В афинской школе. §38. В афинских школах и гимнасиях Обучение в афинских школах и гимназиях

Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».

Древняя Греция и, в частности, Афины - это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.

Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.

Греческое образование

Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.

Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.

Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.

В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:

  • Грамматист.
  • Учитель-знаток церковных порядков.
  • Музыкант.

Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.

Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.

Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.

Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.

Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.

Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».

В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.

Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.

По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.

Обучение представительниц прекрасной половины

Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.

Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.

Спарта

Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.

С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит - довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.

Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.

Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» - идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.

Афины

В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.

Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.

Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные - учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше - высшая школа.

Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.

Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.

Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства

Древние греки большое внимание уделяли развитию тела и учению. Греческие скульптуры до сих пор считаются образцом красоты человеческого тела, а древнегреческие мыслители оказали огромное влияние на развитие европейской философии и науки.

Ко времени расцвета древнегреческой культуры (V-IV вв. до н.э.) в Афинах было много заведений для занятий науками и спортом. В эти древние времена, больше 2,5 тыс. лет назад, дети тоже ходили в школы, учились там читать и писать.

События

Школы

  • В 7 лет мальчиков отдавали педагогам. Педагог переводится как «сопровождающий ребёнка». Это были рабы. Педагоги водили детей в школу, занимались воспитанием.
  • Школы были платными.
  • Для учения письму использовались деревянные таблички, покрытые воском. На них выдавливали буквы заострённой палочкой.
  • Более глубокие знания могли получить только богатые греки.
  • В школах читали знаменитые произведения литературы, часто заучивали их наизусть.
  • В школах Древней Греции изучались грамота, арифметика, музыка, пение, рисование.

Палестры

Помимо обычных школ, с 12 лет мальчики учились в палестрах. В палестрах занимались гимнастикой, спортом (борьбой, бегом, метанием диска и копья, плаванием), военной подготовкой, правилам поведения.

Воспитание девочек заключалось в том, что девочки не посещали школы и палестры, их воспитывали дома, с 7 лет девочек учили читать и писать, ткать, прясть, быть хорошими хозяйками.

Обучение взрослых

Взрослые, желавшие продолжить обучение, занимались в гимнасиях. В гимнасиях занимались гимнастикой. Помимо этого, в гимнасиях выступали ораторы, устраивались дискуссии. Это были интеллектуальные центры.

Академия - школа древнегреческого мыслителя Платона. В ней изучали философию, историю, политику, математику.

Лицей - школа древнегреческого мыслителя Аристотеля. Получила название по храму Аполлона Ликейского, располагавшегося рядом.

Слова «академия» и «лицей» сохранились в европейских языках до наших дней.

Участники

Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Академии.

Древнегреческий философ и мыслитель, основатель Лицея.

Заключение

Благодаря прочным традициям всестороннего образования и воспитания, афиняне вырастали одновременно и хорошими воинами, и высокообразованными людьми. Образование нужно было даже простым пахарям, ведь каждый афинский гражданин мог принимать участие в управлении полисом.

Параллели

Если сравнить древнегреческие и древнеегипетские школы, то в только дети самых зажиточных людей могли посещать школы. Они позже становились писцами или жрецами. А для простых земледельцев и ремесленников не было так позорно, как в Греции, не уметь читать и писать.

Маленькие египтяне, так же как и маленькие греки, в школе учились читать, писать и считать. А вот физическая культура (плавание, бег, борьба) в Египте не так высоко ценилась, сведений о специальных спортивных школах (подобно греческим палестрам) нет.

Когда афинскому мальчику, сыну состоятельного гражданина, исполнялось семь лет, его отдавали в школу. До этого возраста он проводил время дома, на женской половине, играя с братьями и сестрами, слушая песни рабынь, трудившихся над пряжей, тканьем, вышивкой, приготовлением пищи, или сказки няни и матери. Ни один посторонний мужчина не входил на женскую половину. Изредка отец водил своего сына в гости или разрешал ему присутствовать в мужском зале, когда гости собирались у него в доме.

Но не только радости были у детей. Были у них и печальные минуты, когда за провинности раб-нянька, называвшийся педагогом (рис. 1), или отец жестоко поучали их палкой. Вообще детей не слишком баловали: купали в холодной воде, заставляли выходить легко одетыми даже в самые холодные дни, чтобы они стали крепкими и закаленными.

Рис. 1. Раб-педагог ()

С семи лет начиналось обучение в школе. Прощай, женская половина дома и игры с сестрами! Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании, ни в судах. Все, что от них требовалось, - это быть скромными, покорными женами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж. А для такой жизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб да присматривать за рабынями.

И вот мальчик идет в школу. Только что взошло солнце, а двери школы уже открыты. Отовсюду стекаются ученики. За ними следуют рабы, обязанные сопровождать господских сыновей в школу. Они несут за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки-стили, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.

В школе мальчика прежде всего учили грамоте. Чтобы обучение шло легче, учитель давал ученику глиняные таблички, на которых были написаны буквы и слоги, и ученик постепенно обучался складывать из них слова. Грамоте обучали долго, года три. Сначала учили писать на восковых табличках заостренной металлической или костяной палочкой - стилем. Осилив грамоту, ученики приступали к чтению Гомера. Сидя на кресле с высокой спинкой, учитель развертывал на столе свиток, на котором были написаны песни «Илиады» и «Одиссеи». Читали в школе и поэму древнего поэта Гесиода о происхождении богов, сотворении мира и людей, о том, как первые боги, гиганты воевали со сменившими их богами-олимпийцами. Образованный человек должен был знать наизусть множество стихов Гомера и других поэтов и уметь кстати привести их в застольной беседе, в речи на народном собрании или в суде.

В школе мальчиков учили игре на кифаре, на лире и на флейте, а также пению. Всякий афинянин должен был уметь играть и петь. С раннего возраста хоры мальчиков участвовали в музыкальных состязаниях во время игр и празднеств, а впоследствии, став взрослыми, афиняне пели в праздничных хорах или выступали на состязаниях певцов. Кроме того, греки считали, что изучение музыки возвышает и облагораживает человека, как и знакомство с математикой. Поэтому арифметика и начала геометрии тоже преподавались в школах, но не слишком подробно.

С 12-13 лет мальчики начинали посещать также палестры (от греч. Пале - борьба). Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру - гимнастическую школу (рис. 2). Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми. Здесь же, в палестрах, юноши обучались танцам под музыку кифар и лир. Пляски соединялись с пением: юношам, может быть, придется выступить в хоре во время театральных представлений, они должны уметь и петь, и плясать одновременно...

Рис. 2. Палестра ()

Кроме частных палестр, были в Афинах и три гимнастические школы - гимнасии, принадлежавшие государству. Это были Академия, Ликей и Киносарг. На содержание их давали средства, по предписанию государства, богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон (рис. 3), а Ликей - благодаря школе, созданной там философом Аристотелем (рис. 4), одним из самых прославленных ученых древности. Знаменитые ученые выступали перед слушателями, излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства. В гимнасиях обучали красноречию - умению отстаивать свое мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Рис. 3. Платон

Рис. 4. Аристотель

Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончали учение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносили в списки их родного округа - дема. Это была важная и торжественная церемония, потому что внесенный в списки становился впоследствии гражданином, мог участвовать в народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнет определенного возраста, занять любую государственную должность.

Лишь в редких случаях молодые люди, заинтересовавшись философией или ораторским искусством, продолжали занятия у какого-нибудь славившегося своей ученостью мудреца. Иногда такие юноши в дальнейшем и сами становились видными учеными, как, например, ученики знаменитого Сократа или величайшего философа Греции Аристотеля.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Countries.ru ()
  2. Newacropol.ru ()
  3. Wisdoms.ru ()

Домашнее задание

  1. На какие этапы можно разделить образование мальчиков в древних Афинах?
  2. Какие знания получали афиняне в школах?
  3. Какие предметы изучались в палестре?
  4. Где после окончания школы могли продолжить образование представители знати?

Кто впервые высказал идею о природосообразности воспитания?

Я.А. Коменский

К.Д. Ушинский

Демокрит

(возможные ответы: | Ф. Рабле | М. Монтень | В. Мономах | Сильвестр |)

(возможные ответы: | городские школы | университеты | монастырские школы |)

(возможные ответы: | 1 | 3 | 2 |)

(возможные ответы: | М.Монтень | Ф.Рабле | В. де Фельтре |)

(возможные ответы: | К.Д. Ушинский | Д. Локк | Ж.-Ж. Руссо | Д. Дьюи |)

(возможные ответы: | К.Д. Ушинский | Н.И. Пирогов | Л.Н. Толстой |)

Вопрос №14

Установите соответствие педагогической идеи и автора

формирование добродетельного человека через управление, обучение и нравственное воспитание

воспитать личность, которая служит общему благу, любит всех людей и способна подняться на борьбу с неразумным строем

всестороннее развитие каждого ребенка, развитие в детях самодеятельности

приоритет интересов ученика (ребенок - Солнце, вокруг которого вращается педагогический процесс)

(возможные ответы: | И.Ф. Гербарт | А. Дистервег | Д.Дьюи | Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов |)

Вопрос №15

Установите соответствие цели воспитания и педагога

(возможные ответы: | Я.А. Коменский | Д.Локк | Ж.-Ж. Руссо | И.Г. Песталоцци |)

(возможные ответы: | Я.А. Коменский | И.Г. Песталоцци | А. Дистервег | И. Гербарт |)

Вопрос №17

Отказ от дифференциации в обучении в советской стране произощел в __ годы

(возможные ответы: | 1 | 2 | 3 |)

(возможные ответы: | А.С. Макаренко | С.Т. Шацкий | Н.К. Крупская |)

Ответы на тест [№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,... Вариант №1 (1)c (1)a (1) Спарта,(1) Афины,(1) Рим (1)a (1) Сократ,(1) Платон,(1) Аристотель (1)c (1)c,(1)d (1) М. Монтень,(1) Сильвестр,(1) Ф. Рабле,(1) В. Мономах (1) городские школы,(1) монастырские школы,(1) университеты (1) 1 ,(1) 3 ,(1) 2 (1) В. де Фельтре,(1) Ф.Рабле,(1) М.Монтень (1) К.Д. Ушинский,(1) Д. Локк,(1) Ж.-Ж. Руссо,(1) Д. Дьюи (1) Н.И. Пирогов,(1) Л.Н. Толстой,(1) К.Д. Ушинский (1) И.Ф. Гербарт,(1) Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов,(1) А. Дистервег,(1) Д.Дьюи (1) И.Г. Песталоцци,(1) Ж.-Ж. Руссо,(1) Д.Локк,(1) Я.А. Коменский (1) А. Дистервег,(1) Я.А. Коменский,(1) И. Гербарт,(1) И.Г. Песталоцци (1) Я. Корчак,(1) В.А. Сухомлинский,(1) Ш.А. Амонашвилли,(1) А.С. Макаренко (1)d (1) 3 ,(1) 1 ,(1) 2 (1) С.Т. Шацкий,(1) Н.К. Крупская,(1) А.С. Макаренко

Педагогика

Вопрос №19

Что такое закрытая анкета?

(b) с выбором из данных вариантов ответов

(c) со свободными текстовыми ответами

Ответы на тест

[№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,...

Вариант №1

Урок-игра: «В Афинских школах и гимнасиях»

Цель:
-Образовательная: формирование у учащихся представления об уровне развития образования и школах Древней Греции; - Развивающая: совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия. -Воспитательная: воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей уважение к старшим и к родителям, стремление к получению образования и привитие любви к Родине. Метод обучения: репродуктивный, частично – поисковый. Тип урока: комбинированный урок Приемы деятельности учителя:объяснение, описание, рассказ, беседа, организация проверки усвоения знаний. Деятельность учащихся: учащиеся слушают, рассматривают и описывают иллюстрации, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы и познавательные задания, участвуют в инсценировках.
Оборудование:
карта Древней Греции, таблицы с древнегреческим алфавитом, элементы одежды для ролевой игры (лавровый венок, накидка-гиматий), картонные таблички, покрытые воском, палочки (имитирующие стиль), изображения статуй (“Дискобол” и “Копьеносец”).
Понятия:
Палестра, гимнасии, педагог, стиль, красноречие.
Персоналии:
Перикл, Мирон, Поликлет, Аристотель, Аполлон. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Опрос учащихся 3. Изучение нового материала. 4. Рефлексия. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. План изучения нового материала: Ι. Учебные заведения Древней Греции. ΙΙ. Занятия в школе. ΙΙΙ. Палестра. ΙV. В афинских гимнасиях.
Ход урока

1. Вводная часть.
Учитель: – Сегодня наш урок мы начнём с игры “Да и нет”. Я загадала государство. Вы должны задавать вопросы, которые содержат в себе особенности исторического развития изученных государств. Если заданный вопрос касается задуманного государства, то говорю “Да”, если нет, то “Нет”. Примерные вопросы учеников к учителю: – Это государство расположено на Балканском полуострове? (Да) – В этом государстве внешняя политика направлена на захват территорий? (Да) – В этом государстве могли принимать решение в управлении простые граждане? (Нет)
– В этом государстве была развита наука и искусство? (Нет) – Вы загадали Спартанское государство? (Да) Учитель: -Главное занятие в Афинах? –(ремесло и земледелие), а в Спарте (война). Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, в Афинское государство. Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры

воспитать всесторонне развитого человека. ? Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение «всесторонне развитая личность?» (Это личность развитая умственно, морально и физически) К воспитанию именно такого человека и стремились греки. А где воспитывают таких людей? Отвечают на вопрос Записывают тему урока и формируют цель урока.
Проблемное задание
Сходства и различия обучения в афинской школе и в современной?
Изучение нового материала:

Ι. Учебные заведения Древней Греции.
В Греции было несколько типов учебных заведений. ? А какие учебные заведения есть в нашей стране? (школы, ПТУ, институты, университет, академии). Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает со схемой, которая изображена в презентации, учащиеся делают записи в тетрадях) -Чему учили в греческих школах? Задание: Прочитайте п.1 §38 стр.173. -С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции? -Кого называли педагогами? - Каковы были их обязанности? - Кого называют педагогом в наши дни? – В ранний час городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них и мы.
Игровой момент:
Учашиеся и учитель переодеваются в накидки с лавровыми венками на голове. Вступительное слово учителя: – Хайрете пайдее! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите с наступлением сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами.(розги лежат на столе)
-Учитель
: найдите в тексте и приведите пример, за что наказывали учеников (класс работает с книгой и документом на стр. 173, §38) . – Вы начинаете учиться и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь начнем урок.
Учитель
открывает таблицу с древнегреческим алфавитом, прочитывает каждую букву, учащиеся читают хором. Затем раздаются буквы из печенья (это подлинный прием в греческих школах, когда дети угадывают и называют их).
Учитель
– Дети, послушайте, как может быть прекрасна речь, составляемая из этих букв: Мэйнен аэйдэ теа Пэлэнадо Ахиллеос уломенун вэ мюри Ахайос альгэ этикэн (Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына) Вопрос: из какого произведения взяты эти строки? (Илиада).

Учитель
:А теперь попытаемся записать несколько слов. Как звучит имя прекрасного бога- покровителя искусств? Аполлон (записывают на дощечках).
Учитель
– А как по-гречески называется наука о прошлом? История (записывают на дощечках).
Учитель
– А теперь попробуйте написать без моей помощи. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника: “чаще поворачивай
стиль
”. Задание: Найдите объяснение этому выражению в учебнике (это значит, что надо чаще проверять и исправлять ошибки)
Учитель
– Положите на мой стол таблички со своими именами (учащиеся рассаживаются на свои места).
Вопросы к классу:
-Чему учили в школе? Докажите, что действительно имелись различия между афинским и спартанским обучением и воспитанием.
Учитель:
прочтите об учебе в палестре и гимнасиях, расскажите, используя рисунки на стр. 174, §38.
Работа над понятиями
(запись на доске): Красноречие (умение выступать с речью, отстаивать своё мнение) Гимнасий (школа для взрослых афинян) Палестра (школа физической подготовки для юношей)
Вопрос к классу.
– Что нового о древнегреческой школе, вы узнали?
Возвращаемся к проблемному заданию
Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети добросовестно относились к учёбе в школе.)
Палестра
.(от слова “пале” - борьба) – мальчики посещали ее с 12 лет, это была гимнастическая школа. (Описание, беседа, задания для учащихся: определить виды спорта, которыми греческие мальчики занимались в палестре) Перед вами рисунок «В палестре». ? Посмотрите на слайд, что вы там видите опишите ее. ? Что делают мальчики в палестре? ?Кем является человек с палкой, стоящий в центре? В палестре греческие мальчики занимались гимнастикой. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье под крышей. (Учитель показывает классу фотографии развалин древнегреческих палестр с помощью презентации) В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Задание классу
: рассмотрите иллюстрации и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах?(Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска
).(запись в

тетради)
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру
“Вопросы и

ответы”.
Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
Задание классу
: 1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало). 3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль). Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы! В Афинах существовала третья ступень образования- гимнасии.
ΙV В афинских гимнасиях.
Гимнасии- школы для взрослых
(запись в тетради)

Учитель:
«А теперь отправимся в один из Гимнасиев (их в Афинах было три) Ребята надо узнать, что такое гимнасии? Послушаем сообщение
Сообщение ученика.
« Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиями».
Учитель:
- В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их. (Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древнегреческих учёных).
Аристотель:
«Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. Мой отец был придворный врач при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.
Гиппократ:
« Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. эры. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».
Геродот
: «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит». Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие мировой науки. (Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).
Учитель
:Рассмотрим статуи “Дискобол” и “Копьеносец”. Учащиеся описывают статуи: Метатель диска – ее создал Мирон, который сумел в ней передать ощущение движения. Кажется, что сейчас атлет распрямится и диск полетит. Копьеносец – статуя Поликлета, которая показывает, каким должен быть каждый юноша: физически здоровым, сильным, прекрасным, готовым к подвигу.
Работа с высказыванием
: Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже перестают ее посещать.
Вопрос
: почему мальчики из бедных семей учились недолго? (учащиеся высказывают свое мнение).
Вопрос
: какие качества ценились в человеке в античное время и не перестают цениться сейчас? (дети указывают на физическое совершенство, умение слушаться взрослых и родителей, быть готовыми к подвигам, быть умными, образованными и т.д.). Если не назовут, то следует
дополнить, что главной ценностью античной культуры является свободная человеческая личность.
4. Рефлексия
Игра "Лабиринт знаний" Задания: 1. Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: "Вот еще одним педагогом стало больше!" Что означали эти слова? Кого греки называли педагогами? 2. Кто-то рассказывал о знаменитом афинском правителе Солоне следующее. «Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах прекращались. Отец за это сердился на него, считая его лодырем.» Насколько правдив этот рассказ? Какие ошибки он содержит?
Текст с ошибками
"Афинские мальчики начинали учебу с семи лет. Все ученики, и старшие и младшие, писали на папирусе с помощью тростинок. В школах учили только читать и писать. Каникулы были зимой. Для девочек были специальные школы, где они изучали то же самое, что и мальчики. С 12 лет мальчики посещали гимнасии, где занимались борьбой, бегом, прыжками и т.п. Афинские школы были бесплатными". Вопрос: Какие новые знания вы приобрели на уроке? Можете ли вы утверждать, что получение образование остаётся значимым в настоящее время.
Игра в красноречие
: два ученика одновременно хвалят или ругают друг друга, не оскорбляя, в течение 1 – 2 минут.
5.Домашнее задание
П.38,вопросы и задания Составьте расписание уроков: I вариант – в греческой школе II вариант – в палестре