Занятие в средней группе «Путешествие капельки. Открытое занятие по экологии Подмосковья «Путешествие капельки Конспект по экологии путешествие капельки

Наталья Кудрявцева
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе

на тему «Путешествие капельки »

Программные задачи :

1. Расширить представления детей о различных природных объектах (вода, воздух) .

2. Объяснить экологические зависимости , осознание которых способствуют развитию экологического мышления .

3. Развивать творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

4. Формировать представления о неразрывной связи человека с природой, желание беречь природу.

5. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениям в природе.

Предварительная работа : беседа с детьми о временах года, наблюдение в природе, проведение опытов, рассматривание иллюстраций.

Материал : глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губки, иллюстрации с изображением времён года, тонированный и разделенный на четыре части лист бумаги, вырезанные из бумаги снежинки, сосульки, капельки .

Ход занятия:

Дети подходят к столу, на котором находятся глобус и два подноса со стаканами пресной и солёной воды.

Ребята, посмотрите на глобус. Это модель нашей Земли, нашего общего дома. Как вы думаете, каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом обозначены моря и океаны?

Маленькие овалы – это озёра, тонкие линии – реки. Вода в морях и океанах не такая, как в реках и озёрах. Узнать, чем она отличается, нам поможет опыт.

1 опыт : Посмотрите, что находится на подносах (стаканы с водой) . Что можно сказать о воде? Какая она?

Попробуйте воду и скажите, какой у неё вкус. Оказывается, что в одном стакане вода солёная, «морская вода» , а в другом безвкусная – пресная, «речная» , «озёрная» . Посмотрите на глобус. Как выдумаете, какой воды пресной или солёной, больше на нашей планете? Пьём мы пресную воду, а так как её на нашей планете очень мало, нужно ли беречь воду? (ответы детей)

Сейчас мы нальём немного воды на поднос, из чего состоит вода? (из маленьких капелек ) . Эти капельки – известные путешественники . Вместе с одной из них мы отправимся по временам года.

1 остановка. Какое время года изображено на картине? (осень)

Если вы отгадаете загадку, то узнаете, где можно встретить капельку осенью .

Крупно, дробно зачастило

И всю землю окропило (дождь) .

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

Оставляет он следы –

Мелководные пруды (лужи) .

Каким бывает осенний дождь? (грустный, печальный, серый, холодный)

2 опыт. Я предлагаю самим создать дождь. Представьте, что губка – это пушистое и лёгкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Сожмите её. Что-то произошло? Почему из нашего облака не идет дождь? (в облаке мало капель ) Добавим в наше «облако» немного воды. Что случится с «облаком» , если его теперь сжать? (капель стало много , идёт дождь)

Где ещё мы можем обнаружить капельку воды осенью ? (в озере, в реке, которые ещё не замёрзли)

2 остановка. Какое время года изображено на картине? (зима)

Можем ли мы увидеть капельку зимой и какой она становится, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Что за звездочки сквозные на платке и рукаве

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке (снежинка)

Прозрачен как стекло,

Но не вставишь в окно (лёд) .

Удивительный художник

На окошках побывал.

Удивительный художник

Нам окно разрисовал (морозные узоры) .

Лёд, снег, морозные узоры – это тоже наша знакомая капелька . Но вот солнышко пригрело и капелька отправилась дальше .

Динамическая пауза.

Давайте представим, что мы сами капельки и отправимся в путешествие с помощью рук . Посмотрите на свои руки. Они умеют многое : например, могут изобразить летающих бабочек, цветок. Мы можем ловить капельки дождя в ладошки . Наши руки могут рассказать сказку без слов.

Выглянуло солнце (поднять руки вверх)

Следом за ним появилась тучка (нарисовать тучку круговыми движениями рук)

Из тучки закапали капельки (изобразить поочерёдно каждой рукой)

Капелек было так много , что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала правой, затем левой рукой)

Полили капельки землю и на ней начали расти цветы (руками показываем движением снизу вверх)

Смотрят наши цветы на солнце и тут прилетели бабочки (скрестить кисти рук и легко махать ладошками, как крыльями)

Выглянуло солнце из-за тучи, протянуло лучи к капелькам . Превратилась наша капелька в пар и вернулась к тучке (поднять поочерёдно перевёрнутые ладошки вверх)

Вот и закончилось путешествие нашей капельки , а с ним и наша сказка.

3 остановка. Какое время года изображено на картине? (весна)

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдёт, и гвоздь упадёт (сосулька) .

Сосулька – это твёрдая вода.

Ох, опять промокли ноги!

Разлилась по всей дороге

Прямо на моём пути,

Не проехать, не пройти!

Мне "спасатель - мама" нужен!

На пути большая (Лужа)

4 остановка. Какое время года изображено на картине? (лето)

Где мы можем встретиться с капелькой летом ? (идёт дождь, появляется роса, туман, выпадает град)

Итак, в результате путешествия стало понятно , что капелька в течении года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, превращаясь то в капельку тумана или росы , то в большую градину или в тонкую иголочку инея, то в морозный узор на окне или в холодную сосульку.

Я предлагаю вам изобразить капельку воды в разное время года.

На столах лежат листы бумаги, разделённые на четыре части, тонированные в разные цвета. Что напоминают вам эти цвета?

Желтый цвет – осень, синий – зима, зелёный – весна, красный – лето.

Изобразите состояние капельки так , чтобы она соответствовала времени года.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Экскурсия в весенний парк» Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Экскурсия в весенний парк» Цель: учить наблюдать изменения в живой и неживой.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Березовка» структурное подразделение Детский сад Саратовская область Энгельсский.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Насекомые. Путешествие в страну увеличительного стекла» Цель: Формировать представления о строении и внешнем виде насекомых. Задачи: - учить детей пользоваться микроскопом; - развивать знания.

Конспект открытого НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в страну цветов» (2 младшая группа) Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект открытого просмотра по экологическому воспитанию в старшей группе: «Путешествие в лес.» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о растениях и животных леса; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Мама для Листопадничка» Составлен и подготовлен воспитателем.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «В гостях у Берендея» в подготовительной группе Задачи: - Создать у детей радостное весеннее настроение, закрепить знания о живой природе; - Воспитывать бережное, заботливое отношение.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Наш дом - планета Земля» Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе.

Зульфия Кучкарова
Занятие по экологии «Путешествие капельки». Старшая группа.

Занятие по экологии «Путешествие капельки » .

Старшая группа .

Программное содержание.

Цель : уточнить представление о том, что вода необходима всем живым существам. (Растениям, людям, животным) . Познакомить с одним из циклов круговорота в природе. Уточнить, расширить знания о свойствах воды. Дать детям знания о том, что вода приходит из реки, в дом по трубам водопровода. Дать детям знания о том, что вода это природные ресурсы, которые необходимо беречь, экономить, воспитывать бережное отношение к воде. Объяснить детям, что для получения чистой воды людям приходится

затрачивать много сил. Познакомить с предметом казахского национального быта торсы посуда для воды.

Оборудование : схемы, алгоритмы, таблица «круговорот воды в природе» , оборудование для опытов, плоскостное изображение речки, фартуки, ведерки, медали.

Предварительная работа : беседа о воде, о водном пространстве, знакомство с природными водоемами Казахстана, сюжетно ролевые игры «Путешествие по Казахстану » , «Поездка на озеро Балхаш» , «Отдыхаем на реке Нура» ,отгадывание загадок, заучивание стихотворений, знакомство с новыми играми «Мы- капельки » , «Ручеек» , «Хорошо-плохо» .

Мотивация : спасти королеву Водяную капельку , от злого волшебника Грязнульки.

Ход занятия.

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, потрогайте, какие у вас

ручки, давайте улыбнемся друг другу. А вы хотите поиграть? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебная вода» . Мы будем передавать из рук в руки воду, и говорить какая она (теплая, холодная, чистая, прозрачная) . Ребята, вы слышите музыку, это кто-то торопится к нам в гости. Почтальон приносит письмо. «Здравствуйте, ребята, пишет вам королева Водяная капелька , я попала в беду злой волшебник Грязнулька похитил меня, вы останетесь без воды. Если, вы хотите выручить меня, то вам нужно выполнить все задания Грязнульки.

(все задания представлены в виде схем алгоритмов) .

1 схема. «Значение воды» .

Ребята, давайте подумаем, для чего нам нужна вода (рассматривание схемы вода и человек, вода и животные, вода и рыбы, вода и растения)

Чтение стихотворений детьми.

Без воды нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить

Без воды нам не прожить.

Без воды не сможет мама,

Постирать, сварить, помыть.

Без воды скажу я прямо

Трудно будет нам прожить.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без воды.

2 схема «Сказка» .

Ребята, а вы хотите послушать сказку «Путешествие капельки » .

Жила была на небе капелька . У нее было очень много друзей,подруг капелек . Жили они все в облаках. Капелька весело играла со своими друзьями. Но однажды подул сильный ветер, облако плыло по небу, темнело, превратилось в огромную тучу. Тучки плыли по небу, сталкивались, разбивались, пролились и полетели капельки вниз на землю дождем. Одна капля упала в озеро, вторая капля дождалась, когда выглянет солнышко, смешалась с солнечными лучиками. Переливалась всеми цветами радуги. Следующая капля упала в лес на землю. А наша капелька всегда мечтала сможет ли она снова вернуться к себе домой на небо. Однажды теплый солнечный луч коснулся капельки , она превратилась в пар и полетела вверх. Так она снова оказалась в облаке.

3. схема «Опыты»

Ребята, имеет ли вода вкус? Попробуйте, воду. Какая она? (безвкусная)

Что сделать с водой, чтоб у нее появился вкус (дети проводят опыты, вода сладкая, соленая, кислая)

Ребята, чем пахнет вода? Что надо сделать, чтобы у воды появился запах (дети проводят опыты добавляют лимон, духи, йод)

Ребята, какого цвета вода? (бесцветная) . Что сделать с водой, чтобы у нее появился цвет (дети подкрашивают воду)

Стихотворение.

Она без вкуса, запаха, цвета,

Но давно уже признано это.

С любого грязнули всю грязь без следа

Смоет обычная наша вода.

4 схема «Физминутка»

Суым, суым,

Менім бетімді жушы,

Кзім жалтырасы,

Бетім ызарсы,

Езуім клімдесі,

Тісім тістесі.

5 схема «Откуда пришла вода»

Ребята, откуда к нам пришла вода (рассматривание схемы) . Воду дает природа она поступает из реки, ручья, родника, текет по трубам, очищается, фильтруется, по трубам водопровода попадает к нам в дом.

Игра «Хорошо-плохо» .

6 схема. «Торсы»

Ребята, вы знаете какие в Казахстане есть реки, озера? (Балхаш, Боровое, Нура) .Когда-то давным-давно воды в Казахстане было очень мало, люди берегли ее и очень хорошо относились к воде. Для хранения воды люди шили из кожи специальную посуду, которую назвали торсы. (показ рассматривание посуды)

Ребята, а вы знаете казахские пословицы о воде?

7 схема. «Помощь природе»

Ребята, вы знаете какая река протекает в Абайском районе (Нура? Я слышу кто-то стонет, давайте подойдем к реке. Почему речка стонет плачет? (ее засорили) как мы можем помочь реке? (дети берут ведра, одевают фартуки, очищают речку от мусора) воспитатель достает капельку , говорит от имени капельки .

Спасибо, вам ребята, за то, что спасли меня, и помогли всем людям, вы вернули им воду, вы стали добрыми помощниками природы, за вашу помощь я вас хочу наградить медалями «Защитник природы» .

Итог занятия .

Воспитатель : Ребята, как же мы с вами спасали капельку (рассматривание

алгоритма занятия )

Все что нужно год от года

Нам дает сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Для растений и животных

Для лесов, полей и рек

Знает каждый человек.

Для всех людей, для всей земли.

Старайся воду береги !

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас давайте помоем руки, и будем отдыхать.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Путешествие капельки» Цели и задачи: -уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ -способствовать расширению знаний у детей.

Программное содержание: Поупражнять детей в счете в пределах 10. Активизировать умственную деятельность детей,.

Цель: знакомство детей со способами утилизации и переработки мусора. Задачи: Знакомство с путями засорения окружающей среды (откуда берется.

«Путешествие капельки». Конспект занятия по экологии (вторая младшая группа) Образовательная деятельность экологического цикла. Тема занятия: «Путешествие капельки». Образовательная область: познание. Виды деятельности:.

«Путешествие капельки» (образовательная деятельность экологического цикла)

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : картинка Капитошки, капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, рыбки из картона

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

    Организационный момент.

Дети садятся полукругом.

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,

Ко мне капелька пришла, (показывает Капельку)

Плачет, бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!»

Капелька заулыбалась

И у нас в саду осталась.

2. Игровая ситуация

Ребята,

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

6. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

7. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

8. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

9. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

10. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Елена Бабинян
Конспект образовательной деятельности по экологии «Путешествие капельки»

Конспект образовательной деятельности по экологии

на тему : «Путешествие капельки » .

Пояснительная записка :

Дошкольный возраст – это важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, о животном и растительном мире. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребёнка.

Образовательная область : «Познание» .

Интеграция : «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие .

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет) .

Цели и задачи :

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека : вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря : Путешествие , спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : Кукла «Капитошка» , капельки воды (большие и маленькие, три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов , подтверждающих необходимость воды на Земле; кисти, салфетка для каждого ребёнка, гуашевые краски, стаканчики с водой.

Предварительная работа : Заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды, за цветами (полив) ; совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия:

Организационный момент :

Воспитатель : Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и предлагаю вам вспомнить наш девиз : «С голубого ручейка начинается река, а игра – начинается с улыбки!

(Дети проговаривают вместе с воспитателем) .

Игровая ситуация :

Воспитатель : Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это? Да это капелька , которую зовут - Капитошка. Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя).

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам , которые живут у нас в группе. Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки , что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги .

Путешествие-поиск капелек по группе :

(Дети идут по группе делают остановки, первая – в уголке природы возле растений).

Воспитатель : цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку ) .

У аквариума : рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку ) . Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно?

В игровом уголке : вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку )

У стола, на котором стоит чайник с водой : вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку )

В туалетной комнате : вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку ) .

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки , которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки ) .

Воспитатель : Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт , которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

Физкультминутка :

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

Проговаривание чистоговорки :

Кто там плавает в пруду – ду-ду-ду.

Вот я удочку найду – ду-ду-ду.

На рыбалку я пойду – ду-ду-ду.

А кота к пруду не поведу – ду-ду-ду.

Экспериментальная деятельность : «Как воду сделать чистой?»

Воспитатель : вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. Ребята, теперь посмотрите : перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Дети : Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему? (Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, вы рассуждаете! Потому что здесь вода чистая, а в этой ёмкости - грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную. Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой. А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

Массаж лица :

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чтобы глазки блестели. (выполнить движения по тексту) .

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

Совместная деятельность :

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? Дети : В чистой.

Воспитатель : Молодцы! У меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей. Я предлагаю вам сесть за столы и нарисовать для неё друзей.

(Дети рассаживаются за столы) .

Воспитатель : Сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

Пальчиковая гимнастика : «По водицу» .

Рассказать вам, где мы были? (показать «человечков» обеими кистями)

К речке по воду ходили,

Принесли в ведре водицы, (изобразить «ведро» )

Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить «умывание» )

Практическая деятельность :

(Дети рисуют рыбок) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько новых и удивительных друзей мы нарисовали для нашей золотой рыбки. Молодцы!

Вывод :

Воспитатель : Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки ? Для чего нам нужна вода? Как нужно беречь воду?

(Ответы детей) .

А теперь, милая Капитошка, ребята расскажут для тебя стихотворения, которые готовили для нашей сегодняшней встречи.

1-й реб : Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

2-й реб : Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить!

3-й реб : Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

4-й реб : На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Воспитатель : Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек . И дарит нам на память о себе волшебные капельки , которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька )

Воспитатель : Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и выполненную работу на занятии.

Вывод : Дошкольники стали осознаннее, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде. Я считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература :

1. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ » Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

4. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика» . Гимнастика для пальчиков.

Алина Александровна Будко

МБДОУ ЦРР №51 "Росток"
г. Ставрополь

Занятие в средней группе «Путешествие капельки»

Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра - начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог : дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к любить, ценить и рационально использовать природное богатство.природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность