Этническая сторона. Что такое этнос – понятие, примеры, этнические отношения. Этническая группа - это


Изучать этнологию как научную дисциплину нельзя абстрактно. Необходимо обращаться к конкретным психологическим особенностям этносов. Рассмотрение этих особенностей происходит путем выделения отличительных черт одного народа и их сопоставления со свойствами собственного народа. В результате складываются соответствующие этнические стереотипы и образы каждого рассматриваемого этноса. В этой связи большой интерес представляют народы нашего государства, одного из самых полиэтничных в мире - на его территории проживает свыше 70 народов. Большинство из них существенно отличается от русского народа по своей численности: 125 млн - русские; 5,5 млн - татары; 4,4 млн - украинцы. Около 2 млн составляют чуваши. Всего 10 национальностей имеют численность более 1 млн человек. Еще 15 народов имеют численность более 100 тыс. человек. Есть также этнические общности, которые насчитывают менее тысячи человек.

В этом многообразии не представляется возможным рассмотреть особенности этнических образов всех народов, поэтому наше внимание будет сосредоточено на характеристиках лишь основных этнических общностей.

Русские. Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории - России. Предками русского народа были земледельческие племена, проживавшие в I тысячелетии на обширном пространстве Днестровского междуречья. В 1Х-Х веках на этой территории сложилось крупное государство Киевская Русь, население которого говорило на едином древнерусском языке и называло себя «русью», «русичами», а свою родину «русской землей». Именно Киевская Русь послужила этнической основой формирования трех великих народов: русского, украинского и белорусского. Русская народность как самостоятельная этническая общность сформировалась в начале XVII века. Несколько позднее по языковому диалекту и некоторым особенностям материальной культуры выделились северные русские и южные русские.

У каждого народа есть свои положительные и отрицательные качества. Русские в этом отношении не являются исключением. Помимо отмеченных выше черт зачастую у них можно встретить и такие качества, как леность, несобранность, прожектерство, неумение доводить начатое дело до конца. Это те черты, которые во все времена высмеивались на Руси и отмечались иностранцами. Вместе с тем последними всегда подчеркивались высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством, гостеприимством и трудолюбием. Трудолюбие, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье родители всегда воспитывали у детей стремление жить в мире, любви к труду, человеку и осуждали лень, тунеядство, плутовство. Обладая многими положительными качествами, русские в то же время могут легко поддаваться отрицательным влияниям, перенимать чужие пороки, быть излишне доверчивыми и болтливыми, безответственными и халатными.

Русские в целом неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако склонны чрезмерно романтизировать ее отдельные стороны. Эта черта иногда развивает у них стремление к излишней активности, что в итоге приводит к разочарованию в работе.

Представители русского этноса довольно легко адаптируются к принятому образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они высоко ценят образование и успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого психологического напряжения воспринимают переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными. Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других этносов часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином иноэтническом регионе.

Украинцы. Этому, одному из древнейших славянских народов присущи интерес к выполняемому делу, напористость, трудолюбие, умение показать себя и свою работу, аккуратность, исполнительность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность. Особой отличительной чертой украинцев является гордость своим историческим прошлым, своими древними военными традициями борьбы против захватчиков, когда их воины проявляли решительность, настойчивость, хорошую организованность, легкость в управлении.

Отличительными чертами украинцев являются также подвижность и жизнерадостность, хотя в общении с новыми для них людьми, в непривычной обстановке они могут казаться замкнутыми. У них хорошо развито чувство юмора. Из всех славянских народов украинцы наиболее музыкальны. Для сельских жителей особенно характерны высокая нравственность, редкость пороков. Широко известна их приверженность к законности и порядку. Они питают большое расположение к природе, взаимному общению, коллективной работе.

В своем большинстве украинцы отличаются старательностью, добросовестным выполнением своих обязанностей. Они легко адаптируются к различным условиям быта и деятельности в многонациональных коллективах.

В деловом отношении украинцы обстоятельны, расчетливы, напористы. Они всегда стремятся отличиться, быть в числе лучших, что в общем является положительным качеством, но иногда не нравится сотрудникам других национальностей. Это вполне объяснимо, так как на фоне трудолюбивого и исполнительного украинца лучше видны те, кто ленится и не проявляет активности. В ситуациях подобного рода украинцы смело идут на конфликты со своими недоброжелателями.

Белорусы. Окончательное формирование белорусского этноса произошло довольно поздно - в конце XIX века. Причем этот процесс проходил трудно и сложно, поскольку очень часто приходилось воевать с захватчиками и после каждого нашествия начинать строить жизнь почти заново. В силу этих обстоятельств наиболее характерными чертами белорусов являются упорство, трудолюбие, надежность, неприхотливость в любых условиях, верность в дружбе.

По свидетельству социологов и психологов, у большинства белорусов наиболее очевидно проявляются такие черты, как стремление добросовестно относиться к любому делу, упорно добиваться поставленных целей, деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность, доверительное отношение к людям, коммуникабельность, честность, порядочность, совестливость. Свои профессиональные обязанности они выполняют ревностно.

Склонности к образованию земляческих и этнических групп белорусы, как правило, не проявляют, так как ценят в человеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежности для них не имеет решающего значения. Конфликтные ситуации с участием белорусов возникают довольно редко, поскольку они беззлобно относятся к шуткам товарищей, не реагируют на подтрунивание.

В то же время надо иметь в виду, что белорусы горды, их гордость выражается в неравнодушном отношении к несправедливости, унижению человека. Здесь белорусы проявляют упрямство, неуступчивость, неумение идти на компромиссы. Как показывают экспертные опросы белорусов в различных регионах, они более замкнуты, чем, например, украинцы, проявляют сдержанное отношение к новым знакомым, коллегам по работе и сослуживцам до тех пор, пока не узнают их на деле, но затем становятся надежными товарищами.

Американцы. Вэтническом образе американцев одновременно сосуществует много противоречивых черт, что является результатом своеобразной истории страны, народа. Для них, как и для большинства представителей других этносов, характерно трудолюбие, которое, однако, обладает своими особенностями. Американцы трудолюбивы главным образом тогда, когда это им выгодно. В этом случае они энергичны, напористы, полны неиссякаемого делового азарта. В иных случаях эти качества проявляются слабо. Поэтому работоспособность, усердие, целеустремленность американцев в повседневной жизни нельзя оценивать однозначно. Но там, где проявляются эти качества, они несколько усиливаются предприимчивостью, изобретательностью, смелостью, упорством американцев.

Этническими особенностями американцев являются их деловитость и практичность. Деловитость по-американски - это организованность в труде, четкость, точный расчет, обстоятельное знание дела, умение находить наиболее рациональные решения практических задач. Практичность американцев - это умение из всего извлекать пользу.

Высокая техника организации труда, умение ценить время являются своеобразной чертой американцев. Эта склонность к организованности укрепляет у них инициативу и самостоятельность. У американцев твердый организаторский талант в отличие, например, от немцев, у которых организаторский талант заменен дисциплиной. При этом американцы отличаются самостоятельностью, инициативностью, упорством. Их самостоятельность, стремление в любом деле полагаться только на собственные силы целенаправленно формируются с детства.

Самоуверенность, пренебрежительное отношение ко всему неамериканскому, преувеличенная самооценка своих сил и способностей - также характерные черты этнического образа американцев. Этнологи и этносоциологи констатируют, что американцы любого возраста и пола выделяются с первого взгляда именно своей самостоятельностью, самоуверенностью, громким разговором.

Страсть к совершенствованию, изобретательству является отличительной чертой всей американской нации. Практически это выражается в том, что американцы уже с юношеского возраста имеют практические технические навыки. В обычной жизни они простодушны, бодры. Свои эмоции американцы выражают прямо, непосредственно. Они несколько легковерны, хорошо понимают юмор, умеют посмеяться над собой.

Англичане. Для правильного понимания этнического образа англичан следует помнить, что они приветливые, предупредительные без фамильярности, уравновешенные и порядочные люди. Эти их черты являются продуктом парадоксов английского характера - сочетания конформизма и индивидуализма, эксцентричности и приглаженности, приветливости и замкнутости, простоты и снобизма.

Англичанам присуще чувство юмора, т.е. беззлобно-насмешливое, ироническое отношение к событиям, в том числе и к себе. При этом английский юмор весьма существенно отличается от французского остроумия, стремящегося показать тонкость ума и изобретательность в ярких, смешных и язвительных оценках различных событий и явлений. Для англичан юмор - это простота мысли, отражающая реальное положение вещей и легкий скептицизм.

Длительная и упорная работа на поприще коммерции породила в этнической психологии англичан черты сухой расчетливости и предприимчивости, сдержанность, выдержку и уверенность в себе. Спокойный и уравновешенный англичанин резко отличается не только от легко возбудимого, пылкого француза, но и от более живого и динамичного американца. Темп жизни в Англии несколько замедлен, и поэтому англичане флегматичны и хладнокровны, им присуще невозмутимое спокойствие, выдержка, но никак не равнодушие, отсутствие инициативы и предприимчивости.

В жизни англичан особую роль играют традиции, перед которыми они слепо преклоняются. Любые дела решаются ими «согласно обычаю». Если американец - раб стандарта, то англичанин - раб своих традиций. Традиции в Англии превращены в фетиш, в культ, и закономерно, что их существует там много. Среди наиболее устойчивых английских традиций следует отметить спортивное воспитание детей в семье, школе, университете; пристрастие англичан к простой, удобной повседневной одежде. Кроме того, незыблемыми для них являются установленные правила в еде. Последние предполагают утром первый завтрак, в 13 часов - второй завтрак, в 17 часов - чай, в 19-20 часов - обед. Ужинать англичане не любят. Эта строгая пунктуальность в еде и времени соблюдается неукоснительно, создавая размеренный режим работы и жизни.

Немцы. Наиболее известными национальными качествами немцев являются аккуратность, практичность, добросовестность, пунктуальность, точность, обязательность, трудолюбие. Их мышление отличается способностью к отвлеченным построениям, глубиной абстрагирования, философской широтой. Как считают исследователи этнической психологии, с одной стороны, гибкость, сметливость, рациональность мышления в известной мере чужды немцам, а с другой стороны, по умению планировать свои будущие действия немцы превосходят представителей многих других этнических общностей. Вместе с тем немцы наделены хорошим здравым смыслом, который не мешает им в то же время быть впечатлительными и сравнительно легко подвергаться внушению. Но если на французов особое воздействие оказывают идеи, эмоции и громкие фразы, то на немцев - факты, цифровые расчеты и другие конкретные аргументы.

Централизация страны, жесткий режим правления и строгая регламентация всех сторон жизни в государстве на протяжении длительного исторического периода породили в немецком национальном характере педантизм и приверженность системе. В этом состоит большой недостаток немецкой этнической психологии, так как приверженность к строгому порядку и системе порождает любовь к шаблону, глушит инициативу. Немцы дисциплинированны, пунктуальны. Эти качества одновременно и положительны, и отрицательны, поскольку малейшее нарушение в какой-либо части плана деятельности, как правило, ведет к нарушению всей системы, порождает смятение и дезорганизацию их жизни.

На первый взгляд кажется, что немцы достаточно приветливы и доступны в общении. Однако на самом деле взаимоотношения устанавливаются гораздо труднее и сложнее, доступ к душе немца затруднен. После первых впечатлений от внимания к вам можно быстро убедиться, что за внешней приветливостью и доброжелательностью нет искренней заинтересованности.

Французы. Отличительными чертами этого этнического образа являются повышенная чувствительность ко всему национальному и высокоразвитое честолюбие.

Современные французы отличаются аналитическим умом, богатством воображения, настойчивой пытливостью и смелостью в познании жизни. Склад ума французов находится постоянно под влиянием их подвижного темперамента: стремясь быстрее достигнуть цели и доверяя при этом своей интуиции, французский ум принимает решения слишком быстро - заниматься рациональной оценкой действий и ситуаций для него утомительно.

Чувствительность и легкая эмоциональная возбудимость - главные характеристики французского темперамента. По силе и скорости возбудимости французы представляют собой полную противоположность флегматичным и сдержанным англичанам.

Подвижный темперамент определяет склад ума, волю, моторику, проявляется во всех сферах деятельности французов. Они легче, чем другие народы, подвержены внушению идей - ведь идеи для них предпочтительнее фактов.

Сильно проявляются в характере французов контрасты психики. Они доводят храбрость до дерзости, любовь к свободе - до неповиновения. В повседневной жизни они чаще руководствуются чувствами, чем разумом, - логика у них всегда служанка страсти и чувства, для них характерна внезапность решений. При этом во всех житейских ситуациях французы остаются веселыми, остроумными, оптимистичными, общительными людьми, любящими шутку. Они язвительны, жизнерадостны, искренни, хвастливы и галантны.

Японцы. Вплоть до середины XIX века Япония представляла собой замкнутое деспотическое государство, основанное на диктатуре феодальных правителей - сегунов, по личному усмотрению решавших все вопросы жизни своих подданных. Это породило специфические особенности национальной психологии японцев -подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в референтных группах, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.

Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания. Вместе с тем недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, высокий прирост населения заставляли японцев напряженно трудиться, искать такие формы и средства деятельности, которые могли бы обеспечить им хотя бы минимальные возможности и условия существования. В результате в национальном характере японцев сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям.

Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей божественное происхождение японского народа и императорской власти, превосходство японцев над другими народами. Под их влиянием сформировались такие черты японского самосознания, как приверженность «культу предков», чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам, часто проявлявшиеся в прошлом. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они понимают, что иностранцы не виноваты в своем происхождении, но все равно думают о них как о совершенно чужих и абсолютно неравных им людях.

Многие этносоциологи и этнопсихологи отмечают в мышлении японцев единство противоположных качеств: приверженность к абстракциям, проницательность, изобретательность, рационализм соседствуют у них с медлительностью мыслительных операций, неуверенностью в себе и своих силах, малоинициативностью.

Рядовой японец связывает свое существование с той группой, в которую он включен. Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в развитие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самым ценным качеством члена группы является умение ставить во главу угла интересы коллектива, желание и стремление быть ему полезным.

Японцы - люди самобытной культуры. Для них имеет значение все, что делают другие люди. В общении с ними не следует садиться, если вас не пригласили сесть. Нельзя смотреть по сторонам, так как, по их представлениям, это означает, что вы рассеянны и невнимательны. Каждый штрих вашей одежды и поведения повлияет на отношение к вам со стороны японцев.

Китайцы. Своеобразие исторического, социально-политического, экономического и культурного развития Китая предопределило формирование этнической психологии его жителей. К числу основных черт последней можно с полной уверенностью отнести следующие: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, хладнокровие, выдержку, спокойствие, самоотверженность. По причине сочетания этих черт в характере китайцев никакой вид деятельности их не оскорбляет, не угнетает и в каждом из них они способны добиться высоких результатов.

Сложные климатические и природные условия страны, ставшие одной из причин строительства ирригационных сооружений для защиты от стихийных бедствий, а также связанная с этим необходимость тяжелого, титанического труда обусловили ту исключительную роль, которую в жизни китайцев играли община и коллективный труд. В результате у китайцев сформировались такие качества, как жесткая дисциплина, высокая степень зависимости индивида от группы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения ролей, высокая степень доверия к мнению группы, а также особый характер сочувствия и переживания, проявляющиеся в межличностных отношениях.

Образ мышления китайцев можно назвать сугубо практическим, чуждым ненужным сложностям. Китаец, как правило, отдает предпочтение простым мыслительным конструкциям как наиболее доступным и рациональным для запоминания, жизни и деятельности. Он очень редко руководствуется абстрактными принципами, его логика отличается высокой предметностью.

Широко известно, как неприхотливы китайцы. Испокон веков они довольствовались тем, что имели, стараясь добыть минимум для пропитания в условиях тяжелой борьбы за существование. Свое влияние на эту особенность китайцев оказала конфуцианская философия, ориентировавшая сознание людей не на прелести загробной жизни, а на довольствование житейским минимумом в условиях реальной жизни. Она учила их видеть социальный идеал не в удовлетворении широкого круга потребностей, а в ощущении счастья от того, что имеется в наличии. Следствием этого стали неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость, умение наслаждаться жизнью, довольствоваться малым.

Весьма своеобразными являются форма и способы общения китайцев с другими людьми. При встрече с другим человеком китаец обязан показать и выразить ему свое глубокое уважение. При этом он должен подчеркнуть, что считает своего собеседника развитым и образованным человеком, даже в том случае, если оба прекрасно понимают, что это не соответствует действительности. Во время общения с незнакомыми людьми китайцы также ведут себя специфически. Они стремятся использовать минимум мимики и жестикуляции. Китаец сохраняет неподвижным положение лица и тела, сидит прямо, выгнув спину, совсем не шевелится, а его голос приближен к шепоту. Очень громкий разговор для китайца считается неприемлемым. В процессе всего разговора лицо китайца остается беспристрастным или выражает елейность. Признательность для китайца - форма проявления вежливости, в его понимании. В процессе общения китайцы избегают смотреть прямо на собеседника, потому что, по их представлениям, так делают враги или ненавидящие друг друга люди. В связи с этим представители других этносов начинают подозревать китайцев в неискренности и невнимании к ним, принимая за эти неприятные качества всего лишь следование установившейся традиции. В целом же китайцам в общении присуща поразительная вежливость, которая не является простой формальностью, внешней формой поведения. Для вежливости китайца характерны предупредительность, игра воображения, умение поставить себя на место другого и скромность, соединенная со стремлением уважать собеседника.

Арабы. Многочисленные наблюдения и исследования арабов в различных регионах планеты позволяют сделать вывод, что они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем, согласно этим же источникам, им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность порождают немало трудностей в их жизни и деятельности.

Исторически сложившаяся иерархическая система подчинения среди арабов выработала определенные нормы взаимоотношений между низшими и высшими слоями общества, между младшими и старшими членами семьи и рода. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство являются обычной практикой высших и старших по отношению к низшим и младшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящего, с равными себе проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, защищая свою честь и достоинство.

Труд для арабов всегда был тяжелой повинностью, и поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как у других народов. В то же время исключительно тяжелые условия жизни приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепили у них такие качества характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость и терпеливость. Кроме того, им свойственны необычайное жизнелюбие, незлопамятность, общительность, гостеприимство, чувство юмора.

Нравственная доктрина мусульманства придает нормам морали Корана абсолютное значение. Они объявляются вечными и неизменными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением заслужить милость Аллаха. Вот почему у арабов развились униженность, покорность, смирение, раболепие, умеренность. В то же время под влиянием мусульманства среди арабов получили широкое распространение различного рода суеверия и предрассудки, которые и по сей день вносят в их повседневную жизнь чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятии и осмыслении окружающего мира.

Под воздействием арабского языка, для которого характерны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов выработалась склонность к преувеличению в восприятии окружающей действительности, не столько логическое ее осмысление, сколько внимание к стилю изложения, красноречию говорящего. Арабы не любят строгой логики и объективных доказательств, а предпочитают им афористичность, многообразие впечатлений. Им свойственна повышенная реактивность, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций.

В целом же арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику, если он им нравится, а общение с ним приносит удовлетворение и способствует их личному развитию.



Этническая психология - междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это «наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях» (Н. М. Лебедева,1999).

Если в западной традиции этническая психология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот – кросс-культурный анализ является необходимым прикладным методом, служащим основной цели – глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности: кросс-культурная психология находится внутри этнической.

Цели этнической психологии

1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. Необходимо понять и объяснить этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры культуры, типы ее социальной организации, принципы внутри- / внешнегруппового взаимодействия. Представитель данной культуры должен понять нормы и правила своей культуры, что поможет понять причины интолерантности, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры представителями других культур – это непонятная оборотная сторона очень ценных позитивных качеств. Формирование стойкой и позитивной этнической идентичности является надежным щитом на пути этнической маргинальности и психических расстройств, формирования иррациональной этнической нетерпимости.

2. Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне. Необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, т.к. они общие у всего человечества.

Основные задачи этнической психологии

  • исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия: особенности межэтнического восприятия, психологических механизмов межэтнической напряженности, явление этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии, особенности этнических миграций, аккультураций…;
  • изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности;
  • создание и апробация программ и методов социальнопсихологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;
  • развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

Иерархия этносов

  • субэтносы – входят в состав тех или иных этносов,
  • суперэтносы – охватывают несколько этносов
    • по ряду исторических, культурных, психологических свойств, относительно близких друг другу.

Таким образом, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей различного уровня.
Можно считать себя русским (основное этническое подразделение), казаком (субэтнос) и славянином (суперэтнос).

Характерные признаки этноса

  1. общность территории проживания,
  2. наличие общего исторического прошлого,
  3. единого языка, культуры, особенностей психики ,
  4. самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, что находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей,
  5. в наличии самоназвания и общего имени для своей группы.

Уровни характеристик этноса

  • этнообразующие факторы
    • общность территории,
    • эндогамия;
  • этнические признаки, отражающие реальные различия
    • язык,
    • культура;
  • этническое самосознание (высший уровень, производное от первых двух).

Основные определения этнической психологии

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в т. ч. и языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием. Каждый из этносов имеет собственное имя - этноним. Содержание этноса не сводится к самоназванию.

Этноним – именно самоназвание. Имя, данное своей общности, может отличаться от имен, присвоенных данному этносу другими народами (экзоэтноним). Например, этнос, называемый себя «дойч», порусски именуется «немцы», по-сербски – «шваб» и т. д.

Топоним – название территории, где проживает тот или иной этнос. Но этноним не имеет, в отличие от топононима, географического характера. Этноним устойчив, передается из поколения в поколение и напрямую не связан с территорией первоначального расселения этнической общности.

Этническая общность – это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно попытки определить этнос через ряд признаков терпят неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается (что, правда, компенсируется привлечением новых элементов, связанных с профессиональным искусством и литературой, историческими знаниями). Поэтому с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. В итоге формирования этой системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. Этническое самосознание – часть этнического сознания. Этническое сознание – общность мнений, оценок, представлений, установок, ценностей, в которых выражено отношение к этническим проблемам. Оно регулирует поведение членов группы через своих характеристики: этнические интересы, потребности, нормы, ценности и цели этнической группы (В. В. Волкова, 1992).

Проявления этнического самосознания

  1. осознание особенностей этнической культуры;
  2. осознание психологических особенностей своего этноса;
  3. осознание собственных этнопсихологических особенностей;
  4. осознание тождественности с этносом;
  5. осознание себя в качестве субъекта этнической общности;
  6. социально-нравственная самооценка этничности.

Выделяют типы самосознания :

  • этническое самосознание и
  • этнологическое самосознание.

Этническое самосознание действует на уровне обыденного сознания, фиксирует принадлежность к тому или иному этносу. Это выражается в выборе этносом наименования (этнонима), свидетельствующего об осознании членами этноса их единства и отличия от членов других этносов. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий:

  1. осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференциация его от других этнических общностей, противопоставление «мы» – «они»;
  2. осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентичности;
  3. осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает формироваться этнологическое самосознание.

Этнологическое самосознание – осознание принадлежности к этносоциальной общности; осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры, понимание своего места в социальном мире. В результате развития актуализируется потребность в самоопределении нации, в создании собственной государственности. В крайнем своем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы этноцентризма и национализма. Главная задача этнологического самосознания – формирование национальной идеи. Как только идея оформляется, отражая основные потребности и интересы этнической группы, становится известной и доступной людям, принимается ими, у большинства членов этноса создается впечатление о нации как едином целом, отличном от других, т. е. в сознании людей начинается процесс национального самоопределения. Этнологическое самосознание основывается и на осознании сходства с другими этносами. Поиск общих интересов и взаимовыгодный обмен культурами и материальными ценностями – наиболее перспективный путь развития межнациональных отношений.

Понятие этническое самосознание близко к понятию «этническая идентичность» и «этничность» – терминам, наиболее принятым в западной научной традиции.

Довольно часто понятие этническое самосознание отождествляется с понятием этническая идентичность (ЭИ), считается синонимом. Однако это не совсем так. По мнению Г. У. Солдатовой (1998), ЭИ, с одной стороны, более узкое понятие, т. к. представляет когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой – более широкое, т. к. содержит слой бессознательного. ЭИ должна изучаться в двух аспектах – как концентрированная форма и главная характеристика этнического самосознания и как его «изнанка» – этническое бессознательное.

Психологический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Создается из поколения в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след.

Этнографы в качестве определяющего фактора формирования этнопсихических свойств народа выделяют влияние культурной среды. Собственно культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются ограничения, т. к. целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе развития каждый народ создает собственную однородную систему ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самоопределения.

Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования психики этноса рассматривают влияние языка как своеобразной копилки исторического опыта народа.

В антропологических исследованиях характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов как статичных психических особенностей народов. Исследования национального характера осуществляются при помощи понятий «базовая» и «модальная» личность.

Своеобразный психический склад вырабатывается у этноса в результате всей совокупности специфических условий его существования. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке, живут на одной территории, но и чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности.

Элементы психологического склада этноса:

  1. этнический характер (ЭХ);
  2. этнический темперамент (ЭТ);
  3. этнические обычаи и традиции (ЭОТ).

Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Определяется совокупностью социально-экономических, исторических, географических условий существования этноса. Чем сложнее и противоречивее эти условия, тем сложнее и противоречивее ЭХ. Черты ЭХ могут преобразовываться или вовсе исчезать. Они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие отрезки времени, поэтому для наблюдателя черты ЭХ кажутся четко зафиксированными, закрепленными в ПСЭ. ЭХ объективируется в культуре народа (литературе, искусстве, танцах…), поскольку, с одной стороны, формируются культурой, с другой – оказывают существенное влияние на ее развитие.

Некоторые ученые сводят вопрос об ЭХ к поиску и выделению черт, присущих конкретному народу: русские – широта души и удаль, грузины – гордость и горячность, латыши – холодность и скрытность. Но все эти черты в разной степени имеются у каждого народа. В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств всего человечества, однако структура и степень выраженности этих свойств является специфической, что и отражено в характере этноса. Специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретного этноса. Специфические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей общности.

Таким образом, уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими. Речь идет не о том, что этническая общность монопольно обладает той или иной чертой, а лишь о различиях между народами в степени ее проявления.

Этнический темперамент внешнее выражение ЭХ. ЭТ – это определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части. У народов с относительно одинаковыми условиями жизни различия в глубине и быстроте реакций незначительны.

ЭТ максимально выражается в особенностях вербального и невербального общения, что отражается на темпе речи, количестве и энергичности движений, величине социальной дистанции, открытости в проявлениях чувств…

ЭТ обусловлен не силой нервной системы (ее подвижностью и возбудимостью), как это принято рассматривать в общей психологии, а установившимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.

Этнические обычаи и традиции – «статические элементы» ПСЭ. Обусловлены как объективными социальными отношениями, так и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. В них объективируются субъективные представления о нормах и правилах поведения.

Многие нормы и правила поведения усваиваются людьми с помощью механизма подражания. Изначально эти нормы предлагаются и внедряются в общность специально и сознательно. Последующие поколения утрачивают представление о цели и необходимости выполнения конкретного правила, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесообразности данного типа поведения уходит в подсознание. На уровне сознания закрепляется лишь ритуал, обычай или традиция. Именно поэтому мы точно не знаем, для чего нужно постучать по дереву, пустить в дом первой кошку, одеть невесте белое платье и фату.

Таким образом, обычаи и традиции объективны и субъективны одновременно, иначе они не сохранились бы, а исчезли быстро и безвозвратно. Они закреплены и зафиксированы в сознании и подсознании.

Этнические обычаи – порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму.

Этнические традиции – обращены к духовному миру человека, играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Это определенные обственные установления, нормы и правила поведения, отношение к моральным и нравственным ценностям. Традиции влияют на психику прямо и опосредованно. Например, при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневной жизни и отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Этнические обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются в зависимости от условий, в которых живет этнос. Одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму.

Этническое – это целостная система отношений личности к природе, обществу, идеологии и морали.

В связи с этим Л. Н. Гумилев классифицировал этнические общности следующим образом:

1) по отношению к природе (к миру вещей):

– этносы, которые пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно (народы Крайнего Севера);

– динамически развивающиеся этносы за счет покорения, разрушения природы;

2) по отношению к обществу (к миру людей):

– комплементарные этносы, которые симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести основных этнических установок;

– некомплементарные этносы, у которых преобладают негативные оценки и страхи различной степени друг к другу;

3) по отношению к миру идей (дополнение Л. Г. Почебут):

– креативные этносы, создающие и продуцирующие идеи (эти идеи могут быть связаны с созданием новой религии, нового права, уникальной культуры, могут предлагать создание новых технологий);

– аккомодативные этносы, не склонные к продуцированию новых идей, а ориентированные на заимствование их у других этносов, могут быть:

Активными (завоевывают территории, перекупают ученых);

Пассивными (спокойно и дружественно принимают дары цивилизации, перерабатывают идеи и адаптируют их к своей национальной культуре и традициям, т. е. они разгружают мир от переизбытка идей и культур). Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей (например, христианская религия в Африке – африканизация религиозных ритуалов).

Бывает, что люди не только не считают свою культуру, нравы и обычаи лучшими, но и обнаруживают нечто вроде неполноценности и благоговеют перед всем чужеземным. Одно из исследований показало, что финны отдали предпочтение не своей культуре, а американской и датской. С другой стороны, люди способны объективно относиться к своей национальной культуре и позитивно оценивать не только свое, но и что-то чужое. Важно, что позитивно оценивая культурные достижения другого этноса, люди могут быть ориентированы на использование чужих идей для развития своей общности, что не рассматривается как унижение национального достоинства. Национальные интересы в таком случае гармонично включаются в систему общечеловеческих интересов, происходит взаимовыгодный обмен идеями и культурными ценностями.

ЭТНОС, -а, м. (2 половина XX века). Исторически сложившаяся устойчивая социальная общность людей; племя, народ, нация. Состояние немецкого этноса в России. Это характерно для любого этноса .

Греч. ethnos – народ, племя.

Л.М. Баш, А.В. Боброва, Г.Л. Вячеслова, Р.С. Кимягарова, Е.М. Сендровиц. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М., 2001, с. 922.

Этнос (Гумилёв Л.Н.)

ЭТНОС (термин Гумилёва) - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, консорции и конвиксии, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется (см. Этническая иерархия).

Классификация этносов

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ - распределение этносов мира в смысловые группы в зависимости от тех или иных признаков, параметров этого вида общности людей. Существует несколько классификаций, групп, однако наиболее распространенные из них - ареальная и этнолингвистическая классификации. При ареальной классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается прежде всего в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Ареальную классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование...

Этничность

ЭТНИЧНОСТЬ – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. В отечественном обществознании более широко употребляется термин «этнос» во всех случаях, когда речь идет об этнических общностях (народах) различного историко-эволюционного типа (племя, народность, нация). Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от других, обладающих иными параметрами тех же характеристик.

Этнос (Лопухов, 2013)

ЭТНОС - исторически возникшая, локализованная, устойчивая, большая группа людей, объединенная общностью ландшафта, территории, языка, хозяйственного уклада, культуры, социального строя, менталитета, т. е. этнос сочетает в себе как биологические, так и социальные свойства, это явление и природное, антропологическое и социокультурное. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Им предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан.

Этнос (ДЭС, 1985)

ЭТНОС (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей - племя, народность, нация. Основными условиями возникновения этноса является общность территории и языка, обычно выступающих затем и в качестве признаков этноса; нередко этносы образуются и из разноязычных групп (например, многие нации Америки). В ходе развития хозяйственных связей, под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и т. п.

Этническая группа (НиРМ, 2000)

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА, наиболее распространённое в науке обозначение этнической общности (народа, ), под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в т. ч. государственными. Исторические условиями возникновения этнической группы (этногенеза) считаются наличие общности территории, хозяйства и языка.

Кровное родство, то есть общее происхождение, совместная хозяйственная деятельность и проживание - именно этими основными принципами связи изначально определяется этническая культура народа. Поэтому еще говорят, что этническая культура - это единство «почвы и крови».

Понятие этнической культуры

Этническая культура — определенный набор поведения участников конкретного этноса в тех или иных условиях, совокупность его стереотипов. Понятие этнической культуры неразрывно связано с понятием этноса, принадлежность к которому определяется наследием предков, историей, общим языком и/или диалектом, системами символизма, такими, как религия, мифология и ритуалы, а также внешним видом и народным творчеством.

Быт, специфика внешнего вида и поведения, пища, моральные ценности, обычаи и традиции, народное ремесло - вот те сферы, которые охватывает этническая культура.

Этническая культура делится на материальную (предметы быта, орудия труда, одежда, оружие и т. д.) и духовную (информация, содержащаяся в коллективной памяти народа и передающаяся дальше поколениям, фольклор).

Факторы формирования этнической культуры

  • Климат - этот фактор влияет на быт, хозяйство и даже культуру любого этноса. Например, продолжительные ливневые дожди во Вьетнаме, которые часто затапливают рисовые поля, способствовали появлению уникального театра кукол на воде. Точно так же это повлияло и на тип вьетнамского жилья: дома строили на высоких сваях, чтобы спастись от затоплений.

  • Язык - играет важную роль в формировании неповторимой языковой картины мира у народа, создании его собственных выразительных средств речи и т. д.
  • Религия - иногда влияет на образование разных этнических культур среди народов, которые говорят на одном и том же языке, но не соответствуют друг другу в религиозных верованиях. К примеру, в бывшей республике Югославии общим языком был сербохорватский, но при этом хорваты исповедуют католицизм, а сербы - православие.

  • Эндоэтноним - самоназвание народа — также влияет на его этническую культуру. Как мы знаем, не каждый народ зовет себя так же, как его зовут другие этносы. Например, венгры называют сами себя мадьярами, евреи - иегудимами, южные корейцы - хангук сарам, северные корейцы - чосон сарам и т. д.
  • Национальный характер - его еще называют «душа народа» — представляет собой набор постоянных психологических черт, которые проявляются в поведении этноса. Это приобретаемые черты, поэтому психический фактор не передается от предков, работает не с рождения, а в процессе воспитания этносов.

Этническая и национальная культура

Осознание разными этносами своей принадлежности к определенной нации и является моментом зарождения национальной культуры. Отличие этнической культуры от национальной заключается в том, что кровного родства и близкого проживания на местности национальная культура не требует.

Единственная территория, которой может быть ограничена национальная культура, является территория государства, совокупностью чьих этносов она оказалась, поскольку нация невозможна без государства. Она всегда стремится к государственности и ассимиляции этнических общностей, наполняющих ее.

А вот этническая культура вполне обходится без государственных границ. Вспомним хотя бы даже пример такой этнической группы, как цыгане, которые не имеют своего государства, расселены по всему миру, от Европы и США до Южной Америки и Африки, но при этом обладают собственной, уникальной этнической культурой. Или евреи, чье расселение по земному шару выходит далеко за пределы Израиля, но их этническая культура сохраняется даже в рамках разных государств.

Между национальной и этнической культурой можно провести параллель, как между общим и частным. Этническая культура является основой для национальной - и таких этнических культур может быть много, поскольку у каждого этноса она своя. Возьмем для примера Швейцарию. В этой стране сосуществуют аж четыре этнические культуры: культура германошвейцарцев, италошвейцарцев, франкошвейцарцев и даже ротерошвейцарцев, которые вместе составляют национальную швейцарскую культуру.

Однако, это не значит, что национальная культура - это банальная совокупность этнических культур; она объединена большим, а именно - синтезом этнического и социального. Другими словами, если этническая культура определяется нравами, фольклором, языком, поведением, как мы заметили выше, то национальная культура находит свое определение через социальные и политические институты, а также средства массовой информации. Интеллигенция: ученые, художники, поэты и т. д. - вот кто является создателем национальной культуры определенного общества. В отличие от коллективизма этнической культуры, здесь главную роль играет индивидуальное творчество.

Основой развития национальной культуры может стать доминирующая этническая культура - та, которую выражает большинство граждан общества. Например, если рассматривать культуру народов России , то подавляющее большинство среди этнических групп составляют русские. Это значит, что культура этого этноса и имеет наибольшее влияние на всю культуру нации в целом.

Можно подойти к определению следующих признаков национальной и этнической культуры:

  • Этническая культура достаточно консервативна; она склонна оставлять в себе устаревшие нормы, традиции, в отличие от национальной культуры, которая стремится к развитию, движению вперед и созданию чего-то абсолютно нового.
  • Этническая культура закрыта к новому и неизвестному, в то время как национальная охотно контактирует с разнообразными культурами и берет себе на заметку лучшее, чего они достигли.
  • Этническая культура пытается оставить в своих рамках бытовые, языковые, поведенческие особенности, а национальная культура стремится эти различия стереть.

Узнать также и о подробностях этнической структуры в России можно здесь:

Этнос (этническая общность) (с древнегреческого языка «этнос» переводится как «народ») - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а главное - сознанием своего единства и отличия от других народов (наличие этнического самосознания, этнической идентичности). Этнос как социальная и психологическая общность людей устойчива во времени, является для каждого человека надежной группой поддержки, выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения для своих членов.

Немецкий исследователь В. Вундт в конце XIX - начале XX века явился создателем десятитомного научного труда «Психология народов». Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, которые проявляются прежде всего в языке, мифах, обычаях народа. Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно проанализировать народный дух, выявить общие законы его духовного развития. Вундт считает, что наука о «душе народа» или этнопсихология, призвана объяснять общие законы развития этой души.

В 20-е годы XX века в России философ Г.Г. Шпет предпринял попытку создать этническую психологию как отрасль психологии, изучающей такие проявления духовной жизни человека, как язык, мифы, верования, искусство.

Язык, мифы, нравы, искусство, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, которые являются типическими коллективными переживаниями. И этническая психология должна изучать эти типические коллективные переживания, эту эмоционально окрашенную систему представления, миропонимания, присущую той или иной общности людей, т. е. ответить на вопросы: «Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?».

Шпет подчеркивал, что принадлежность человека к определенному народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.

Психология нации (национальная этническая психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя «психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера».

Национальная психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях.

Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального самосознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.

Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности трансформируются в историческом процессе. Национальный характер не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания, и гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые группы, причем далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.

Национальные чувства и настроения - это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в униженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.

Национальные интересы и ориентации - это общественно-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

Национальные традиции - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения, но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей.

Можно выделить следующие национально-психологические особенности:
1) мотивационно-фоновые особенности - степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;
2) интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан часто характеризуют как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям»);
3) познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира);
4) эмоциональные особенности (динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств, например немцы и англичане выдержаны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность);
5) волевые особенности (устойчивость, длительность волевых усилий);
6) коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности).

В национальной психологии как явлении общественного сознания можно выделить 4 сферы. Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности. Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных и ин-теллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности.

Эмоционально-волевая сфера обуславливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Коммуникативно-поведенческая сфера свидетельствует, что у каждого народа есть свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства.

Каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обуславливает своеобразие эмоциональной-волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера, привычные формы реагирования национальной общности.

Начнем с типа межполушарной интенции - особенности работы мозга, связанной с преобладанием функции одного из его полушарий: левого или правого. Левое полушарие - логическое, рациональное, правое - художественное, иррациональное. Множество фактов говорит в пользу того, что русский тип - тип с доминирующим правым полушарием - художественный, импульсивный, эмоциональный. Какие факты подтверждают это? Прежде всего язык: около 60 тыс. слов и выражений только литературного языка; это богатство необходимо нам для выражения чрезвычайно сложного, объемного, художественного мировидения. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских: жестов, мимики, пауз, сильного интонирования речи - вы-дает тот же правополушарный тип. Художественность и эмоциональность наших сказок, любовь к хоровому пению (не слушать хор, а именно петь хором), особенности наших танцев, сочетающих дикое, импульсивное, архаическое начало (пляски) и ритмическую упорядоченность (выход или хороводы), также достаточно очевидно свидетельствуют о превышении нормы правополушарности как особенности русского психологического типа.

Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали прежде всего темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи - на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т. п. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. И.С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру, индивидуально-психологические методы здесь недостаточны». Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национального характера. Но немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда.

Русское трудолюбие носит азартный, аккордный, даже авральный вариант мобилизации всех сил для выполнения какой-то трудовой задачи, а затем спад трудовой активности, т. е. размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. А труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, поэтому это не способствовало развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность.

В последнее время понятие «национальный характер» реже используется, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет».

Менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества. Русскому менталитету присущи:
1) стремление к коллективизму, к взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию (общественные интересы выше личных);
2) стремление к социальной справедливости и равенству, высшая ценность - равенство людей, а не индивидуальная свобода;
3) традиция подчинения человека государству, патерналистская традиция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и порядка;
4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции;
5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жестокости, насилия, противоречия между деспотизмом, подчинением жесткой власти и порядку и стихийностью, непредсказуемостью поведения, между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе;
6) вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие;
7) борьба в русской душе восточного и западного начал;
8) иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность, направленность на будущее;
9) созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям;
10) выносливость, мужество, стойкость, живучесть.

Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает национальное самосознание, значение которого состоит в фиксации своеобразных национально-специфических черт и психологического отделения (или противопоставления) на этой основе одной национальной общности (от) другой.

Самосознание нации включает в себя:
1) осознание своей этнической общности, своей принадлежности к данному этносу;
2) приверженность к национальным ценностям (языку, территории, демографической культуре);
3) сознание социально-государственной общности;
4) сознание нации как единства исторической судьбы;
5) патриотизм;
6) сознание общности в национально-освободительной борьбе.
Таким образом, национальное самосознание есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими об-щностями.

Этническая идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенного этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Понятие «этническая идентичность» не совпадает с социологическим понятием «эт-ничность». Этничность - это определение этнической принадлежности по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре.

В структуре этнической идентичности выделяют 2 компонента:, когнитивный (знания об особенностях своей группы, т. е. этническая осведомленность об истории, обычаях, культуре своего народа, и осознание себя ее членом яа основе зтнодифференцирующих признаков: языка, ценностей, обычаев, религии, исторической памяти, национального характера, народного искусства и т. п.) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).

Развитие этнической идентичности проходит 3 этапа:
1)в 6-7 лет ребенок приобретает фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, первоначально она основывается на очевидных показателях: цвете кожи, внешности, языке, обычаях;
2)в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык;
3)в младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет, этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры, общность исторической судьбы, общность предков, религию.

Этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важнейшими критериями межэтнического сравнения); эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида.

Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Свою этническую принадлежность быстрее осознает русский ребенок, живущий в многонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни с моноэтническим составом. Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает и меньшую предрасположенность к подобным контактам, и меньший интерес к собственной идентичности. Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от собственной. Важную роль играет то, к какой группе: этнического большинства или этнического меньшинства - принадлежит ребенок, человек. Представления об этнических группах быстрее и острее формируются у представителей этнических групп меньшинства, но порой в детстве представители этнического меньшинства предпочитают не свою группу, а хотели бы быть в группе этнического большинства (например, негритянские дети в 5 лет в 60% случаев предпочитают белых кукол и считают, что они более на них похожи, чем темные куклы). В этом случае может сформироваться ложная идентичность, т. е. ребенок воспринимает себя в качестве членов доминирующей этнической группы, а не в составе своей реальной этнической группы.

С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою этническую группу». Людям свойственно стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности. Для этого используется стратегия социального творчества, связанная с пересмотром критериев сравнения. Это может быть поиск новых оснований для сравнения, особенно в том случае, если группа потерпела поражение в межгрупповом соревновании - обычно в этих случаях усиливается тенденция приписывать своей этнической группе положительные моральные качества: теплоту, добросердечие, доброту, отзывчивость, дружелюбие и т. п. Стратегия социального творчества проявляется и в восстановлении субъективного благополучия с помощью выбора для сравнения еще менее успешных или еще более слабых групп (и тогда недовольство и агрессия направляется на эти более слабые и уязвимые этнические группы). При неблагоприятном межгрупповом сравнении члены этнического меньшинства могут выбрать и другую стратегию - принять правильную самоидентификацию вместе с негативной оценкой своей группы, т. е. формируется негативная этническая идентичность, которая сопровождается ощущением неполноценности, ущемленности и стыда за представителей своего этноса. Члены этнического меньшинства часто имеют пониженную самооценку, болезненное самолюбие и сверхчувствительность к дискриминации.

На уровне обыденного сознания многие люди считают, что национальность дана человеку от природы или Бога и менять ее нельзя. И лишь 10% россиян считают, что человек вправе сделать сам сознательный выбор национальности. В действительности в процессе социализации и инкультурации общество как бы «приписывает» ребенка к определенному этносу. В результате у большинства людей проблемы выбора не возникает, но члены группы меньшинств и выходцы из межэтнических браков могут проходить длительный период «выбора своей этнической идентичности». У этих людей в процесс этнической идентификации кроме критерия приписывания (то, кем другие их воспринимают), большую роль играет и критерий внутреннего выбора (то, кем они сами себя осознают), т. е. принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к его культурным ценностям и святыням. Важен внешний критерий приписывания, признания другими людьми этнической принадлежности человека, особенно когда наблюдаются заметные физические или расовые различия внешности. Даже люди, имеющие объективные основания причислять себя к какой-либо общности, например дети из смешанных в расовом отношении браков, часто оказываются чужими для нее: кем бы сам себя не осознавал мулат, для белых он - негр, а для черных - белый. Когда явных межгрупповых различий во внешности нет, существует высокая степень согласия между внешними (даваемыми другими) и собственными (самоопределяемыми) критериями идентичности: группа примет человека, даже если он по крови - «чужой» (такой легкий и свободный выбор своей этнической принадлежности возможен у белорусов, русских, украинцев, культура и облик которых во многом близок, т. е. ребенок, родители которого белорусы, может осуществить свой свободный выбор и осознавать себя русским, и окружающие могут его также относить к русским).

Исследователи, полагающие, что человек с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель двух измерений этнической идентичности (рис. 11).

А - моноэтническая идентичность со своей этнической группой,
Б - биэтническая идентичность; В – моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; Г – маргинальная этническая идентичность.

Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопри-надлежностью. Но ее интенсивность может быть различной: от позитивной этнической идентичности, сопровождаемой чувством патриотизма, гордости за свой народ, чувством собственного достоинства, до этнической гиперидентичности, которая сопровождается восхвалением своего народа и предубеждениями к представителям других народов, нетерпимостью в межэтническом взаимодействии. Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная идентичность) возможна в том случае, когда чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, т. е принятие традиций, ценностей, норм, языка чужого народа.

Сильная, хотя и разного уровня интенсивности, идентификация с двумя группами ведет к формированию биэтнической идентичности, т. е. эти люди обладают психологическими особенностями обеих групп, осознают свое сходство с ними и обладают компетентностью в культурах обоих народов, владеют обоими языками - это Беннетт называет конструктивной маргинальностью, т. е. это человек-посредник между культурами, человек мульти-культуры.

Но чаще встречаются люди с негативной маргинальной этнической идентичностью, которые балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них, испытывают внутриличностные конфликты, отчужденность и неприятие обоих народов и культур, отчаяние, неприспособленность, агрессию. Люди-перебежчики отбрасывают свою родную культуру в пользу чужой культуры; люди-шовинисты отбрасывают чужую культуру в пользу своей родной культуры, критикуют, осуждают чужие нормы поведения.

Этническая культура - это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности.

Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса.

Социальные психологи проводят сравнительно-культурные исследования, изучают, как элементы культуры отражаются в сознании людей, обуславливают национальные типы характера, модальные типы личности, национальные типы поведения.

В качестве предмета этнопсихологии, по мнению американского психолога Г. Триандис, выступает субъективная культура, т. е. те нормы, роли и ценности, принятые в культуре данного народа и усвоенные людьми, признаваемые ими как свои ценности. Субъективная культура охватывает все представления, идеи, верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов.

Невозможно найти двух народов, этносов, имеющих абсолютно одинаковых культуры, а с другой стороны, у разных народов можно встретить какие-то отдельные одинаковые элементы культуры. И в то же время внутри одного и того же этноса могут быть региональные субкультурные различия в жилищах, одежде, песнях, танцах, обычаях. Таким образом, границы культуры и этноса не идентичны. У народов, которые имеют похожие элементы культуры, например единую религию, можно выявить некие объединяющие типичные формы мировоззрения, морали, поведения.

А. Кардинер (1891-1981) предложил модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре. В трудах «Индивид и его общество» и «Психологические границы общества» он изложил в обобщенном виде основные идеи этнопси-хологической школы. Согласно представлениям Карди-нера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни. Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе: способы кормления, ношения, укладывания, а позже - обучения ходьбе, речи, чистоплотности, быто-вым навыкам и нормам поведения и пр. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность человека, на всю его жизнь. Формирование психики человека происходит первые 4-5 лет его жизни, после чего она «затвердевает» и остается практически неизменной всю жизнь, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения. Такой процесс повторяется беспрерывно.

Поскольку у народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, а между разными народами в этом отношении имеются различия, то каждый народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме «базовой», или «основной», личности - центрального понятия этнопсихологии. Отсюда произошло понятие «основная личность». Вот эта-то «основная личность», т. е. некий средний психологический тип, преобладающий в данном конкретном обществе, и составляет базу этого общества, базу его культуры.

Какова «основная личность» данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической школы к исследованию детства, изучению детской психологии. По Кардинеру, «основная личность» формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, благодаря которым индивид становится максимально восприимчивым к данной культуре и получает возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния.

А. Кардинер старался выявить, как происходит взаимодействие культуры и личности, и как психоаналитик он считал, что именно способы ухода за маленькими детьми отличаются в разных культурах и налагают неизгладимый отпечаток на личность взрослого. Например, особенности русского национального характера - терпение и послушание - он связывал с практикой длительного тугого пеленания, принятого в русских семьях.

Но позднее отказались от абстрактного понятия базовой личности в пользу статистического понятия модальной личности (Р. Линтон). Это понятие выражает наибольшую распространенность (моду) типа личности в культуре. Это не «средняя «личность, а чаще всего встречающаяся. Модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся у взрослых членов данного общества. Концепция мультимодальных обществ утверждала, что каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.

Значительный вклад в этнопсихологические исследования внесли труды Рут Бенедикт (1887-1948). Главный постулат ее концепции - наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикуль-турных элементов. Религия, семейная жизнь, экономи-ка, политические структуры, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют этносу культуры. Элементы, чуждые данному народу, не получают возможности для своего развития. Те аспекты жизни, которые кажутся наиболее важными с позиции нашей культуры, могут играть незначительную роль в других культурах, ориентированных иначе, чем наша. В то же время какие-либо черты, которые имеются в нашей культуре, могут быть переосмыслены в других культурах так, что покажутся нам фантастическими.

Бенедикт ввела термин «культурная конфигурация», обозначив им особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры, и полагая, что культурная конфигурация является следствием уникального исторического процесса. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. В каждом типе личности есть некая доминантная модель поведе-ния, или определяющая психологическая черта. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций:
- аполлонийский, отличительными чертами которого являются подчинение индивидов традициям группы (возрастной, половой) и воздержание от экстремально-эмоциональных проявлений своего характера. В данном типе культуры воплощается идея меры во всем: не приветствуется явное выражение гнева, насилия, ревности; кооперация и терпимость воспитываются с детства, норма поведения устанавливается общественными структурами, а не индивидами. Поэтому эта культура ориентирована на традиции, а не на авторитетные санкции вождя; апол-лоническая культура - созерцательно-логическая, интеллектуальная культура, которая ценит умеренность, сбалансированность, прежде всего воспитывает в детях ответственность перед обществом, стремление к кооперации;
- дионисийский, представляющий противоположный тип конфигурации и отличающийся индивидуализмом и различными формами насилия; дионисическая культура - эмоциональная-буйная, поощряющая крайности, безумства, бесстрашие, жестокость, независимость;
- параноидальный, характеризуемый конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность в отношениях между мужем и женой, с соседями и между деревнями; распространено убеждение, что удача, успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.

Бенедикт выделяет культуры стыда и культуры вины. Западные культуры - культуры вины; действия человека осуждаются самим человеком, человек виновен перед своей совестью и Богом. Культуры стыда - это восточные культуры, человеку стыдно за свои поступки перед своими членами общества, его осуждают другие люди.

В русской традиционной культуре наблюдается противоречивое сочетание аполлонийского и дионисийского типов, преобладание коллективистической культуры (направленность на интересы коллектива, семьи, общества, взаимодействие людей), преобладание высококонтекстного типа культуры (большую роль играют эмоции, интонации речи, жесты, мимика в общении, контекст ситуации), преобладает культура стыда и культура с экстернальным локусом контроля (свои и чужие поступки, достижения объясняют внешними причинами, обстоятельствами, везением либо невезением, т. е. внешней, неконтролируемой и нестабильной причиной. Русские склонны надеяться на удачу и мало планируют свои будущие действия.

М. Мид определяет национальный характер как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания. В соответствии с особенностями детства Мид выделяла три типа культур: постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников; конфигуративный, где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников; префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей.

Зачастую представителям различных этносов свойственны этнические стереотипы, которые представляют собой устойчивые представления о моральных, умственных, физических характеристиках, свойственных представителям различных этносов.

Этнические стереотипы делятся на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы - мнения, суждения, оценки людей по отношению в своему этносу. Чаще всего автостереотипы содержат положительные оценки.

Гетеростереотипы представляют совокупность оценочных суждений о других народах.

Этнические гетеростереотипы - это устойчивые, эмоционально окрашенные, обобщенные и упрощенные представления людей о других народах, которые часто бывают неточными, хотя и содержат некоторое зерно истины.

Социальные стереотипы чаще усваиваются в детстве из вторичных источников, чужих мнений, СМИ, а не на основе личного опыта, затем с трудом меняются, устойчивы к новой информации, могут сохраняться десятилетиями, передаваться к новому поколению, распространены среди достаточно большого числа людей данной национальности. Содержание гетеростереотипов зависит во многом от исторического опыта взаимодействия между данными народами.

Негативные этнические стереотипы ведут к образованию национальных предрассудков и этноцентризма.

Национальные предрассудки - неоправданно негативное мнение и отношение к чужому народу и к отдельным его членам и склонность негативно действовать по отношению к людям чужого народа.

Предрассудок предполагает осуждение, предубеждение против человека, даже не зная его лично, а исключительно на основании его идентификации с некой группой. Предрассудки в свою очередь провоцируют дискриминацию - неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам.

Этноцентризм - сознательное и бессознательное предпочтение своего народа и своей культуры перед чужой культурой (в родной культуре все правильно, лучше, чем в чужой культуре), склонность оценивать жизненные явления через призму традиций и ценностей собственной культуры, выступающей в качестве эталона-образца.

Степень и формы выраженности этноцентризма могут варьировать. Этноцентризм, при котором на фоне позитивного предпочтения своего народа предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру, достижения чужого народа, - называют благожелательным, или гибким. Воинственный этноцентризм проявляется в недоверии, ненависти, страхе и обвинении чужих народов в собственных неудачах, в оправдании захвата, угнетения и даже уничтожения чужих народов.

Наиболее эффективна и полезна позитивная форма межэтнического восприятия - принятие и признание различий между своим и чужим народом, с признанием ценности и своего, и чужого народа, с объективным анализом достижений и недостатков и своего, и чужого народа.