

Противодействие меняет реакции индивида на внешние стимулы; внешний контроль – это регуляция самих стимулов. Внешний контроль очень прост: например, не общаться с теми, кто употребляет наркотики, не хранить дома наркотики или алкоголь.

Поощрение . Наказание и поощрение – две стороны одной медали. Можно наказывать за нежелательное поведение (хотя это редко приводит к успешным изменениям) или поощрять за желательное. Однако наказание часто ведет к временному подавлению проблемного поведения , а не к реальным переменам.

Поощрение, наоборот, очень часто приводит к успешным переменам в поведении. Повышение самооценки – одна из простейших форм поощрения. Поощрение может контролироваться и другими людьми.

Поддерживающие отношения . Изменение себя – это собственные попытки модифицировать свое поведение. Однако важно избежать устаревшего мнения о том, что изменять себя человек должен в одиночку. Поддержка может исходить не только от профессионала, но и от друзей или родственников, если человек информирует их о своих чувствах. В любом случае поддерживающие отношения должны обеспечивать заботу, поддержку, понимание и принятие.

Путь развития и изменений должен пройти каждый человек, а не только зависимый. Особенно важно понимать, что такой путь – главнейшая, если не основная, составляющая подготовки специалистов в области профилактики и психотерапии зависимости.

Теория жизненных навыков .

Жизненные навыки – личные, межличностные и физические - позволяют людям контролировать и направлять свою жизнь, развивать умения жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую социальную среду. Данная теория базируется на понятии о необходимости постоянного развития человека и позитивного изменения поведения. Этот теоретический подход был сформирован на стыке двух этиологических теорий – теории социального научения А.Бандуры и теории проблемного поведения Р.Джессор. Первая связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая – с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, которые являются актуальными в подростковом возрасте, в том числе употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д.

Впервые профилактические программы развития жизненных навыков были разработаны Д.Ботвиным и продолжают развиваться и совершенствоваться под его руководством. Цель этих программ – повысить устойчивость подростков к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, а также индивидуальную компетентность путем обучения личностным и социальным навыкам.

Программы развития жизненных навыков имеют три компонента.

Первый компонент – информационный. Он заключается в изложении информации о здоровье, о вреде употребления наркотиков, социальной недопустимости их употребления. Второй компонент представляет собой развитие самоуправляемого поведения, сфокусированного на выбранном жизненном стиле, разработку планов самосовершенствования, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля, обучение стратегиям принятия решений, устойчивости к влияниям социальной среды и давлению наркотизирующихся сверстников. Участники программ также обучаются различным техникам, редуцирующим тревогу, способствующим самоуправлению и релаксации, когда это необходимо . Третий компонент – обучение различным социальным навыкам. Это навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, а также отказа от предложений употребить психоактивное вещество и отстаивания своей позиции, персональных границ и поддержания дружеских связей.

Оценка эффективности профилактических программ, основанных на этом подходе, показала хорошие результаты. В сравнении с другими подходами данная модель рассматривается как имеющая шансы быть наиболее успешной. Этот подход хорошо разработан и демонстрирует в различных исследованиях постоянную эффективность с точки зрения формирования позитивных изменений в поведении молодежи. Отмечается редукция первого экспериментального курения, прекращение курения в начальной фазе аддикции. Полученные результаты свидетельствуют о существенных изменениях в знаниях и отношениях: повышается субъективный контроль над своим поведением, возрастает уверенность в себе и чувство самоэффективности от адекватных решений, принятых самостоятельно, и изменения жизненного стиля в сторону укрепления здоровья.

Главными достоинствами теории жизненных навыков являются концептуальная четкость и простота, эмпиризм и рациональность, высокая и наглядная эффективность методов.

Теория деятельности, альтернативной наркотизации

Теоретическая концепция альтернативы наркотикам базируется на следующих позициях:

Психологическая зависимость от наркотика является результатом его заместительного эффекта;

Многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, - результат изменения настроения или сознания личности;

Люди не прекращают употреблять психоактивные вещества, улучшающие настроение, или искать удовольствия до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее;

Альтернативы наркотикам являются и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению.

В данном направлении подчеркивается важная роль среды и делается попытка уменьшить риск употребления наркотиков посредством развития специфической активности. Концепция альтернатив направлена на развитие осведомленности личности, ее значимых интерперсональных связей, профессиональных навыков, эстетических установок, творческого и интеллектуального опыта, социально-политической вовлеченности.

В целом выделяют четыре варианта программ альтернативной активности:

1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которая предлагает преодоление различных препятствий среды.

2. Комбинация специфических потребностей со специфической активностью (например, потребность в поиске ощущений, свойственная людям, рискующим быть вовлеченными в употребление наркотиков или алкоголизацию, удовлетворяется посредством занятий экстремальными видами спорта (прыжки с парашютом и т.д.).

3. Поощрение участия во всех видах специфической активности.

4. Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся о своей жизненной позиции.

Данные программы особенно эффективны при работе с группами высокого риска употребления психоактивных веществ.

Концепция социальной поддержки

Интерес к феномену социальной поддержки и ее роли в сохранении психологического и физического благополучия, укреплении здоровья стремительно возрастает. Проведенные исследования показали, что люди, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них лиц, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят повседневные жизненные трудности и заболевания (Сирота Н.А., 1994; Ялтонский В.М., 1995; Moos R.H., 1994). Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, сохраняет здоровье и благополучие человека, облегчает его адаптацию и способствует развитию . Она является важной составляющей копинг-поведения, мощным средовым копинг-ресурсом, без которого не происходит ни адекватного развития, ни приспособления. Термин «социальная поддержка» широко используется в западной клинической психологии и смежных науках, связанных со здоровьем человека.

Многочисленные определения социальной поддержки не лишены недостатков. В зависимости от позиции исследователя в них подчеркиваются специфические, личностные или социальные связи, а также другие компоненты. Обычно социальная поддержка рассматривается как информация, приводящая субъекта к убеждениям, что его любят, ценят, о нем заботятся, он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Социальная поддержка – это обмен ресурсами между двумя (по крайней мере) индивидами, воспринимающимися как донор и реципиент. Т.Виллс выделяет три компонента социальной поддержки: 1) структура (семья, число друзей, межличностные связи: с родственниками, с членами формальных и неформальных объединений и т.д.); 2) функция (эмоциональная, оценочная, информационная, ресурсная); 3) эффект (удовлетворение поддержкой).

А.Ваукс рассматривает социальную поддержку как сложный конструкт, состоящий из нескольких компонентов: 1) ресурсов поддерживающих сетей (размер, структура и т.д.); 2) специфических поддерживающих действий (совет, практическая помощь в решении задачи, похвала и т.д.); 3) субъективной оценки поддержки (восприятие поддержки). Восприятие поддержки характеризуется уверенностью личности в том, что ее потребность в поддержке, информации, обратной связи осуществляется. Большинство современных исследователей считают, что определение восприятия поддержки как качественного метода измерения является более эффективным подходом к определению психосоциального статуса личности, чем объективные измерения социально-поддерживающей сети.

Социальная система поддержки, с одной стороны, и удовлетворенность этой системой, с другой – различные, но важные для преодоления стресса переменные, требующие разных подходов к их изучению. Не вызывает сомнения, что знание субъективной оценки адекватности получаемой социальной поддержки значительно важнее для психологического состояния индивида, чем его информированность о числе поддерживающих лиц или о качестве оказываемой поддержки.

Т.Виллс выделяет четыре типа социальной поддержки: 1) эмоциональная (интимная) – забота о другом, доверие и сопереживание ему; 2) инструментальная (материальная) – финансовая помощь, помощь коллег по работе, друзей и т.д.; 3) информационная – содействие в разрешении проблем путем предложения важной информации, совета; 4) обратная связь (поддержка в форме оценки) – оценка поведения, эффективности разрешения проблемы и т.д.

Существует несколько моделей, объясняющих связь социальной поддержки с исходами психологического и физического здоровья.

Модель основного (главного), или направленного, эффекта . Согласно этой модели наличие социальной поддержки само по себе непосредственно влияет на сохранение здоровья. Отсутствие поддержки или ее слабость приводят к ухудшению здоровья. Поддержка может вызывать поведенческие паттерны, которые увеличивают или снижают риск возникновения болезни, и может продуцировать биологические ответы, которые оказывают влияние на заболевание или поведение и воздействуют на риск болезни. Генерализованный полезный эффект социальной поддержки возникает в результате того, что социальные сети обеспечивают отдельных своих членов регулярными позитивными переживаниями и комплексом стабильных, социально одобряемых обществом ролей.

Данный вид социальной сетевой поддержки может быть связан с исходами физического здоровья посредством эмоционально вызванных эффектов функционирования эндокринной или нейрогуморальной систем, а также поведенческих паттернов, таких, как курение, употребление алкоголя или наркотиков. Модель главного эффекта постулирует, что рост социальной поддержки в благополучие.

Буферная модель . Механизм, связывающий стресс с болезнью, включает серьезные нарушения нейроэндокринной или иммунной систем и предполагает внесение изменений в поведение, наносящее вред здоровью (неправильное питание, употребление алкоголя, табака, наркотиков и т.д.). В ситуации стресса высокой интенсивности выраженная социальная поддержка выступает как буфер между стрессором и человеком, амортизирует негативное воздействие стресса, что позволяет сохранить хорошее здоровье.

Низкий уровень социальной поддержки при стрессе высокой интенсивности не оказывает смягчающего действия на организм и поведение, в результате чего здоровье ухудшается, а поведение индивида становится проблемным, резко повышается риск формирования аддиктивного компонента. Следовательно, буферный эффект проявляется не постоянно, а только при высоких степенях стресса и выраженной эффективности социальной поддержки. Воздействие стресса низкой интенсивности при наличии слабой социальной поддержки не включает действие ее смягчающих механизмов. В этом случае используются другие механизмы совладания со стрессом.

Согласно данной модели дистресс вызывает болезнь путем негативных нейроэндокринных ответов или путем выработки патогенных форм поведения, либо посредством комбинации того и другого. Социальная поддержка может играть роль буфера в двух различных местах причинной цепи, связывающей стресс и болезнь.

Во-первых , между стрессогенным событием (или ожиданием этого события) и реакцией на стресс путем ослабления или смягчения оценки дистресса. Таким образом, восприятие стресса другими (поддерживающими) лицами будет обеспечивать необходимыми ресурсами, проявляющимися в форме переосмысления потенциала стрессовой ситуации или поддержания убежденности в собственной способности совладания с проблемой или навязываемой требованиями, а, следовательно, препятствовать оценке ситуации как высоко стрессогенной.

Во-вторых , между переживаниями стресса и началом патологического исхода путем редуцирования или устранения стрессовой реакции. Поддержка в данном случае может изменять оценку стрессовой ситуации, обеспечивать разрешение проблемы, редуцировать восприятие важности проблемы, оказывать содействие здоровому поведению и нормализовать функционирование нейроэндокринной системы. В буферной теории наиболее важным компонентом социально-поддерживающего процесса является восприятие социальной поддержки, так как именно она обладает наиболее выраженным влиянием на здоровье.

Модель ненаправленного эффекта . Согласно этой модели позитивное воздействие социальной поддержки на здоровье оказывается не направленным, а опосредованным, например, через самооценку.

Высокая социальная поддержка повышает самооценку, которая определяет сохранение здоровья. Низкая социальная поддержка формирует негативную самооценку, которая негативно влияет на здоровье.

Люди со слабой социальной поддержкой более уязвимы и подвержены риску употребления наркотиков. Социально поддерживающее поведение может влиять на увеличение или уменьшение потребления психоактивных веществ и оказывать терапевтическое воздействие на больных алкоголизмом и наркоманией.

Исследования Н.А.Сироты и В.М.Ялтонского показали неэффективность социально-поддерживающего процесса у больных наркоманией и алкоголизмом, количественное уменьшение и качественное негативное изменение структуры социальных сетей, изменение их ориентации на асоциальную и антисоциальную.

Программы первичной и вторичной профилактики также должны быть направлены на создание, укрепление, санацию социально-поддерживающей среды детей и подростков.

Без этого важнейшего компонента они не могут быть эффективными.

Белов В.Г., прот. Григорьев Г., Кулганов В.А., Парфенов Ю.А.
Профилактика аддиктивного поведения: учебное пособие . – 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство РХГА, 2016. - 428 с.
ISBN 978-5-88812-830-5
Пособие раскрывает основные вопросы теории и практики профилактики аддиктивного поведения. Рассмотрены теоретические вопросы формирования зависимого поведения, базовые понятия и классификация аддикций, факторы риска и факторы защиты зависимого поведения, а также основные направления профилактики данного явления. Особое внимание уделено концептуальным основам церковной профилактики зависимого поведения и методу духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе. В книге также затронуты вопросы существующего законодательства Российской Федерации в сфере профилактики употребления психоактивных веществ. Приложение содержит программу тренинга по первичной профилактике употребления психоактивных веществ среди молодежи.
Пособие предназначено для студентов, как светских, так и духовных учебных учреждений, а также будет полезно практикующим специалистам государственных, общественных и церковных организаций, осуществляющим профилактику аддиктивного поведения.

УДК 615.851
ББК 60.5

РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОЕ БРАТСТВО «ТРЕЗВЕНИЕ»
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Рецензенты
А.В. Дергунов – доктор медицинских наук, профессор (Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова) В.Ю. Рыбников – заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор (Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России) И.Ю. Алексашина – доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования)

Издается при поддержке конкурса «Православная инициатива –
2012», Проект № IX-78-015

© В. Г. Белов, прот. Г. Григорьев, В. А. Кулганов, Ю. А. Парфенов, 2016
© Издательство РХГА, 2016

Предисловие……..7
Глава 1
Теоретические вопросы формирования зависимого поведения ……..9
1.1. История изучения аддиктивного поведения. . . . 9
1.2. Базовые понятия аддиктологии. . . . 14
1.2.1. Классификация аддикций. . . . 14
1.2.2. Варианты состояния аддикции. . . . 16
1.2.3. Психоактивные вещества. . . . 20
1.2.4. Легальные и нелегальные психоактивные вещества. . . . 22
1.3. Формирование зависимости. . . . 24
1.3.1. Концепции. . . . 24
1.3.2. Основные понятия наркологии. . . . 30
1.3.3. Модели поведения при зависимостях от ПАВ. . . . 34
1.4. Воздействие ПАВ на организм человека. . . . . 37
1.4.1. Традиционные ПАВ. . . . 37
1.4.2. Новые тенденции в употреблении наркотиков. . . . 41
1.5. Факторы риска и защиты от зависимого поведения у подростков. . . . 46
Глава 2
Комплексная характеристика факторов риска
злоупотребления ПАВ ……..49
2.1. Биологические факторы риска злоупотребления ПАВ. . . . 49
2.1.1. Общие положения. . . . 49
2.1.2. Генетическая предрасположенность к злоупотреблению ПАВ. . . . 50
2.1.3. Нейрофизиологические и нейрохимические факторы риска
злоупотребления ПАВ. . . . 52
2.1.4. Психопатологические факторы риска злоупотребления ПАВ. . . . 53
2.2. Психологические факторы риска злоупотребления ПАВ. . . . 56
2.2.1. Общие положения. . . . 56
2.2.2. Психологические факторы риска злоупотребления ПАВ
в младшем школьном возрасте. . . . 57
2.2.3. Психологические факторы риска злоупотребления ПАВ в
подростковом возрасте. . . . 58
2.3. Социальные факторы риска злоупотребления ПАВ. . . . 105
2.3.1. Общие положения. . . . 105
2.3.2. Микросоциальные факторы риска. . . . 106
2.3.3. Макросоциальные факторы риска. . . . 139
Глава 3
Комплексная характеристика факторов защиты
от злоупотребления ПАВ ……..156
3.1. Первичные и вторичные факторы защиты. . . . 156
3.2. Биологические факторы защиты. . . . 159
3.3. Индивидуально-психологические факторы защиты. . . . . 161
3.4. Социальные факторы защиты. . . . 173
3.4.1. Микросоциальные факторы защиты. . . . 174
3.4.2. Макросоциальные факторы защиты. . . . 176
Глава 4
Основы концептуальной профилактической модели зависимого
поведения ……..181
4.1. Основные направления и базовые принципы профилактики
зависимого поведения. . . . 181
4.2. Основные направления работы, осуществляемой в рамках
первичной, вторичной и третичной профилактик
наркозависимого поведения. . . . 185
4.2.1. Виды профилактики. . . . 185
4.2.2. Программа первичной профилактики. . . . 191
4.2.3. Программа вторичной профилактики. . . . 197
4.2.4. Программа третичной профилактики. . . . 199
Глава 5
От греха к свободе: богословские основания учения об аддикции
как греховности и путях освобождения человека
от противоестественных зависимостей ……….211
5.1. Богословское осмысление
аддиктивного поведения. . . . 211
5.2. Уникальность человека. . . . 212
5.3. Грехопадение и материя, потеря свободы. . . . 213
5.4. Двойственность природы человеческой и призвание Адама. . . . 215
5.5. Новый Адам. . . . 217
5.6. Свобода как дар Божий и путь жизненного выбора человека. . . . 218
5.6.1. Свобода Бога как основание тварной свободы. . . . 218
5.6.2. Свобода человека как единение с Богом, как «свобода от греха» . . . . 222
5.6.3. Свобода выбора - её предназначение и динамика в человеке. . . . 224
5.6.4. Свобода, которая есть «рабство» Богу. . . . 226
5.6.5. Свобода как потенция для действия. . . . 227
5.6.6. Путь свободы как отказ от себя, как путь любви. . . . 230
5.7. Зависимость: путь в никуда. . . . 231
5.7.1. Зависимость от греха как рабство. . . . 231
5.7.2. Греховная зависимость как тяготение к разделяющему. . . . 234
5.7.3. Эгоизм. . . . 234
5.7.4. Возрастание зависимости и окончательное порабощение. . . . 236
5.8. Значение синергии в деле преодоления зависимости. . . . 237
5.8.1. Зависимость как болезнь социума
и обусловленные ею закономерности. . . . 239
5.8.2. О состояниях «патологического равновесия» . . . . 240
5.8.3. Иррациональное саморазвитие болезни социума и человека. . . . 242
5.8.4. Смешение синергийных и асинергийных процессов
в человеке и социуме. . . . 243
5.8.5. Любовь, выраженная в труде, как основа синергийных
отношений человека и человека. . . . 245
5.8.6. Свобода и авторитет как характеристики душевного единения. . . . 247
5.8.7. Место принуждения в синергийных отношениях. . . . 250
5.8.8. Синергия как путь к Богу и встреча с Ним. . . . 251
5.8.9. Синергия как процесс, протяжённый во времени. . . . 252
5.8.10. Значение коренного перелома в деле исцеления зависимости. . . . 254
5.9. Резюме. . . . 256
Глава 6
История алкогольной зависимости в дореволюционной
и современной России. Методы преодоления греха пьянства
в практике светских и приходских обществ трезвости…….261
6.1. История питейного дела и пьянства в России. . . . 261
6.2. Борьба за трезвость во 2-й половине XIX в. . . . . 271
6.3. Общества трезвости в конце XIX - начале XX в. . . . . 278
6.3.1. Светские общества трезвости в конце XIX - начале ХХ в.
и их деятельность. . . . 278
6.3.2. Церковно-приходские общества трезвости конца XIX -
начала XX века и их деятельность. . . . 283
6.4. Деятельность приходских обществ трезвости, направленная
на религиозно-нравственное просвещение народа. . . . 289
6.5. Формирование проблемы пьянства. . . . 398
6.6. Последствия пьянства. . . . 301
6.7. Пути решения проблемы алкоголизма. . . . 306
6.8. Борьба с алкоголизмом в современной России: попытка
решения проблемы на государственном уровне, спользование
опыта дореволюционных обществ трезвости современными. . . . 308
6.9. Основные духовные подходы к утверждению трезвости. . . . 313
6.9.1. Духовная методология трезвости. . . . 313
6.9.2. Отношение Церкви к трезвости и пьянству. . . . 317
6.9.3. Причины возникновения алкоголизма. . . . 324
6.9.4. Утверждение трезвости на современном этапе. . . . 326
6.9.5. Взаимодействие с органами государственной власти,
местного самоуправления, общественными институтами и
средствами массовой информации. . . . 330
6.10. Резюме. . . . 332
Глава 7
Современное российское законодательство
в сфере профилактики употребления ПАВ…….336
7.1. Проблемы законодательства в сфере профилактики
употребления ПАВ. . . . 336
7.2. Действующая нормативно-правовая база в сфере
профилактики употребления ПАВ. . . . 339
7.2.1. Гражданский кодекс Российской Федерации
Части 1, 2 от 30.11.1994 № 51-ФЗ. . . . 340
7.2.2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
от 14.11.2002 № 138-ФЗ. . . . 342
7.2.3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. . . . 344
7.2.4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ. . . . 345
7.2.5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. . . . 345
7.2.6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. . . . 347
7.2.7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18.12.2001 № 174-ФЗ. . . . 361
7.2.8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
от 08.01.1997 № 1-ФЗ. . . . 363
7.2.9. Федеральный закон «О наркотических средствах и
психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ. . . . 364
ПРИЛОЖЕНИЯ……382
1. Глоссарий. . . . 382
2. Признаки, состояния и последствия при употреблении наркотиков. . . . 390
3. Тесты для родителей. . . . 393
3.1. Тест «Употребляет ли ваш ребенок наркотики?» . . . . 393
3.2. Тест «Признаки опьянения опиатами (героин, «ханка»)» . . . . 394
4. Тренинг по первичной профилактике употребления ПАВ среди
молодежи. . . . . 396
Список литературы. . . . 405

Предисловие

Современная социальная ситуация требует принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время совершенно очевидно, что очень многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь, употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.
Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку молодежи, которая оказывается психологически беспомощной без необходимой поддержки, а ее связи со старшим поколением утрачены. Профессионалы, работающие с детьми и подростками, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью, знать способы эффективного преодоления жизненных проблем и развивать стереотипы здорового поведения.
Одним из эффективнейших подходов, предлагаемый авторами учебника, является метод духовно ориентированной стрессовой психотерапии на православной основе. Данный метод лечения, разработанный в Международном институте резервных возможностей человека, реализован при лечении большого (более 125 000) числа больных с патологическими зависимостями в течение 20 лет.
Учебное пособие поможет студентам светских и духовных учебных заведений ориентироваться в вопросах профилактики зависимого поведения, а также сформировать собственный стиль здорового поведения.

Белов Василий Георгиевич - доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы