Как библиотеки борются с функциональной неграмотностью. «Грамотные люди в России чаще остаются без работы»: ученые о функциональной неграмотности. «Грамотные люди в России чаще остаются без работы»

Функциональная неграмотность подразумевает неумение правильно понимать прочитанные тексты и написать сложный и связный текст, дополненные неумением ясно выражать свои мысли и чувства. Функциональная неграмотность не имеет ничего общего с обычной неграмотностью, когда человек, банально, не умеет читать, писать и считать. Нет, функционально неграмотные люди могут быстро и внятно читать, писать под диктовку, считать на калькуляторе и даже в уме, но все эти действия они выполняют неохотно, с трудом, каждый раз избегая чтения, письма и счета. Некоторые исследователи считают, что функциональная неграмотность хуже даже обычной безграмотности, поскольку указывает на более глубокие нарушения в механизмах мышления, внимания и памяти.

Преподаватели в ВУЗах часто жалуются, что студенты не понимают смысла прочитанного, не могут выражать свои мысли чётко и связно, не могут объяснить элементарных вещей, глядя на наглядное пособие, на котором уже все написано и разжевано. Из десятков студентов трудно выделить детей, хорошо понимающих предмет. Доходит до смешного, например, объясняют студенту устройство прибора «на пальцах», используя разговорные термины. Студент вроде все понимает, кивает головой, шевелит губами пытаясь запомнить. Затем просят повторить сказанное несколько минут назад. Результат - молчание и ступор.

Есть много признаков, по которым поставить диагноз «функциональная неграмотность» просто и легко. Человек избегает сложных задач, уверен в собственной беспомощности при решении проблемы, повторяет одни и те же ошибки, находит миллион причин, чтобы не нагружать мозги сложными, интеллектуальными задачами, гордится тем, что не любит читать и не читает даже газет. Человек просит объяснить смысл простейшей инструкции или условие задачи. Если, функционально неграмотного, заставить читать, то у него срочно начинает болеть голова, живот или глаза. «Больной» находит миллион причин, чтобы отвлечься. При чтении человек шевелит губами, пытаясь понять смысл прочитанного текста, испытывает трудности при выполнении действий по заранее готовому сценарию, инструкции, алгоритму. Человек не может задавать вопросы и поддерживать дискуссию по ранее прочитанному материалу. Человек читает одно, а понимает совершенно другое. Сталкиваясь со сложностями в понимании текста или смысла задачи, он либо объявляет себя беспомощным (нисколько не стесняясь этого), либо ведет себя агрессивно, по отношению к тому, кто его нагружает такими сложностями.

В докладе «Нация в опасности» Национальная комиссия отметила, что многие молодые люди не обладают целым рядом интеллектуальных навыков, которые можно было бы ожидать от них. Около 40% не могут сделать выводы из текста, только 20% могут написать сочинение, где будет убедительная аргументация, и только 1/3 из них может решить математическую задачу, требующую поэтапных действий. Данные из различных источников показывают, что примерно от 60 до 80 млн. американцев являются либо полностью неграмотными, либо полуграмотными, то есть их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо, чтобы «справиться с ответственностью ежедневной жизни.

В 2003 году в России по школам собирали похожую статистику среди старшеклассников. Так вот, достаточными навыками чтения обладали всего 36% школьников. Из них 25% учащихся способны выполнять только задания средней сложности, например, обобщать информацию, расположенную в разных частях текста, соотносить текст со своим жизненным опытом, понимать информацию, заданную в неявном виде. Высокий уровень грамотности чтения: способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся.

Функционально неграмотному человеку приходится нелегко даже на бытовом уровне. Ему трудно правильно выбрать необходимый товар или лекарство. Сложно быть путешественником (ориентироваться в дорожных указателях, планах местности и другой подобной информации). Проблемой является посчитать заранее и спланировать свои расходы, оплатить счета, заполнить налоговые квитанции и банковские документы и проч. Функционально неграмотные испытывают проблемы, связанные с воспитанием детей, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д. Проблемы с бытовыми электроприборами, невозможность разобраться в инструкциях к ним, ведут к их порче, а иногда и к бытовым травмам хозяев. По мнению специалистов, функциональная неграмотность является одной из главных причин безработицы, аварий, несчастных случаев и травм на производстве и в быту.

Функциональную неграмотность невозможно победить в одиночку — это факт. Бесполезно запрещать и читать лекции о просвещении, потому как функционально неграмотный человек пропустит ваши сентенции мимо ушей, не поняв их смысла.

Многие используют такое положение дел в собственных интересах, в том числе и на государственном уровне. Людям, страдающим от функциональной неграмотности, а их ныне большинство, продают дорогущие кредиты, впаривают ненужные вещи, ими управляют на каждом шагу при помощи маркетинговых манипуляций, а также используют в качестве мишени для пропагандистского воздействия любого рода. Это очень выгодно! С каждым годом функционально неграмотных людей становится все больше. Школа и вузы не могут ликвидировать функциональную безграмотность. А значит, если тенденция по оболваниванию масс сохранится, то вскоре небольшой процент высокообразованных и полноценно грамотных людей будет прекрасно существовать, направляя массы в нужную сторону. Это наблюдается и сейчас, но эффект разбавлен большим количеством грамотного населения, получившего достойное «советское» образование. Когда эти люди уйдут, останутся лишь массы функционально безграмотных, увы.

Что же делать? Причины функциональной неграмотности лежат на поверхности. В борьбе с функциональной неграмотностью нет простых рецептов. Заметив симптомы функциональной неграмотности у своего ребенка, надо принимать меры, не дожидаясь разрастания проблемы. Надо ограничивать использование гаджетов — смартфонов, планшетов. Надо устанавливать ограничения на посещение соцсетей и бесполезных форумов. Мешают компьютерные игры? Надо ограничивать время или вовсе запретить. Надо ограничивать просмотр телевизионных программ до минимума. Надо переключать интерес человека на реальный мир и стараться выводить мозг из спящего состояния. Это далеко не полный перечень первоочередных мер по локализации проблемы функциональной неграмотности. Борьба с этим злом должна вестись на всех направлениях, а значит причины любых проявлений функциональной неграмотности должны устраняться. Специалисты утверждают, что борьба с безграмотностью имеет смысл до 10-ти летнего возраста. Надо ставить пароли на гаджеты детей? Значит ставьте!

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Функциона́льная негра́мотность - неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении читать инструкции , в неумении находить нужную в деятельности информацию. Понятие появилось в 90-е годы XX века . По мнению Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность является причиной многих техногенных катастроф .

Функционально неграмотным (малограмотным) считается лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и письма и неспособное к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотных и малограмотных следует отличать от людей, не умеющих читать и писать («неграмотных »; их число, согласно мировой статистике, постоянно снижается и составляет в развитых странах не более 0,5 % населения). Причиной появления функциональной неграмотности могут быть такие обстоятельства, как исключение из школы , долгие болезни.

Функционально неграмотные люди культурно ограничены (в той или иной степени), характеризуются слабой учёбой в школе, негативным отношением к культурным учреждениям, вытекающим из неумения понимать их репертуар и боязни быть осмеянными в связи с этим .

C 90-х годов в России началось снижение грамотности населения. В 2003 году Международный институт чтения провёл исследование по качеству чтения и функциональной грамотности, в котором учащиеся России заняли 32-е место из 40 стран. Сегодня в России лишь каждый третий выпускник 11-х классов понимает содержание научных и литературных текстов. Это явление вызвано учебными программами направленными не на понимание прочитанного, а на звуковое воспроизведение .

Существующие системы решения проблемы функциональной неграмотности

Для решения проблемы в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время показа популярного сериала , в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги

Слово “грамотность” произошло от греческого grammata – чтение и письмо. Буквально оно означает определённую степень владения навыками устной и письменной речи. Но конкретное содержание понятия “грамотность” изменялось на различных этапах экономического и политического развития общества, оно расширялось с ростом обществ, повышением требований к развитию индивида. Первоначально грамотными считались лица, умеющие только читать, позднее те, кто умел читать и писать, затем в качестве критерия грамотности добавились навыки счёта и т.д. В начале 1960-х годов ЮНЕСКО определяло грамотным “человека, владеющего чтением и письмом настолько, чтобы понимать простые и краткие сообщения, касающиеся его повседневной жизни” 1 .

Отделение понятия функциональной неграмотности от понятия традиционной неграмотности связанно с осознанием в конце 70-х в начале 80-х годов того, что неграмотность населения присуща не только развивающимся, но и развитым странам. Отмеченное явление нашло свое отражение в пересмотренной рекомендации ЮНЕСКО о международной стандартизации статистики образования, которая содержит следующее определение функционально грамотного человека: “Функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины” 2 . Как замечает С.А. Тангян, по смыслу английского и французского текстов, являющихся оригиналами, правильнее было бы вместо слова “община” употреблять слово “общество”. Данное толкование уже определяет адаптивную и развивающую функцию функциональной грамотности, её существенную роль в самореализации личности. С этих позиций овладение ею важно для каждого человека.

В этом определении функциональная грамотность рассматривалась ещё как степень владения письменной и устной речью, а также навыками счёта, но здесь уже прослеживается авторская позиция, предусматривающая сопоставление знаний и умений индивида с эффективностью выполняемых им функций. В настоящее время содержание понятия “функциональная грамотность” расширилось до владения некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах. Причём отмечается, что этот комплекс знаний и навыков постоянно расширяется в зависимости от политических, социокультурных, географических, исторических и прочих факторов.

Конструирование понятия «функциональная грамотность» на формальном уровне возможно только при определении базовой схемы. Категория "функция" есть принадлежность деятельности, грамотность – принадлежность образованности человека. Примитивное представление о грамотности как некотором минимальном наборе знаний, умений и навыков (читать, писать, рисовать и т. д.), которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и обычно осваиваются в начальной школе, на сегодняшний день становится недостаточным для решения современных социальных проблем. Вопросы грамотности, подготовки и образования в целом всегда зависели от развития конкретной социальной, экономической и культурной ситуации. Если в Античном мире обучающиеся могли годами изучать арифметику (такой уровень компетентности был адекватен существующим социокультурным реалиям), то сейчас подобный уровень грамотности достигается практически за неделю. Нынешний уровень развития цивилизации требует совершенно другого понимания и содержания грамотности и образованности. Это связано, прежде всего, с узкой специализацией производственных и гуманитарных сфер деятельности. Минимальный уровень умений, необходимых для функционирования в системах деятельности человека, значительно повышается. Это умение добывать информацию, пользоваться ею и информационной техникой, умение самостоятельно устанавливать обобщенные цели и задачи деятельности и быстро адаптироваться к уже сложившейся системе отношений. Необходимо отметить, что наряду с увеличивающимся в геометрической прогрессии информационным потоком не всякая информация является культурной и может быть отнесена к нормам, которые в обязательном порядке должны осваиваться в процессе социализации.

Впервые термин «функциональная грамотность» был предложен на Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности в Тегеране в сентябре 1965 г. В 60-е годы стала формироваться концепция ликвидации функциональной неграмотности. Существенную роль в этом сыграла ЮНЕСКО. В своём развитии концепция «функциональной грамотности» прошла несколько этапов. Эволюция концепции «функциональной грамотности» в 60-70-х годах достаточно подробно расматривается в работах С.А. Тангяна.

Первоначально выражение «функциональная грамотность» связывалось с определенной стратегией разработки и осуществления проектов и программ по распространению грамотности и определенной концепцией, касающейся направленности содержания и метода обучения чтению, письму и известному кругу практически применяемых знаний.

Более широко проблема «функциональности» была поставлена секретариатом ЮНЕСКО в основном рабочем документе III Международной конференции по образованию взрослых в Токио (1972 год), где отмечалось, что «функциональность» грамотности была открыта не на Тегеранской конференции 1965 г., а гораздо раньше. Смысл её состоит в приближении образовательной деятельности к жизни, т.е. в том, к чему всегда стремились лучшие умы: «образование является функциональным в той мере, в какой систематически стремится дать ответ на важнейшие проблемы конкретного общества в конкретный период. При этом имеются в виду проблемы самого различного порядка, и они ни в коем случае не ограничиваются вопросами труда и материальных условий жизни» 3 .

С учетом различных определений, в частности данного ЮНЕСКО, и тех возрастающих требований, которые предъявляются в современных условиях к уровню грамотности, С.А. Тангян даёт следующее определение функциональной грамотности: «Минимальная функциональная грамотность означает повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» 4 .

В целом отметим, что появление феномена «функциональной грамотности» окончательно расширило временные границы овладения грамотностью, выйдя за пределы школьного образования, при этом функциональная грамотность рассматривается как этап и аспект непрерывного образования.

Процессы, происходящие в системе образования в конце XX века: увеличение вариантов образовательного поведения, изменение критериев оценки качества образования, изменение взаимодействия образования с другими социальными институтами - оказывают воздействие на состояние исследуемого явления. Но признать образование определяющим фактором функциональной грамотности населения нельзя уже потому, что сам этот социальный институт не свободен, является постоянной сферой интересов различных социальных групп, объектом социальной политики отдельных регионов, государства, мирового сообщества 5 .

Теперь уже ясно, что управление функциональной грамотностью нельзя сводить к обучению и профессиональной подготовке личности. Поэтому это явление недостаточно изучать в рамках социального института образования. В настоящее время понятие функциональной неграмотности заметно расширилось и перешло из разряда проблем образовательных в проблемы социальные. Как отмечает Г.Л. Ильин, “функциональная неграмотность – неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные/социальные функции, несмотря на полученное образование – стала следствием не только информационного бума и информатизации, но и резко возросшей социальной динамики: развития и смены технологий в промышленности, структурных изменений в экономике, миграции населения, трансформаций социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности” 6 . Таким образом, функционально неграмотные члены общества не способны адекватно реагировать на социальные изменения, вследствие чего в обществе возникают проблемы, которые со временем могут принять глобальный масштаб.

Функциональная неграмотность населения в нестабильном обществе имеет иной характер, формы и значение. Это явление возникает уже не только вследствие динамики общественного развития и научно-технического прогресса. Дополнительным её источником становится разбалансированность, иерархичность, кризис всей социальной системы в целом. Функциональная неграмотность проявляется тотально, в общих социально-значимых формах: неумении использовать меняющиеся ситуации и управлять жизненными обстоятельствами, создавать новый социальный опыт. Таким образом, функциональная неграмотность в нестабильном обществе выступает показателем развитости социального субъекта во всех его проявлениях, не замыкаясь на сфере труда и занятости 7 .

Необходимо заметить, что о существовании грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Как заметил Кричевский В.Ю., в ходе истории "грамотность" рассматривалась в диалектическом единстве с понятием "неграмотность" 8 . Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной неграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Следовательно, проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации неграмотности. Именно поэтому проблематика грамотности становится актуальной только тогда, когда встает вопрос о ликвидации неграмотности. Таким образом в ходе нашей работы термины «функциональная грамотность» и «функциональная неграмотность» будут рассматриваться параллельно как две стороны одного и того же явления.

Наносит ли безграмотность ощутимый, осязаемый ущерб или же вред от неё исчерпывается школьными двойками да детскими слезами, пролитыми над тетрадями в линеечку? Автор статьи рассказывает, как речевые ошибки портят не только наш язык, но и нашу жизнь.

Неграмотность стоит денег

Мой муж никогда не покупает мясо, если видит, что на ценнике, притулившемся возле куска свинины, написано карбонаТ.

Скажете, что это неуместная разборчивость? Отнюдь нет, в таком поведении есть глубокий расчёт. Карбонатом называют соль угольной кислоты, а запечённый кусок свиного филе - это карбонаД. Если продавец путается в названиях, значит, он не понимает, чем торгует. Зачем покупателю рисковать, связываясь с таким продавцом?

Меня же, например, от любого товара или услуги отвращает слово активности (в русском языке существительное активность не образует формы множественного числа; активности - это калька с английского). И я уверена, что у каждого человека есть свой перечень слов-уродцев, которые становятся причиной отказа от покупки. Жаль, что об этом не знает или не хочет знать продавец, упорно не видящий в ошибках никакого греха.

Чем выше уровень образования у вашей целевой аудитории, тем больше вероятность, что речевые ошибки станут роковыми для ваших продаж - покупатели будут от вас отворачиваться.

Потеря лица

На то, как разговаривают публичные личности, общество обращает большое внимание. Иногда это внимание становится неприятной неожиданностью для персоны, особенно если она легкомысленно относится к качеству своей речи.

И тогда неграмотность, которую человек прежде не замечал и которая раньше ему якобы не мешала, становится причиной общественного недоверия и полной, как говорят японцы, потери лица.

Проиллюстрировать этот вывод может выступление бывшего губернатора Липецкой области, недавно облетевшее за пару дней весь Интернет. Высокопоставленный чиновник пытался высказаться по поводу повышения пенсионного возраста, но в буквальном смысле настолько не мог связать и двух слов (путал падежи и извратил грамматику), что его мысль, какой бы она ни была изначально, зрителям так и не открылась.

Люди, посмотревшие это выступление, конечно, увлечённо обсуждали «красноречие» губернатора. Но ещё они задавались более неприятным вопросом: как вообще такой человек может занимать столь высокий пост? Этот поворот общественного мнения оказался расплатой за косноязычие.

Один из выразительных признаков низкого уровня владения языком - неразличение стилей речи. Если некто с алкоголиками разговаривает так же, как с академиками, а с академиками - так же, как с алкоголиками, то его общение, по крайней мере, малоэффективно. Но если этот некто, в принципе, неспособен переключаться между стилями, то рано или поздно он осрамится

Так, благодаря Интернету стало широко известным выступление председателя комитета по культуре (!) Законодательного собрания Красноярского края, в котором депутат предложила своему коллеге «следить за базаром». Уголовная лексика чиновницы вызвала скандал, и этот яркий пример лишь подсвечивает то, что стало обыденностью: в деловом общении часто используются жаргонные выражения и просторечия, хотя и те и другие находятся за гранью литературного языка.

Разумеется, языковая «группа риска» - это не только представители власти, но любые публичные личности. Так, с развитием онлайн-образования у нас появилось множество преподавателей разных дисциплин. Увы, если в погоне за популярностью эти люди и озабочены тем, что они говорят, то их мало интересует вопрос, как они говорят. Но ведь слушателю второе гораздо важнее первого! И одно-единственное неправильно поставленное ударение способно свести на нет весь авторитет преподавателя.

Ударения - полбеды, если задаться целью, то их не так трудно исправить; а вот вездесущий канцелярит - это совсем беда. Суконный бюрократический язык со множеством отглагольных существительных - такой же признак неграмотной речи, как орфографические и пунктуационные ошибки. Чем в первую очередь плох канцелярит? Тем, что говорящего на нём невозможно понять. А если ещё напичкать речь иностранными заимствованиями…

Помню, как один молодой онлайн-преподаватель пытался объяснить, что такое обложка на странице «Фейсбука». «Кавер - это такой большой визуальный слот», - вот что он сказал буквально. Это даже не пиджин-рашен, это полная речевая беспомощность, способная навсегда отпугнуть желающих учиться.

Где дают грамотную речь?

Обычно в школе. Но не все ученики легко осваивают русскую грамоту, поэтому зачастую становятся жертвами и разносчиками опасной иллюзии, облечённой примерно в такие слова: «Окончу школу, поступлю на экономический (физико-математический, юридический и так далее ), и больше никакого правописания!».

Когда же выясняется, что грамотный русский язык нужен на протяжении всей взрослой жизни (кто бы мог подумать?), в ход идёт новый довод: «Я не филолог и не обязан писать и говорить грамотно!».

Увы, филолог вы или нет, но ваши ошибки, нескладность речи, неправильные конструкции всё равно будут замечены окружающими, поэтому нелепые разговоры о том, что вы на филфаке не учились, лучше вовсе не начинать.

А может, это болезнь?

С тех пор как в России стали широко использоваться термины дислексия и дисграфия , многие школьники (да и взрослые тоже) вздохнули с облегчением. Теперь ты не оболтус, который пишет слово корова через Ы, а пациент, и у тебя болезнь с красивым названием.

Утешительные статьи сообщают, как много в мире успешных людей, страдающих дислексией, - в том числе, например, Стивен Спилберг. Но, будем честны, вовсе не дислексия сделала Стивена Спилберга известным режиссёром. Куда вероятнее, что неспособность нормально читать и писать ему серьёзно мешала, и если в плане преодоления своих недостатков любая знаменитость с дислексией могла бы стать прекрасным мотивирующим примером, то равняться на сами недостатки - по меньшей мере странно

Не позволяйте заворожить себя красивыми названиями. Не так важно, почему вы пишете с ошибками и читаете по слогам. Важно другое: что теперь с этим делать?

Как поправить свою грамотность?

Много читать. Не раз в неделю, а каждый день. Читая, мы запоминаем зрительный образ слова и становимся более грамотными, даже если не знаем правил. Возможно, вы не сможете объяснить, почему пишется сделать, а не зделать, но в памяти у вас теперь запечатлён единственно верный облик слова, и ошибки вы не допустите.

Отдавайте предпочтение классической литературе. Она поправит ваш стиль, обогатит словарный запас, даст представление об уместности разных слов и конструкций в разных ситуациях.

Пишите диктанты. Попросите близких регулярно диктовать вам тексты, желательно классические. В вашем письме мгновенно вскроется множество слабых мест, и вы хотя бы будете понимать, над чем нужно работать.

Найдите хорошего филолога, который займётся с вами русским языком. С наставником легче, во-первых, правильно сформулировать задачу, во-вторых, эффективно её решить.

В конце концов, если в вашем окружении таких специалистов нет или если ваше общественное положение мешает вам открыто искать подобного наставника, найдите в Интернете сообщества, посвящённые правильной речи . Чтение коротких познавательных материалов в таких сообществах, возможно, не решит всех ваших проблем с грамотностью, но хотя бы укажет верное направление к их решению.