Космические профессии? Профессии будущего: Когда мы полетим в космос? Профессии связанные с космосом звездами

Кто полетит на Луну? Где искать новых Королевых и Гагариных? Чему и как учить тех, кто будет конструировать новые корабли, ракеты и спутники? Эти и другие проблемы, связанные с подготовкой кадров для звездной отрасли, обсудили эксперты "Российской газеты".

Российская космическая индустрия испытывает острейший дефицит классных специалистов. Сегодня этот факт не отрицает уже никто. Ни эксперты, ни руководители самого высокого ранга.

Вместе с тем утверждена новая космическая программа России до 2020 года. "Мы не отстаем, в идеях, в передовых технологиях, в интересных решениях, - говорит член-корреспондент РАН, первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Владимир Соловьев. - Но сейчас на предприятиях кадры 35-40-летних практически вымыты. Есть либо такие седые, как я, либо совсем зеленая молодежь. И грош нам будет цена, если мы дали в правительство серьезную космическую программу, а ее некому делать".

Недавно Роскосмос и минобрнауки подписали соглашение о создании Космического научно-образовательного консорциума. Предполагается, что ведущие предприятия и ведущие технические вузы должны объединить свои усилия и сформировать современную эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ракетно-космической промышленности.

Аналитики говорят прямо: нужно возродить систему, которая хорошо работала в советское время. Возьмем хотя бы ведущий российский технический вуз - МГТУ имени Баумана. Он всегда имел не только мощную научно-педагогическую школу, но и теснейшие связи с заводами, КБ. Преемственность традиций просматривалась четко: "отец" современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский был руководителем дипломного проекта у будущего авиаконструктора Андрея Туполева. Туполев стал руководителем дипломного проекта у будущего Главного конструктора Сергея Королева. Королев был научным руководителем у многих профессоров в Бауманке...

Звездный стандарт

Одна из самых важных проблем: выпускники вузов оказываются не всегда готовы к работе, которая их ждет. По мнению многих экспертов, это происходит из-за того, что стандарты подготовки специалистов разрабатывают чиновники, а не заказчики.

Владимир Соловьев: Очень важно дать студенту фундаментальные знания. Ньютоновская, эйнштейновская физика, курс высшей математики мехмата - это мощная база. Но не менее важны прикладные технические знания. Что было раньше? Приходит молодой инженер на РКК "Энергия", и мы года два его переучиваем: под свои жесткие требования, новые технологии, новые задачи. Очень важно, чтобы были преподаватели от работодателей. Сейчас у МГТУ имени Баумана есть "привилегия" - право создавать свои университетские стандарты. В них закладываются все необходимые компетенции, которыми должен обладать молодой специалист. И эти стандарты могут брать на вооружение другие вузы нашего направления.

Сейчас инженер после вузовской скамьи получает 30-35 тысяч рублей в месяц. И есть неплохая перспектива роста. И жилье мы строим активно. Очень важно, чтобы у человека был интерес. Есть - значит он будет нормально работать.

Владимир Калугин: Как подготовить студента к работе по специальности? Рецепт "отшлифован" за 75 лет работы нашего космического факультета: ребята проходят практику на ведущих предприятиях, и начинают брать их туда уже с 3-4-го курса. Мы всегда почему-то смотрим на Запад. И забываем про собственную инженерную подготовку. Главное, совместная работа над профессиональными стандартами предприятий и учебных заведений. Это залог успеха в подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли.

Александр Соболев: Ограничения, которые накладывают стандарты для работы вузов, уходят в прошлое. Национальные исследовательские университеты имеют право разрабатывать собственные стандарты, причем совместно с предприятиями, опираясь на профстандарты. Иногда проблема заключается в том, что работодатели не имеют четкого портрета профессиональных компетенций, четких требований к квалификации выпускников. В этом случае разрабатывать их должна команда специалистов - от заказчика и от вузов.

Новый закон об образовании позволяет сейчас создавать на предприятиях кафедры профильных вузов. Туда должны быть вынесены части образовательного процесса, связанные с изучением конкретных технологий. Чем больше базовых кафедр, тем лучше. Опыт МФТИ, Бауманки это подтверждает.

Конструктора заказывали?

Дефицит кадров для космоса возник еще в 90-х годах, когда талантливая молодежь рванула из обедневшей космической романтики в бизнес. А как формируется госзаказ на специалистов сегодня?

Александр Соболев: Есть государственный план подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса - примерно 13 тысяч 600 человек в год. Из них около 2 тысяч - это кадры для Роскосмоса, по четырем базовым группам специальностей и направлений подготовки. Казалось бы, все четко. Почему не срабатывает? Причин много. Тут и проблемы целевого набора, когда предприятия изначально подают заявки в Роскосмос, а потом целевые абитуриенты не приходят в вузы. И низкий уровень подготовки выпускников школ: нередко средний балл ЕГЭ поступающих в технические вузы не превышает 55 баллов при среднем по России около 60.

Кстати, сейчас лишь около 24 процентов учащихся выбирают для ЕГЭ физику, а это наряду с математикой главный предмет для технических вузов. Поэтому план по поступлению выполняется примерно на 60 процентов. Но ведь и среди тех, кто поступил, естественно, идет жесткий отсев. На выпуске примерно только половина идет работать по специальности.

Четкий прогноз - это вопросы координации работы профильных министерств, Роскосмоса и конкретных предприятий. Хотелось бы, чтобы план подготовки кадров был более реалистичным.

Владимир Калугин : Приведу цифры. Каждый год на факультет "специальное машиностроение" поступают 450 первокурсников. Заявка выполняется на сто процентов. Вроде бы здорово. Но давайте внимательно посмотрим хотя бы на целевой прием. Почему? Да, это кадры, которые нужны предприятию. Но нередко они присылают абитуриентов с крайне низкими баллами ЕГЭ. Часть заворачиваем сразу. Еще где-то 25 процентов отсеиваются уже на первых курсах. Проблема огромная.

Попасть в цель

Минобрнауки считает целесообразным переход от целевого приема к целевой подготовке, когда четко прописан договор: стипендия от предприятия, система закрепления, гарантии.

Виктория Майорова: Я считаю, что целевой набор - вынужденная мера и, надеюсь, временная. Почему мы должны брать несильных абитуриентов, которых присылают предприятия, и потом их отчислять? Нужно дать вузам возможность делать полноценный набор. А уже потом, где-то с третьего курса, пусть действует целевая подготовка. Нам нужны не просто способные, а мотивированные ребята, которые хотят работать в космической промышленности.

Только что завершилась Всероссийская олимпиада "Шаг в будущее". Вы бы видели, какие интересные работы были представлены по космонавтике. Первое место занял ученик из Новосибирска: его проект связан с робототехникой на поверхности космического тела. Эти ребята - самородки. А мы вынуждены иногда "забивать" места непонятно какими абитуриентами из целевого набора.

Как удержать молодежь

Аналитики приводят неутешительную цифру: примерно 60 процентов молодых специалистов уходят с предприятий промышленности уже в первые три года. В основном, не устраивает зарплата, социальный пакет, отсутствие карьерной перспективы. Как заметил один из экспертов, при нынешней зарплате на космических предприятия хорошего инженера не удержать.

Александр Лазуткин: Мало платят? Но это далеко не все. Нужна мотивация, интерес. Раньше говорили: в 2030-м году полетим на Марс. Помню, когда в НПО "Энергия" появились отделы, которые начали заниматься лунной и марсианской программами, пошла молодежь. Деньги те же самые платили, но молодежь уже ходила по предприятию. Как только все это прикрыли - не стало молодежи. Нужна захватывающая космическая программа. Чтобы студент, который готовится заниматься космической техникой для полета, скажем, на Марс или к Юпитеру, знал: у него есть шанс реализовать свою мечту.

Владимир Соловьев: После Бауманки до предприятий доходит 70 процентов выпускников. Другое дело, что через год, поднабравшись практических знаний, скажем, на РКК "Энергия", они становятся очень востребованы где-то вовне. В резюме сразу же появляется хороший бренд. Кстати, примерно 40 процентов наших студентов делают дипломы именно на предприятии. Хотя когда-то это была стопроцентная практика. Но сегодня 40 процентов - очень хороший показатель. Потому что лет десять назад он был практически равен нулю.

Что еще важно? Пришел студент с четвертого курса. Работодатель обязан дать ему знающего опекуна, который занимался бы с молодым специалистом. А если тот говорит: "Слушай, это такая морока, мне некогда..." - ничего не выйдет. В "Энергии", допустим, закон: начальник сектора должен быть аттестован определенным образом для работы с молодежью.

Виктория Майорова: Ребята умные, они все просчитывают. Какая зарплата и какие шансы с жильем? Что входит в социальный пакет и есть ли свой спорткомплекс?.. Недавно встречалась с выпускниками, они рассказывают: со всеми накрутками получают до 70 тысяч рублей. Довольны страшно.

Наставничество очень важно. Это должен быть механизм, который подкрепляется строчкой в бюджете о кадровом сопровождении. И она раньше была. А сейчас предприятия не получают ни копейки на подобные вещи.

Владимир Родченко: Раньше в бюджете предприятий была строка - "на вузовскую науку". Были деньги, чтобы проводить научно-исследовательские работы, проектирование, селекцию талантливых ребят. Сегодня же помощь предприятий зависит только от того, преподает в институте какой-то руководитель или нет. Это административный ресурс. А должна работать система. Только тогда кадры будут по-настоящему адаптированы к промышленности. Но надо понимать: это не уровень министерств. Это уровень государства: при финансировании любого сложного технического проекта ввести отдельную строку на подготовку кадров.

Кто полетит на Луну?

Сегодня космос полностью ушел из отечественного кино. Вместо него - голливудские блокбастеры. В российских книжных магазинах гораздо проще купить детские книги про космос, переведенные с английского. Во многих даже не упоминается первый космонавт планеты. А предмет "Астрономия" исчез из школьной программы. Как же воспитывать новых Королевых и Гагариных? Эксперты подчеркивают: чтобы мотивировать молодежь, нужна начинать со школы.

Борис Крючков: Специалисты ЦПК проводили опрос: что интересует в космосе молодежь? Оказалось, прежде всего такие, большие проекты, как Луна, Марс. Мы мало рассказываем о космических планах. Надо давать больше информации в СМИ о новых перспективных программах России! Когда развивалась программа "Союз-Аполлон", конкурс в вузы на аэрокосмические специальности увеличился в два-три раза.

Что еще тревожит? При отборе в отряд космонавтов мы тестируем претендентов по русскому языку и литературе, физике, математике, культурологии и компьютерной техники. Самые лучшие результаты - по компьютерным технологиям. Хуже всего - с физикой и математикой. А ведь это тестирование на уровне знаний средней школы! Чему удивляться? Раньше на физику отводилось 5-6 часов в неделю. Сейчас "база" - два часа. Астрономию вообще выгнали из школы. Если не изменим ситуацию, мы никогда не привьем интерес к техническим наукам и специальностям.

Несколько лет в ЦПК функционировал филиал кафедры МАИ. Через него прошли сотни студентов. Они изучали транспортные корабли, орбитальные станции, бортовое оборудование, которые использовались в космосе. Проблемы создания космической техники студенты обсуждали с космонавтами, учеными, инструкторами. К сожалению, институт филиалов кафедр упразднен, а жаль! От него была огромная практическая польза.

Юрий Маленченко: Как изменится подготовка космонавтов с учетом лунных проектов? С точки зрения безопасности, это на несколько порядков более сложная работа. Будет новый корабль, новая пилотируемая транспортная система. Если говорить не просто о коротком полете на Луну, как у американцев, а о создании лунных баз, то здесь должны быть совсем иные вопросы отбора космонавтов. Много вопросов. Мы к ним готовимся, изучаем.

Александр Лазуткин: Я был в американском Хантсвилле, в космическом молодежном лагере.

Там всех школьников пропускают через 2-недельную образовательную программу. Ребята кораблем "управляют", в скафандрах работают. Им показывают, что такое невесомость - имитируется на 1-2 минуты. И учителей даже запускают. Вот это дело очень хорошее. Это и нам бы следовало взять. Потому что у нас есть Центр подготовки космонавтов, куда мы можем приглашать учителей и показывать, как это все устроено.

Справка "РГ"

В прошлом году Роскосмос впервые в истории провел открытый конкурс по отбору кандидатов в отряд космонавтов. Из 305 человек право на путевку в космос получили только 8. Следующий планируется провести примерно через 2-2,5 года.

Сейчас в российском отряде космонавтов насчитывается 42 человека. В том числе 8 кандидатов, которые проходят общекосмическую подготовку. Из числа действующих космонавтов пока не летали в космос свыше 30 процентов.

От редакции

По мнению экспертов, несмотря на проблемы, система непрерывного космического образования в стране все-таки работает. Любопытно: оказывается, есть даже детские сады, которые ориентированы на космическое образование. И наши космонавты участвуют в этом. Правда, как замечает Виктория Майорова, все пока еще в зачаточном состоянии. Но - есть!

Если говорить о школе, то, скажем, в Ульяновске работает прекрасный космический клуб "Буран". Открыты аэрокосмические лицеи в Новосибирске, Красноярске, Самаре. Это большие образовательные центры. Олимпиада "Шаг в будущее, Космонавтика" - как итог всей этой большой работы.

Важным местом для практической подготовки молодых специалистов могли бы стать космические центры, организованные на базе ведущих технических вузов. Где брать Королевых и Гагариных? Здесь - говорят эксперты. Скажем, в МГТУ им. Баумана существует Молодежный космический центр. Сейчас там проектируются четыре спутника, главный из которых - "Бауманец-2". Это будет настоящая летающая лаборатория для проведения научных экспериментов.

Кстати, Роскосмос наконец-то признал, что эта ниша была упущена. Российское космическое ведомство готово бесплатно осуществлять запуски на орбиту студенческих спутников. По словам Владимира Поповкина, это принципиальная позиция. "И если какой-то вуз сделает спутник, он может какое-то время полежать, пока для него найдется место, но аппарат обязательно будет выведен на орбиту", - заметил Поповкин.

Эксперты говорили и о важности проведения мониторинга успешности выпускников. Так, по словам Виктории Майоровой, 72 процента выпускников, прошедших школу молодежного центра "Бауманки", работают по специальности - инженерами. В целом же из выпускников университета только каждый пятый занят в той же профессии.

Представитель минобрнауки заметил, что востребованность работодателем - это и есть главный критерий оценки успешности вуза. "Если выпускники востребованы, результаты вузовской науки составляют основу новых технических решений предприятий и корпораций, то мы всячески поддерживаем такие вузы и даем все возможности для их эффективной работы", - подчеркнул Александр Соболев.

Эксперты "Российской газеты":

Борис Белков - руководитель программ департамента инициатив и специальных проектов направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив

Владимир Калугин - руководитель Научно-учебного комплекса "Специальное машиностроение" МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, профессор

Борис Крючков - начальник управления, заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина по научной работе, доктор технических наук, лауреат государственной премии СССР

Александр Лазуткин - директор Мемориального музея космонавтики, летчик-космонавт, Герой России

Виктория Майорова - руководитель Учебно-научного Молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель Всероссийской олимпиады школьников "Шаг в будущее, Космонавтика", доктор технических наук, профессор

Юрий Маленченко - космонавт-испытатель, Герой России

Владимир Родченко - профессор МАИ, доктор технических наук

Александр Соболев - директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России, доктор физико-математических наук

Владимир Соловьев - первый заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МГТУ им. Н.Э. Баумана, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза

У современных детей редко встречаются цели стать космонавтом или связать свою жизнь с космосом. Выпускники школ предпочитают более реальные профессии: юрист, экономист, психолог и т.д.

Однако, в космической сфере найдётся достаточно вакантных мест как для мужчин, так и для женщин. И речь здесь не только о космонавтах или инженерах.

Топ-10 актуальных профессий, связанных с космосом

В последние 5-10 лет наблюдается активное развитие космонавтики, частного ее сектора. В связи с этим, станции и лаборатории готовы открыть свои двери для молодых специалистов следующих профессий:

  1. Инженер-конструктор для разработки скафандров. Помимо разработки новых костюмов, инженеры испытывают новые материалы, проверяют и тестируют костюмы, добавляют смарт-технику и др.
  2. Эксперт по запахам. Должность необычная, но весомая: специалист анализирует запахи различных частиц и материалов корабля, непосредственно перед его полетом, чтобы устранить токсичные вещества.
  3. Космический психолог. В обязанности психолога входит работа с экипажем, поддержка психического состояния его членов. Также психолог осуществляет профотбор в команду и набирает более психологически устойчивых кандидатов.
  4. Космический гид-экскурсовод. По прогнозам специалистов, эта профессия станет одной из самых популярных и необходимых в ближайшем будущем. Тенденция спровоцирована появлением частных компаний, которые уже понемногу начинают отправлять туристов на орбиту.
  5. Инженер-космодорожник. Одна из самых важных специализаций в космонавтике. Инженер обслуживает околоземную транспортную сеть и разрабатывает транспортные коридоры.
  6. Космогеолог. Профессия связана с добычей полезных ископаемых и их разведкой на Луне и астероиде.
  7. Инженер системы жизнеобеспечения. В задачи инженера входит разработка системы жизнеобеспечения членов экипажа в открытом космосе и их обслуживание в критических ситуациях.
  8. Космобиолог. Профессия связана с изучением поведения разных биологических систем в открытом космосе, разрабатывает условия для их естественного функционирования.
  9. Проектировщик жизненного цикла космических конструкций. Профессия становится востребованной и необходимой с учётом того, что в планах у ученых активное освоение и заселение Луны и Марса. В задачи проектировщика входит перестройка и утилизация космических сооружений.
  10. Робототехник. В ближайшие 5 лет в России ожидается активное продвижение робототехники, что повлечет за собой ряд новых специализаций. В задачи техника входят проектирование и создание аппаратов для исследования космоса и его объектов.

В ближайшее десятилетие профессии, связанные с космосом станут востребованными и перспективными. И связано это не только с активным освоением космоса, но и с разработкой все новых и умных систем и аппаратов.

В нашем мире существует множество самых разных профессий. Некоторые из них увлекательные, другие - сложные, а есть и романтические. Каждая из них по-своему полезна и нужна людям.

Но есть одна профессия, которая сочетает в себе все перечисленное. Она увлекательная и романтическая, но в то же время очень сложная. Эта профессия - космонавт.С ней связана самая большая опасность, но в то же время она является наиболее заманчивой и интересной. Для того чтобы точно определить, сможете ли вы стать настоящим космонавтом, нужно узнать как можно больше об этой героической профессии.

Профессия космонавта - мечта каждого ребенка

Сложно найти взрослого, который в детстве не мечтал побывать в космосе. Прошли годы, однако и сейчас каждый современный ребенок хоть раз в жизни задумывается о профессии космонавта. Очень часто можно встретить школьные сочинения на тему «Моя будущая профессия - космонавт». В них дети описывают свои мечты после школы. Однако, несмотря на такую популярность среди молодого поколения, эта профессия остается в числе самых редких в мире из-за высочайших требований к каждому кандидату. Именно поэтому, если вы решили остановить свой выбор на данной специальности, вы должны начать знакомство с профессией космонавта с того, чтобы узнать, что она в себя включает. Также нужно знать, какие требования предъявляются к будущему космическому пилоту, потому что работать над собой надо начинать уже в школе.

История профессии

Эта профессия довольно молодая. Всего лишь в прошлом веке люди не могли даже мечтать о том, чтобы приблизиться к звездам, а сегодня эта задача успешно решается настоящими профессионалами.

1961 года был совершен первый космический полет с первым космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Корабль под названием «Восток» стартовал с Байконура, и именно с этого момента зародилась героическая профессия - космонавт,о которой мечтают практически все дети. Это название официально закреплено за данной специальностью во всем мире, и только в США представителей профессии называют астронавтами.

Первые пилоты должны были решить только одну задачу - совершить полет. Однако со временем, по мере того как совершенствовались космические системы, профессия космонавт стала подразумевать уже и многое другое. Увеличиваются требования, а значит, на борту космического судна находятся самые разные профессионалы: инженеры, исследователи, врачи и множество других людей, которых объединяет общая цель - освоить новые просторы Вселенной.

Профессия космонавт. Описание для детей

Космонавт - это человек, который должен решать множество задач на борту корабля. В его обязанности входит управление бортовыми системами, а также оборудованием для научных исследований. Кроме того, он должен уметь считывать показания всех приборов на борту и контролировать режим работы всей аппаратуры и двигателя судна.

Многое еще подразумевает профессия "космонавт". Описание для детей должно включать в себя все требования к будущему пилоту. Среди них главное - уметь принимать решения в неожиданных ситуациях. Когда корабль плывет в космосе, возможно всякое.

Например, может выйти из строя аппаратура, которая начнет давать неправильные сведения. Не всегда возникшую проблему можно решить с помощью Земли. Космонавт должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и быстро принимать решения по устранению каждой возникшей проблемы. Именно поэтому паникерам не место на космическом судне.

Основные специальности космонавтов

На сегодняшний день, когда человек все дальше заходит в своих исследованиях Вселенной, информация о профессии космонавтастановится все обширней. Она уже не подразумевает только умение управлять космическим судном. Если на начальном этапе космонавтами становились профессиональные летчики, то на современном этапе в эту профессию входит уже множество других профилей. Сейчас выделяют три основных специальности космонавтов.

    Космонавт-испытатель, который является пилотом корабля. В его обязанности входят пилотирование космического судна, взлет и посадка. Он также должен координировать работу каждой системы и любого действия экипажа. Космонавтами-испытателями, как правило, становятся военные летчики.

    Космонавт-инженер. Это человек, который отвечает за правильную работу всей технической системы летательного аппарата, согласовывает всю подготовку перед полетом и после него, а также принимает участие в разработке и испытании новейших технических систем.Информация о профессии космонавта будет неполной без упоминания инженера, потому что именно на него возложена ответственность по проведению любых ремонтных работ во время космического путешествия.

    Космонавт-исследователь, который обязательно должен иметь медицинское образование. Он несет ответственность за состояние здоровья каждого члена экипажа. Кроме того, он ставит различные эксперименты и проводит исследования поведения живых организмов в условиях невесомости. Длительные космические экспедиции невозможны без участия исследователей.

    Таким образом, не только умения летчика подразумевает эта профессия. Космонавт должен уметь и знать многое. Описаниеэтой работывключает в себя множество самых различных специальностей, каждая из которых выполняет важнейшую задачу в совершении космических путешествий.

    Какие требования предъявляются к будущему космонавту

    Если вы решили, что после школы станете космонавтом, вам нужно знать, что к этой профессии предъявляются самые высокие требования. Именно поэтому она является самой редкой в мире.

    Итак, если профессия космонавт - это ваш твердый выбор, вы должны в первую очередь тщательно следить за своим физическим состоянием. Крепкое, практически идеальное здоровье - главное требование к будущему кандидату. У вас не должно быть никаких хронических заболеваний и вредных привычек. Кроме того, вы должны обладать идеальным зрением. Здоровье космонавта должно быть отличным еще и потому, что в космосе не найдешь больницу. Именно поэтому будущие пилоты обязательно должны владеть основами медицинской помощи в различных ситуациях.

    Помимо физического здоровья, предъявляются высокие требования и к здоровью психическому. Будущий космонавт должен уметь сохранять трезвую голову и не поддаваться панике в любой ситуации. Кроме того, он не должен быть подвержен различным депрессиям и приступам тоски. Ведь находиться так далеко от дома неопределенное время сможет не каждый.

    Помимо идеального физического и психического здоровья, другое главное требование к будущему космонавту - свободное владение английским языком. Именно на нем общаются на которая создана усилиями многих стран. На ней постоянно находятся космонавты из разных уголков мира, периодически сменяя друг друга.

    Кроме того, у вас должно быть высшее образование по какой-либо технической, медицинской или военной специальности, в которой вы разбираетесь лучше всех. Ведь в космосе надо проводить множество научных экспериментов, поэтому там не нужны певцы, артисты и представители других творческих специальностей.

    Как стать космонавтом

    В Подмосковье расположен Звездный городок, где есть специальный Центр подготовки космонавтов. Если у вас отличное здоровье, высокая успеваемость и образование по требуемым профилям, вы можете подать заявление сюда еще в период обучения в университете.

    Первый этап отбора идет по предоставленным анкетам, из которых отбирают 350 человек. Они сдают зачеты по таким предметам, как физика, математика и русский язык. Затем их ожидает строгая медицинская комиссия. После данного этапа количество кандидатов сокращается до 50. Самый последний отбор проходит уже в Центре подготовки космонавтов, где проверяют, сможет ли человек выдержать разные сложные испытания.

    Например, кандидата в космонавты могут запереть в абсолютно закрытом пространстве, где царит полнейшая тишина, и нет ни одного человека, кроме него самого. Срок такого заточения составляет 5 дней, в течение которых за испытуемым тщательно наблюдают, отмечая малейшие изменения в его поведении. После таких непростых испытаний остается всего восемь счастливчиков, которых зачисляют в отряд будущих космонавтов. Однако это не означает, что скоро состоится полет в космос. Обычно готовятся к такому событию 5-10 лет, в течение которых постоянно учатся проходить самые разные испытания.

    Во время взлета экипаж космического корабля испытывает сильнейшие перегрузки, а в самом космосе пребывает в состоянии невесомости. Для того чтобы быть готовым ко всем этим испытаниям, будущие космонавты учатся столько лет, прежде чем совершить свой первый полет. Их занятия проходят в специальных учебных классах и спортивных залах. Они прыгают с парашютом, уделяют много времени полетам и учатся переносить любую жару и холод, быть приспособленными к условиям перегрузок и невесомости. Поэтому тем, кто решил выбрать для себя эту героическую профессию, нужно быть готовыми к преодолению множества препятствий и упорной работе.

    Суеверия космонавтов

    Несмотря на то что космонавтика - область, в которой царят точность науки и новейшие технологии, с ней связано очень много суеверий и различных ритуалов. Если вы собираетесь выбрать эту работу, вам обязательно следует знать, какие суеверия связаны с профессией космонавта.

    Некоторые из них берут свое начало еще с дней зарождения данной работы. Например, Сергей Королев, первый генеральный конструктор, считал понедельник неудачным днем для старта. Традиция переносить дату вылета дошла и до наших времен. Также запуск корабля никогда не назначается на 24 октября - день, с которым связаны две трагедии. В 1960 году в этот день взорвалась опытная ракета, что принесло многочисленные жертвы, а через три года произошел пожар в одной из шахт с боевой ракетой. После этого дата стала запретной в российской космонавтике.

    Суеверия, связанные с профессией космонавта, также прочно связаны с именем Юрия Гагарина - первого в мире космонавта. Перед полетом экипаж в обязательном порядке посещает его кабинет, который до сих пор сохранился в том же виде, в котором его оставил легендарный пилот, и вписывает свои слова в книгу посетителей. Обязательным считается посещение мемориала памяти Гагарина и других первых космонавтов, которые погибли при выполнении служебных обязанностей и возложение цветов - красных гвоздик.

    Прибыв на Байконур, будущий экипаж вселяется в гостиницу «Космонавт», которая является своеобразным символом представителей этой профессии. Перед зданием этой гостиницы есть аллея, деревья которой посажены заботливыми руками космонавтов, вернувшихся из удачных экспедиций. Будущие пилоты совершают прогулку по ней, мысленно прося поддержки у своих старших коллег.

    В гостинице демонстрируется сеанс фильма «Белое солнце пустыни», который должен посмотреть каждый член экипажа.

    Также к числу обязательных ритуалов относится то, что в день полета все космонавты должны постричься.

    Во время завтрака перед взлетом они делают по глотку шампанского и оставляют свои автографы на дверях номеров, в которых жили. Садятся в автобус, украшенный подковами, под песню «Трава у дома». После прибытия на взлетную площадку каждый член экипажа повторяет то, что сделал когда-то Гагарин - орошает заднее правое колесо автобуса. Поднявшись на борт, экипаж машет рукой провожающим, но в ответ прощаться строго запрещается - плохая примета.

    Также среди ритуалов есть и такой - выводить на ракете-носителе перед запуском слово «Таня». Считается, что это имя впервые написал влюбленный офицер. По слухам, когда один раз забыли написать заветное слово - ракета взорвалась.

    У всех членов экипажа есть талисман команды, который выбирает капитан космического судна. Обычно это небольшая игрушка, которая носит общее имя Борис. Ее крепят так, чтобы было видно камерам, и наземные службы могут по игрушке понять, что корабль вышел на высоту, где уже не действует земное притяжение.

    На космонавтов встречают хлебом и солью.

    После возвращения на Землю команда снова выполняет ряд ритуалов, среди которых посещение мемориала и посадка собственного дерева.

    Такое количество суеверий - еще один ответ на вопрос о том, чем интересна профессия космонавта.

    Плюсы профессии

    Когда вы принимаете решение о своей будущей специальности, очень важно тщательно изучить все ее плюсы и минусы. Что касается работы космонавта, конечно, у нее много достоинств:

    • вы увидите то, что видели очень немногие в мире;
    • будете принимать участие в научных экспериментах и можете открыть что-то новое, что поможет развитию всего человечества;
    • получите возможность прикоснуться к будущему;
    • будете выглядеть героем в глазах родственников и друзей;
    • своими глазами увидите звезды.

    Все это возможно только для космонавтов, ни одна другая профессия не позволит столько увидеть и узнать. Однако не стоит забывать, что при всей романтичности этой работы она связана со множеством опасностей и трудностей.

    Минусы профессии

    Конечно, профессия космонавт для детей- одна из самых заманчивых и увлекательных. Однако при этом вам обязательно надо понимать, какие минусы она с собой несет, и быть готовым к ним. Это:

    • долгая и упорная работа перед первым полетом;
    • большое количество опасностей во время космического путешествия;
    • долгая разлука с семьей и друзьями;
    • вред, наносимый здоровью долгим пребыванием в невесомости.

    Кроме того, вы должны знать, что, невзирая на уровень технического прогресса, на Земле невозможно создать условия, полностью повторяющие космические. Несмотря на такое количество тренировок, космонавт, попав на орбиту, должен быть готов ко всем трудностям, которые могут возникнуть.

    В заключение

    После того как вы узнали все тонкости профессии космонавта, требования, которые предъявляются к кандидатам, условия, в которых придется работать, ваше решение будет более взвешенным. Для того чтобы вы сами осознали, насколько хорошо поняли все трудности работы, можете написать сочинение «Профессия - космонавт»,в котором опишете все ее плюсы и минусы. Это поможет вам увидеть, насколько данная работа подходит именно вам.

    Однако если вы все же решите, что хотите связать свое будущее с космонавтикой, начинайте уже сегодня делать шаги к своей мечте. Начните активно заниматься спортом, учить английский и физику. Читайте литературу по теме и каждый день узнавайте что-то новое. Возможно, именно вы сделаете важнейшие открытия, которые приблизят человечество к освоению новых планет, и станете тем специалистом, с именем которого будет прочно связана профессия космонавт. Все в ваших руках, и только от вас зависит, какое будущее у вас будет!

Что делать, если очень хочется связать свою жизнь со звездами, планетами и полетами, но космонавтом стать не получается?

Со времени первого полета человека в космос прошло более полувека, но вряд ли сегодня мы знаем о межпланетном и межзвездном пространстве достаточно. Чем больше мы изучаем Вселенную, тем больше понимаем, сколько в ней неизведанного. Научная фантастика продолжает будоражить умы молодых людей, многие мечтают стать космонавтами, своими глазами увидеть Международную космическую станцию или даже Марс, ощутить невесомость или даже инопланетную гравитацию.

Тем не менее, покорять пространство берут далеко не всех: сперва нужно пройти строгий отбор, состоящий из трех этапов - проверки биографии, медицинской комиссии и тестов по общеобразовательным и специальным дисциплинам. Каждый тур отсеивает сотни претендентов. В финале остается лишь несколько десятков человек, которые поступают на курсы подготовки космонавтов продолжительностью в несколько лет, а после - тренируются и ждут своей очереди отправиться на МКС (ожидание может длиться годами, а то и десятилетиями).

К счастью, помимо космонавтики, существуют и другие захватывающие профессии, связанные с планетами, звездами и безвоздушным пространством. Можно изучать верхние слои атмосферы, особенности форм жизни на других планетах, конструировать космические шаттлы или следить за данными спутников. Вариантов много, главное - понять, что именно вам интересно.

Инженер-конструктор

Где работать: ФГУП «ЦЭНКИ», Институт космических исследований РАН, Boeing, «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко», РКК «Энергия» им. С. П. Королева, ОАО МНПК «Авионика», АО «Российские космические системы» и другие предприятия космической отрасли

Уровень зарплаты: от 30 до 80 тыс. руб.

Основные дисциплины: математика, физика

Инженер-конструктор занимается созданием летательных аппаратов - спутников, ракет-носителей, космических кораблей. Такие специалисты должны очень хорошо знать математику и физику, иначе созданный ими аппарат может вовсе не взлететь. Проектировке и производству этой сложнейшей техники, а также управлению можно научиться на специализированных факультетах , и ГУАП. Студентам обеспечивается практика на предприятиях - на комплексе «Байконур», РКК «Энергия» им. С. П. Королева, ФГУП НПО «Техномаш», Boeing. В учебном процессе принимают участие космонавты, ведущие инженеры-ракетостроители и ученые.

Инженер-робототехник

Где работать: НПО «Андроидная техника», Кластер космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково», ИПМех РАН, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики

Уровень зарплаты: от 50 до 100 тыс. руб.

Основные дисциплины: математика, физика

Астрономия - одна и старейших наук, которая сегодня делится на несколько разделов, включая астрометрию, небесную механику, астрофизику, звездную астрономию и космохимию. Кроме того, относительно недавно, в начале XX века, появилось и новая подотрасль - археоастрономия, которая занимается исследованием знаний древних людей о космосе.

Основные дисциплины: математика, биология

Космобиология - интересный предмет: эта наука изучает функционирование живых организмов в космическом пространстве, а также способы построения систем поддержания жизнедеятельности космонавтов. Отдельный раздел космобиологии - астробиология - изучает происхождение, эволюцию и распространение жизни на других планетах. Те, кого интересует история Марса и возможности существования жизни на этой планете, прямая дорога как раз в эту область. Самый известный в России центр астробиологических исследований работает в рамках биологического факультета МГУ, на базе лаборатории космической биологии.

Специалист по космической медицине

Где работать: Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина

Уровень зарплаты: от 25 до 80 тыс. руб.

Куда поступать: В любой медицинский вуз (направление «Лечебное дело»), затем продолжить образование в рамках послевузовской программы по направлению «Авиационная и космическая медицина» в МГМУ им. Сеченова или РМАПО

Основные дисциплины: биология, химия

Космонавты нуждаются в постоянном медицинском сопровождении во время подготовки к полету, в ходе полета и после него. Квалифицированную помощь и поддержку им оказывают врачи, специалисты по космической медицине. Они же разрабатывают критерии отбора космонавтов и следят за тем, чтобы летательные аппараты соответствовали медицинским требованиям.

Космическая медицина - очень важная отрасль, ведь под воздействием тяжелых перегрузок при выходе и входе в атмосферу, а также в невесомости человеческий организм работает совсем не так, как обычно. Без гравитации от отсутствия нагрузки страдают суставы, из костей вымывается кальций, позвоночник постепенно слабеет и удлиняется, атрофируются мышцы, кровь перераспределяется по всему организму равномерно (тогда как в норме в нижней части тела ее больше, чем в верхней), что сказывается на работе мозга. Невесомость так или иначе меняет работу всех систем организма. При этом пилотируемые полеты к Марсу, возможные уже в ближайшем будущем, поставят перед специалистами в области космической медицины еще больше сложных задач, - а значит эта профессия в перспективе может стать только интереснее.

Инженер по телекоммуникациям и связи

Где работать: ФГУП «Космическая связь», Центр дальней космической связи в Евпатории, АО «Российские космические системы»

Уровень зарплаты: от 25 до 85 тыс. руб.

Основные дисциплины:

Центр дальней космической связи, который находится в Евпатории, Роскосмос планирует модернизировать в ближайшие несколько лет. Ожидается, что он будет использоваться для перспективных проектов, в частности, в рамках новой программы полетов на Луну. Сопровождением летательных аппаратов, а также различными исследованиями занимаются и специалисты «Российских космических систем». Кроме того, в России есть несколько центров космической связи, которые обеспечивают работу спутниковых каналов связи и телерадиовещания. Все они находятся в ведении предприятия «Космическая связь» и располагаются в Дубне, Екатеринбурге, Железногорске, Хабаровске и Петропавловске-Камчатском. Здесь работают инженеры с высшим техническим образованием, которые контролируют работу сложного высокотехнологичного оборудования и качество сигнала спутников.

Гидрометеоролог

Где работать: Росгидромет, «Экостандарт»

Уровень зарплаты: от 25 до 85 тыс. руб.

Куда поступать: РГГМУ

Основные дисциплины: математика, информатика, физика

Профессию гидрометеоролога сегодня тоже можно назвать достаточно редкой. Обычно выпускники этого направления устраиваются в одно из подразделений Росгидромета (сюда же, кстати, входит и Гидрометцентр). Гидрометеоролог должен уметь проводить наблюдения и использовать информацию, полученную со станций и установок, разбросанных по всему миру, в том числе и с помощью спутников. На основе этих данных они составляют прогнозы погоды и изменений климата, а также проводят научные исследования.

Будущее

Сегодня эксперты уверены, что в ближайшие 10 лет космические профессии станут очень перспективными. Связано это будет не только с расширением географии пилотируемых и беспилотных исследований, но и с тем, что автоматизированные системы управления год от года будут становиться «умнее», а значит и сложнее. Кораблям, которые отправятся к Марсу, потребуются развитые системы жизнеобеспечения, для высадки на Красную планету необходимо будет разработать массу самой разной техники, которая позволит человеку не только выжить в условиях, далеких от земных, и провести необходимые научные исследования, но и вернуться домой. Космическая радиация, невесомость, низкая гравитация на Марсе, вопросы обеспечения экипажей воздухом, водой, пищей и энергией, решение проблем со здоровьем, а также психологических проблем, которые могут возникнуть из-за длительного пребывания в замкнутом пространстве и «замкнутом» обществе, - всё это вызовы, которые будущее готовит для специалистов космической индустрии.

Кроме того, существует масса проектов, которые предполагают беспилотные исследования, в том числе на Марсе, и здесь тоже потребуются космические робототехники и космические геологи, астробиологи, инженеры и другие уникальные специалисты. У тех, кто сейчас только выбирает свой профессиональный путь, есть шанс ими стать. Что нужно сделать для этого? Только учиться и сохранять мотивацию - больше ничего.

Не знаю, доказал ли я это всем, но я точно доказал это себе: мы не прикованы к этой планете.
Нил Армстронг

Космос - это будущее человечества. Трудно представить более романтичную и перспективную сферу деятельности, чем освоение космоса.
В период первых полетов в космос в обществе не прекращались разговоры о космических исследованиях, казалось, что вот-вот он покорится человеку. Газеты, телевидение и разговоры взрослых задавали жизненный ориентир для всех школьников страны. Космонавты были популярны, как сегодня кинозвезды.

В настоящее же время в мире насчитывается меньше сотни "активных" космонавтов, и все они где-то далеко от нас. Современные подростки не романтизируют труд космонавта. Они знают, что исследовать космос - это физически и психологически тяжелая работа, к тому же, связана с большим риском. Поэтому современные школьники выбирают "приземленные" профессии , о которых они знают гораздо больше.

Сегодня сделаем шаг навстречу космосу! Расскажем о самых разных профессиях в космической отрасли.

1. Космонавт (астронавт)
Что делает? Проводит биологические, химические, физические исследования на Международной космической станции и в открытом космосе. Испытывает новую технику, ремонтирует бортовое оборудование, предотвращает аварийные ситуации. В течение 6 месяцев работает, спит и ест в невесомости в интернациональной команде космонавтов. Каждый день любуется Землей и звездами из иллюминатора.
Где готовят? Самая "проторенная дорога" в космос - профессия военного летчика. Но сегодня стать космонавтом может любой желающий с высшим образованием , физически здоровый и психологический устойчивый. Отбор и обучение кандидатов ведет Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина рядом с Москвой.



2. Астроном
Что делает? Наблюдает за космическими объектами, включая планеты, звезды, галактики. Астрономы могут опираться на данные наземного (телескопы) или космического оборудования (зонды). Анализ данных, которые они собирают, дает ключ к вопросам космического масштаба: возраст и строение планет, размеры и происхождение вселенной.
Где готовят? На физических факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ .

3. Инженер-конструктор
Что делает? Проектирует, строит и испытывает самолеты, ракеты и космические корабли. В своих работах инженеры-конструкторы должны учитывать ограничения каждой среды. Например, поскольку реактивные двигатели не работают в космосе, где нет воздуха для толкания, инженеры аэрокосмической промышленности вместо этого используют ракеты, которые работают на жидком кислороде и ракетном топливе для создания тяги.
Где готовят? МГТУ им. Баумана, МАИ, ГУАП

4. Инженер бортового оборудования
Что делает? Исследует, проектирует, разрабатывает и тестирует компьютерные системы и оборудование, которые используются для измерения активности в космическом пространстве или на Земле. Инженерам бортового оборудования важно уметь составить техническую документацию, чтобы любой космонавт потом мог воспользоваться или отремонтировать оборудование.
Где готовят? Получить базовое инженерное образование можно в МГТУ им. Баумана, МТУ (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ), МГТУ "СТАНКИН", НИУ "МЭИ"

5. Авиамеханик
Что делает? В сотрудничестве с другими специалистами создает такие продукты, как датчики, инструменты, двигатели или ремонтирует машины, которые необходимы для космических полетов. Например, механики могут сотрудничать с инженерами-конструкторами для разработки рулевого механизма на соплах ракет.
Где готовят? Авиамехаников готовят авиационные училища, колледжи, техникумы .

6. Инженер-строитель
Что делает? Проектирует или строит инфраструктуру космодрома. Вокруг космодромов вырастают целые города, которым требуются инженеры-строители , а также строительные рабочие - маляры, штукатурщики, бетонщики, крановщики и другие специалисты.
Где готовят? МГСУ, МГУПС им. Николая II, Московский Политех



7. Космический биолог
Что делает? Исследует биологические системы в условиях космоса и на других планетах. Специалисты этой перспективной профессии смогут выращивать на космических станциях растения и разводить животных.
Где готовят? На биологическом факультете МГУ , МВА им. К.И.Скрябина, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

8. Специалист по космической медицине
Что делает? Проводит отбор космонавтов для полета, следит за их самочувствием и психологическим состоянием. При его участии проектируются скафандры и системы жизнеобеспечения летательных аппаратов.
Где готовят? Кафедра авиационной и космической медицины МГМУ им И. М. Сеченова

9. Менеджер космического туризма
Что делает? Разрабатывает программы для туристов, которые хотят побывать в космосе в развлекательных целях. Контролирует процесс подготовки туриста к полету. Пока в космосе побывало 7 непрофессиональных космонавтов, и вопрос менеджмента таких полетов только появился, но с развитием частных космических организаций эта профессия станет востребована.

В космической отрасли есть перспективы для развития самых разных специальностей. Не важно гуманитарий вы или технарь , если вы всегда мечтали быть ближе к звездам, то выбирайте свой путь на космическую орбиту.
Для тех, кто мечтает о космосе, 26 марта 2017 года в МГУ им. М.В.Ломоносова открылся факультет космических исследований . На факультете будут готовить специалистов в аэрокосмической области и проводить новейшие исследования по освоению космоса.

Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку .