Михаил шемякин - биография, информация, личная жизнь. Михаил Шемякин Shemyakin, Mikhail Дмитрий шемякин художник

Михаил Шемякин в детстве

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году. Он рос в оккупированной Восточной Германии, а вернувшись в Россию в 1956 году, поступил в художественную школу при Институте живописи им. И.Е. Репина Ленинградской Академии художеств. Был исключен из школы за несоответствие нормам соцреализма. С 1959 по 1971 год работал разнорабочим. Подвергался принудительному психиатрическому лечению, что в те годы было обычным делом для борьбы с диссидентами. В течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже. В 1967 году Шемякин основал группу художников «Санкт-Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым он создает теорию Метафизического синтетизма, посвященную поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства всех эпох и народов.

В 1971 году власти выдворяют Шемякина из СССР. Он живет в Париже, а в 1981 году переезжает в Нью-Йорк. Уже в Париже он начинает устраивать выставки и публиковать работы своих коллег – российских художников и писателей-нонконформистов. Начатые в 1960-е годы исследования искусства выросли в коллекцию миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям. Эта работа принесла художнику пять почетных докторских степеней и послужила основой для создания его Института философии и психологии искусства. В 2000 году им учрежден «Воображаемый музей» в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по темам исследований. В 2002-2003 годах Шемякин снимается в серии телепередач для российского канала «Культура».

В 1989 году началось возвращение творчества Шемякина в посткоммунистическую Россию – с первой, с момента высылки, выставки его работ. Впоследствии он продолжает выставляться в России. В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Шемякинская Сибела – Богиня плодородия – стоит в нью-йоркском районе Сохо. Вариант памятника Петру Великому демонстрируется в Нормандии. В 1998 году в Венеции в ознаменование двухсотлетия со дня смерти Джакомо Казановы установлен шемякинский монумент Казанове. «Диалог между Платоном и Сократом» – мемориал профессора Харольда Юкера – установлен в университете Хофстра в Хемпстеде, Нью-Йорк. В 2001 году в Лондоне открыт его монумент, посвященный трехсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве – скульптурная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых». В 2003 году открываются его памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце в Стрельне.


Театральная деятельность Шемякина началась в 1967 году с постановки оперы Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории. В 1990-е годы вместе с клоуном Вячеславом Полуниным он устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции. В 2001 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга Шемякин ставит свою версию балета Чайковского «Щелкунчик».


В 2005 -м году ставит новый балет по мотивам сказки Гофмана «Волшебный орех» — со своим либретто и оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски. В 2007 Михаил Шемякин организует «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра. Открылась выставка «Михаил Шемякин: 40 лет спустя. Театр и Метафизика» в Новосибирском государственном художественном музее.

В 2008 году состоялось открытие памятника Владимиру Высоцкому в Самаре. Выставки «Театр и Метафизика» показывается во Владикавказе (Северная Осетия), в Ханты-Мансийске и в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А.Коваленко. В этом же году художник организует представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже.


В 2009 году Михаил Шемякин награжден Президентом РФ Д.А. Медведевым Орденом за большой вклад в укрепление дружбы, сотрудничество и развитие культурных связей c Россией. Тогда же открылись выставки: «Михаил Шемякин: Петербургский метафизик» в редакции журнала «Звезда» в Санкт-Петербурге и «Михаил Шемякин: возвращение пушкинской «Русалки» во Всероссийском музее им. А.С. Пушкина «Мойка, 12». Начиная с 2009 года дважды в год Михаил Шемякин организует в своем Фонде в Петербурге выставки из цикла “Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ” .

В 2010 году Михаил Шемякин с хореографом Кириллом Симоновым создает новую версию балета Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета в Вильнюсе (Литва), открывает монумент «Жертвам террора» во Владикавказе (Северная Осетия) и выставку «Фарфоровый театр Михаила Шемякина» в рамках года Франции в России в Париже.

В 2011 году были показаны выставки: «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, «Михаил Шемякин: эскизы к балетам» в Тель-Авиве (Израиль), «10 лет Щелкунчику» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Начиная с 2011 года ежегодно представляет выставки из цикла “Воображаемый музей Михаила Шемякина. АНТОЛОГИЯ ФОРМ” в Северо-Кавказском филиале музея искусств народов Востока. В этом же году выходит книга «Две судьбы», написанная Михаилом Шемякиным и посвященная его дружбе с Владимиром Высоцким.

В 2012 году Михаил Шемякин – Главный художник Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня», проходящего в Москве на Красной площади. Были показаны выставки: «Шемякин и Высоцкий. Две судьбы (иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого)» в Строгановском дворце ГРМ в Санкт-Петербурге; «Михаил Шемякин: Рисунки в стиле «Дзен» в Государственном музее Востока в Москве.

В 2013 году открылись выставки в Санкт-Петербурге: «Тротуары Парижа» в Мраморном дворце ГРМ и «Михаил Шемякин. Мир, скрытый в каплях воды» в музейном комплексе «Вселенная Воды».

В 2014 году состоялось открытие памятников: «Человек-часы» в Щелково, Московская область и «Жертвам забытой войны, изменившей ход истории» в городе Гусеве. В этом же году Михаил Шемякин принимает курс живописи в Воронежской государственной Академии искусств.

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических изысканий.

Работы Шемякина украшают постоянные экспозиции многих музеев в США, России, Франции, Польше и стран СНГ.

В нашем можно приобрести автора А.М.Петрякова.

Михаил Шемякин - (Shemyakin, Mikhail. Род. 1943 г.), российский и американский живописец, график, скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, действительный член Нью-Йоркской академии наук, академик искусств Европы. Родился в Москве в семье офицера. В 1945-1957 гг. семья Шемякина жила в Германии. В 1957-1961 гг. учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина в Ленинграде. Трудился чернорабочим, такелажником. Жил в Ленинграде, в 1971 г. покинул СССР (лишение гражданства), обосновался в Париже. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 г., художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба. В Париже приобрел известность. В 1974 г. впервые был показан его акварельный цикл "Петербургский карнавал", принесший ему мировую славу. С 1981 г. живет в Нью-Йорке. В 1989 г., приняв американское гражданство, он поселился в небольшом городке Клаверак (с 1991 г.), в окрестностях Нью-Йорка. Все эти годы его работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Возвращение искусства Шемякина в Россию началось в 1989 г., когда в Москве и Ленинграде прошли его персональные выставки. В 1990-е годы персональные выставки Шемякина проходили в Третьяковской галерее, в галерее "Дом Нащокина" в Москве, в Эрмитаже и в Манеже в Санкт-Петербурге. В 1980-1990-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику. Для Санкт-Петербурга Шемякин сделал несколько памятникамов. На набережной Робеспьера стоят его двуликие "Сфинксы" как дань памяти всем репрессированным. На кладбище Сампсониевского монастыря воздвигнут памятник Архитекторам-Первостроителям Петербурга. И, наконец, памятник Петру I, который находится на территории Петропавловской крепости. Памятники стали неотъемлемой частью города и органично вплелись в его архитектурно-художественную ткань. Работы Шемякина находятся в постоянной коллекции многочисленных музеев, в том числе "Метрополитен" (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), Яд Вашем и Музей современного искусства (Тель-Авив). Памятники и скульптурные композиции М. Шемякина установлены в Нью-Йорке ("Кибела: Богиня Плодородия"), Париже ("Карнавал Санкт-Петербурга"), Венеции (памятник Д. Казанове и монумент "В память 200-летия со дня смерти Казановы"). Он также автор надгробия артисту Савелию Крамарову в Сан-Франциско и памятника Маневичу на Петербургском кладбище. В 1999 г. в центре университетского корпуса в г. Хемстед (штат Нью-Йорк, США) открыт памятник профессору университета Хофстру Юкеру "Диалог Платона с Сократом", а в 2001 г. - памятник Петру I в Лондоне в честь 300-летия Великого посольства. В 2001 г. в Москве был открыт памятник М. Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых". Этот проект задумывался и осуществлялся как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений. Шемякин стал автором костюмов, масок, декораций для "Щелкунчика" (премьера в Мариинском театре, январь 2001 г.). Художник работает в широком диапазоне техники. Темы его работ также отличаются большим диапазоном: от театральных работ до метафизических исследований. Шемякин работает днем и ночью, часто над несколькими вещами одновременно. Работа поглощает его полностью...

На тему балета И.Стравинского «Весна священная». 1989.

Иллюстрация к «Балаганчику» А.Блока. 1987.

Поэзия танца I

Раскольников и старуха-процентщица

Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Карнавалы Санкт-Петербурга # 05


Петрушка

Крыс с куском сыра. 1999.

Из серии «Прогулка».

Из серии «Прогулка». 1991.

Художник и скульптор Михаил Шемякин считает, что является частью русской культуры — но в современной России жить не хочет и не собирается. Тридцать лет назад, когда его странные фантасмагорические работы приобрели известность в андеграундных кругах, его выслали из Союза. Мировое признание к Шемякину пришло в Париже, потом он принял американское гражданство, а сейчас живет во французской провинции. Вновь начал работать на родине только после распада СССР: сделал свой вариант памятника Петру I в Петербурге и скульптурный ансамбль «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве. Кроме того, было организовано несколько персональных выставок Шемякина, на телеканале «Культура» прошел цикл передач «Воображаемый музей Михаила Шемякина», посвященный уникальной библиотеке художественных форм, которую художник собирает почти полвека. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Нью-Йорк

День рождения

Где родился

Москва

У кого родился

Отец — кадровый военный, был комендантом Кенигсберга, преподавал тактику в Академии им. Фрунзе.

«Мой отец, чистокровный кабардинец, горец, рано потерял близких и был усыновлён офицером Белой гвардии Шемякиным. Приёмный отец погиб во время Гражданской войны. А отец стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов боевого Красного Знамени. Но всю жизнь звался Шемякиным - и всегда гордился, что принадлежит к роду Кардановых».

«Первые следы Кардановых в России обнаружены еще в XVI веке, когда их послы пришли к Ивану Грозному да так и остались на служение, о чем упоминает Карамзин. ...столбовые дворяне Предтеченские были католиками, приехали кто из Испании, кто из Греции. Только во мне намешано столько кровей...»

Мама — Юлия Предтеченская, актриса.

Где и чему учился

Учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде.

«Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир - мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы...».

Где и как работал

В 60-е сменил множество профессий — был чернорабочим, лаборантом, такелажником...

«Я рос и формировался в другое время. Мы считали совершенно естественным жить в нищете, заниматься живописью по ночам, а днем вкалывать на государство, чтобы не увозили на 101-ый километр за тунеядство».

Первая выставка состоялась в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда» в 1962-м. Художественные работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Памятники и скульптуры установлены во многих городах мира.

Ученые степени и звания

Почетный доктор Университета Сан-Франциско (США), Сидар-Крест Колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета (Москва), университета Кабардино-Балкарии (Нальчик). Народный художник Кабардино-Балкарии. Действительный член Нью-Йоркской академии наук и Академии искусств Европы.

Что такого сделал

Издал в Париже альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского художественного «андеграунда».

Был художником-постановщиком балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в Мариинском театре в 2001 году.

Достижения

Состоялась большая персональная выставка — более 600 работ — в Третьяковской галерее, а также в Эрмитаже и Манеже Санкт-Петербурга (1995).

Работы находятся в постоянной коллекции в музеях: «Метрополитен» (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма "Яд ва-Шем" (Иерусалим) и Музей современного искусства (Тель-Авив).

Дела общественные

Основан Фонд художника Михаила Шемякина для культурных, научных, социальных и благотворительных программ.

«Мы выставляем и продаём работы детей-инвалидов, маленьких пациентов онкологического центра, аутичных детей, а также заключённых колонии для несовершеннолетних. У каждого из них есть свой личный счёт, и так они узнают, что, оказывается, можно зарабатывать деньги самому, а не красть чужие велосипеды».

Основал Институт философии и психологии творчества в городе Хадсон и открыл филиалы института в Нью-Йорке и Владикавказе.

Общественное признание

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (1993). Кавалер Ордена рыцаря искусств и литературы министерства культуры Франции. Награжден медалью «Достойному» Российской академии художеств. Лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Известен тем, что…

Более сорока лет является представителем андеграунда — русского «неофициального» авангарда. Создал трагически-гротескный памятник Петру I в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а в Москве поставил памятник «Дети — жертвы пороков взрослых».

Участвовал в скандалах

В 60-е годы был подвергнут принудительнуму лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником.

В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.

«Никаким "диссидентством" я не занимался, меня просто записывали в диссиденты. А я всего-навсего писал картины и пытался увидеть мир собственными глазами. Но это уже считалось преступлением. На тебя собиралось досье, и таким, как ты, полагалось сидеть в дурдоме или лагере. Когда происходили обыски, а потом меня сажали в сумасшедший дом...»

Люблю

«Вся моя жизнь — где-то своеобразная аскеза... К еде я абсолютно равнодушен и живу просто, как солдат. Сна бывает в сутки несколько часов, приучил себя спать сидя, обычно в машинах и самолётах. Отдых для меня — признак избалованности...».

«Для украшения интерьера использую сухие цветы, я их обожаю. Видите, на полках разложены десятки высушенных бутонов роз. В Америке принято делать сухие букеты, потому что цветы продолжают действовать своим ароматом».

Нью-Йорк

«Первый раз приехав в Нью-Йорк, я полюбил его ритм, его архитектуру. Меня привлек колоссальный эксперимент, основополагающий в творческой среде. Америка отзывается на мои запросы в творчестве. Там я выставляю свои сложные художественные эксперименты. В лучших университетах я читаю лекции студентам и профессорам. И меня встречает не снобизм, а энтузиазм».

Семья

Первая жена — Ребекка, дочь от первого брака — Доротея, занимается живописью, графикой, скульптурой.

Вторая жена — Сара де Кей.

"Лет 20 назад она работала переводчицей на документальном фильме о Высоцком - его снимали американцы. Ей сказали: "В Нью-Йорке живёт его друг, свяжись с ним". Она восприняла это пожелание буквально и осталась со мной... Я женщин всегда выбирал, исходя из их выносливости. И первая жена у меня была такая, и вторая подруга, до Сары. Рядом со мной всегда идут настоящие солдаты, потому что жизнь у меня сложная, режим нечеловеческий. Порой мы с Сарой не спим по двое суток - она держится на кофе, я - на чае".

И вообще…

«Я служу России, но здесь на сегодняшний день я все равно чувствую себя иноземцем, пришельцем, потому что я не вписываюсь в это общество. ...Я живу в России, которая находится не тут, а где-то выше. Но, как говорится, родню не выбирают, а я принадлежу этой стране душей и сердцем. Я ей служу и буду служить - это моя обязанность, это мой долг, это моя любовь к ней, к народу, который мне очень и очень жалко».

«Сам я ортодоксальный христианин, хотя и нерадивый изрядно. Я редко бываю в соборах, потому что у нас в Нью-Йорке во время больших церковных праздников образуется, как говорят здесь, тусовка».

Константин Кузьминский, поэт: «Шемякин гениален, капризен, работоспособен до невероятия, и истеричен. Щедр. Скандален. Благороден и полон интриги. Абсолютнейший мастер, мастер европейского класса и потому - слишком хорош для Америки. Его европейский эстетизм для нее непонятен. О нем нельзя говорить объективно...».

Имя: Михаил Шемякин (Mihail Shemyakin)

Возраст: 76 лет

Место рождения: Москва

Деятельность: художник, скульптор

Семейное положение: женат

Михаил Шемякин - биография

За 18 лет жизни за границей талантливый недоучка с диагнозом вялотекущая шизофрения стал одним из известнейших художников современности. Но сердце его всегда принадлежало России.

Михаил появился на свет 4 мая 1943 года в Москве и почти сразу уехал с матерью, актрисой Юлией Предтеченской, в действующую армию к отцу. Михаил Шемякин-старший, по происхождению кабардинец из известного на Кавказе рода Кардановых, был кадровым военным. С боями дошел до Кёнигсберга, стал комендантом нескольких городов в Восточной Германии. Для сына он хотел такой же судьбы. А мальчик бредил искусством, изучая его по альбомам, увлекался Ван Гогом , Босхом, Гогеном... И находил поддержку у матери.


В 1957 году Шемякины вернулись в Советский Союз и осели в Ленинграде. Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодар. А Миша, сумевший за одну ночь нарисовать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина - сразу на 2-й курс. Ходил на занятия, а вечерами сидел в библиотеке, выискивая запрещенные книги по западному искусству, считавшемуся нездоровым, а потом делился полученными знаниями с сокурсниками.

Последовал донос, и в 1961-м юношу исключили из школы с формулировкой за «эстетическое развращение сокурсников». Люди из КГБ сказали: «Тебя никуда больше не примут!» Оставалось одно - идти работать. И Михаил устроился такелажником в Эрмитаже. Днем таскал тяжести, вечером копировал старых мастеров, а по ночам экспериментировал на холсте и бумаге.

К нему часто заходили друзья. Однако соседям по огромной, на 38 комнат, коммуналке такие визиты показались подозрительными. И они принялись писать доносы. Молодого художника вызвали в Большой дом, расспрашивали об отношении к богу и дьяволу, а через 2 дня с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отправили в психиатрическую больницу - экспериментальную клинику им. Осипова.

Шесть месяцев уколов, таблеток и - первая в жизни выставка: психиатр Случевский демонстрировал студентам на примере «больного» Шемякина и его иллюстраций к Дрюону опасность и течение шизофрении. Если бы мать не добилась освобождения Михаила, он стал бы инвалидом.

Последствия «лечения» были тяжелейшими: аллергия на краски, непрекращающиеся кошмары... Почти 2 года ушло на реабилитацию - сначала в горах Абхазии, потом - в Псково-Печерском монастыре. Вернулось желание жить и творить.

Биографию личной жизни Михаила Шемякина совсем нельзя назвать бурной: женился, родилась дочь Доротея, а Евгений Кибрик, один известнейших книжных иллюстраторов СССР, дал ему несколько советов, что и как изучать самостоятельно. И вновь Шемякин оказался в Эрмитаже - теперь разнорабочим. Почти все в бригаде, как и он, были не признанными властью художниками.

В 1962 году журнал «Звезда» пригласил Михаила принять участие в выставке. Его картины оценили десятки людей: журналисты, писатели, режиссеры, музыканты, в их числе - Любимов , Шнитке, Ростропович . А в марте 1964-го известность стала скандальной. За выставку современного искусства рабочих Эрмитажа, которую организовал директор и в которой участвовал Шемякин, поплатились все - и гости, и руководство, и художники.


«Начались травля, обыски, постоянные вызовы в милицию. Никуда не берут. Угрозы высылки за тунеядство... Конфискация книг, религиозных репродукций, писем от мамы...» - вспоминал позже то время своей биографии Шемякин. Только после смерти Хрущева художник смог устроиться на работу. Ему даже позволили разработать этикетку для галош!

А за рубежом слава Шемякина росла - его петербургскими пейзажами заинтересовалась владелица галереи Дина Верни. Дочь эмигрантов, она не понаслышке знала, как в СССР поступают с теми, кто смеет двигаться против течения, и в 1971 году помогла выехать за рубеж жене Михаила (предварительно им пришлось оформить развод) и его дочери.


А вскоре художника арестовали. Высокопоставленный офицер КГБ, как выяснилось, коллекционировавший его работы, сказал: «У вас есть только одна возможность остаться живым - тихо, никому не сообщая, уехать навсегда. Старайтесь поменьше выступать на Западе. Есть предположение, что Россия станет другой, может, вам еще удастся вернуться...» Шемякин уехал с одним пакетом в руках и 50 долларами в кармане.

В парижском аэропорту Михаила встретили жена, дочь и Дина Верни - в ее галерее как раз шла выставка его работ. Она предложила Шемякину 10-летний контракт, но, выслушав условия, тот отказался. Копировать себя прошлого? Да лучше голодать! В чужой стране, без копейки в кармане - так началась новая жизнь.

Писательница Сюзанна Масси помогла семье Михаила обрести жилье - заброшенный бильярдный клуб без отопления, с удобствами во дворе. Потом ему удалось заключить первый контракт - всего за 150 долларов в месяц. Художник продолжил учиться - вокруг столько книг по искусству, недоступных в СССР! Тогда было положено начало всемирно известным сериям его произведений: «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа», «Тротуары Парижа».


В 1974-м одна из работ Шемякина попала на вернисаж молодых художников в Гран-Пале и даже нашла покупателя, картину похитили прямо с экспозиции. Однако судьбе было угодно свести Михаила и поклонника его творчества. Им оказался дизайнер-модельер Жан-Клод Гобер. Он уговорил своих богатых заказчиков открыть для Шемякина галерею. Там и состоялась первая зарубежная выставка, которая принесла художнику настоящую славу. Посыпались предложения, контракты.

Шемякин в Нью-Йорке

Но почивать на лаврах Шемякину было неинтересно, да и художественный мир Франции казался ему мелкобуржуазным, скучным. Он много работал - маслом, пером, начал заниматься скульптурой, задумал издать альманах «Аполлон», посвященный оставшимся в СССР авангардистам. За материалами Шемякин отправился в Нью-Йорк - и внезапно понял, что это его город: «Он весь был наполнен многоликим творческим людом, жившим в бешеном ритме, в постоянном поиске новых форм в искусстве, в бесконечном экспериментаторстве».

Переехать удалось в 1981 году. Одному - жена и дочь предпочли Грецию. Первые 8 лет художник прожил в Сохо - там вечером нельзя было выйти из дома без биты или ножа. Зато его окружали друзья, а в голове роились гениальные замыслы - все так, как в его автобиографическом спектакле «Нью-Йорк. 80-е. Мы».

Получив американское гражданство, Шемякин подыскал более тихое пристанище - заброшенный замок в местечке Клаверак. В замке разместились скульптурные мастерские, где были созданы и Петр I, и Казанова. Художник стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы, выставлялся почти во всех странах мира - кроме одной... Россия увидела его многогранное творчество только в конце 1980-х.


Теперь почти все проекты Шемякин осуществляет на родине: в разных городах идут оформленные им спектакли, возводятся памятники, проходят выставки. Он - создатель фонда содействия отечественным талантам, а также один из организаторов Международного кавалерийского (в память об отце!) музыкального фестиваля «Спасская башня». Михаил Михайлович задумал создать Институт философии и психологии творчества со штаб-квартирой во Франции и филиалами в Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге и - в Нальчике: там родина его предков. Все эти дела и заботы художник совмещает с преподаванием, творчеством. И порой в шутку жалуется: «Живу в самолете!»


Шемякину со второй женой пришлось перебраться поближе к России, во Францию. У него по-прежнему американский паспорт, но это не мешает ему быть патриотом. Он уверен: его задача - приобщать соотечественников и к хорошей музыке, и к высокой литературе, и к настоящему искусству.

Интервью Михаила Шемякина

4 мая отмечает юбилей Михаил Шемякин. Другу Владимира Высоцкого, знаменитому художнику и скульптору исполнилось 75 лет.

Всем не угодишь

– Зачастую художник опережает свою эпоху. Яркий пример этому – Ван Гог. Из тысячи гениальных работ при жизни была продана лишь одна. Разумеется, и я зачастую сталкиваюсь с непониманием и неприятием моих поисков в искусстве. Это меня не удивляет и не огорчает. Быть понятным всем – значит быть никем.

Профессия художника, как и любая из профессий, должна обеспечивать художнику существование. Когда же творчество не приносит денег, их приходится зарабатывать иными путями. Я работал годами чернорабочим, днем греб снег, ночью писал картины. Сегодня, чтобы выжить, содержать дом, оплачивать учебу моих студентов и аспирантов в Академии имени Штиглица, я занимаюсь фарфоровыми изделиями, оформляю балеты, пишу пьесы для театра.

Фото предоставлено Фондом Михаила Шемякина

Художник должен постоянно развиваться, не стоять на месте.

Много лет я фотографирую на улицах Парижа то, что называют мусором: причудливые лужи, облупившуюся штукатурку, паутину в заброшенных домах, трещины в асфальте, облетевшие листья… Затем я распечатываю эти фотографии на офортной бумаге и легко прорисовываю пастелью причудившиеся мне образы.

Воспитывать вкус

Сегодня популярно так называемое актуальное искусство, которое зачастую не требует профессионализма, понятий о гармонии цвета, композиции. Можно взять грязный носок, обмотать им башмак, залить сверху чернилами, и если большая и модная галерея решит сделать из вас восходящую звезду, то через пару лет ваше «произведение» будет продано на аукционе «Сотбис» за пару миллионов долларов.

Сегодня рождаются новые виды искусства: видеоарт, инсталляция, перформанс, стрит-арт. Неподготовленный человек во всем этом путается. Чтобы многое понять и научиться отличать хорошее от плохого, надо заниматься самообразованием.

Все зависит от воспитания, общей культуры. В каждом ребенке заложено чувство гармонии, эстетики. И если бы мы правильно воспитывали вкус детей, они бы с юных лет понимали искусство. Недавно я прочел статью под названием «Эстетический вызов Японии». В обычной школе японский ученики четвертого класса различают легчайшие, тончайшие оттенки 240 цветов! И с первого класса дети изучают народные диалекты, чтобы не утратить богатство своего языка.

А мы еще удивляемся, что мы зачастую уродливо одеваемся, покупаем безвкусные игрушки из пластика. Приглядимся к народным игрушкам, сарафаны, кокошники – любо-дорого, недаром они выставлены сегодня в музеях. Высочайший вкус был у русского народа. А сегодня мы плывем в слащавой безвкусице.

Выставки Мастера проходят по всей России

Фото Челябинский музей изобразительных искусств

Абстракция вокруг нас

Нужно учиться понимать искусство. В том числе абстрактное. Это один из сложнейших видов искусства, требует чутья, знания композиции, цвета.

Любой человек любит абстрактную живопись и, возможно, даже не подозревает об этом. Многие едут на природу наслаждаться цветом, а на самом деле – абстрактной картиной: пятно желтое, красное, оливковое. Человек живет в мире цветовых пятен.

Меня иногда спрашивают: «А что такое абстрактная скульптура, что она означает?» Отвечаю: «Но вы тоже любите абстрактную скульптуру. Все очень просто. Бываете на пляже?» – «Да». – «Собираете камни, которые вам понравились?» – «У меня коллекция камней, интересная форма такая...» – «Так вот, вы держите миниатюрную абстрактную скульптуру. Вы же не все камни берете мешками, вы смотрите: вот эта форма на вас действует».

Скульпторы, которые занимаются абстрактным искусством, пытаются этот камень сделать большим, чтобы он действовал на ваше сознание, чтобы вы любовались этим просто как чистой формой.

Что сказал художник

Как понять, что хотел сказать художник своей работой? Я не люблю разговоров о месседже. Иногда никакой мысли и нету, но зато вы можете придумать что-то свое.

У людей есть любопытство, желание разгадать непонятное. Поэтому популярны инсталляции. Старый башмак, разрезанная книга, облитая как будто кровью. И зритель начинает размышлять. У каждого своя фантазия, которую пробуждает искусство.

Коллекционеры тоже разные. Одни знают и любят искусство. Другие следуют моде, это открывает им двери в закрытые «высоколобые» сообщества. Олигархи хотят быть модными, казаться умными и современными.

Сегодня серьезному художнику жить и творить очень сложно. И не важно, хорошо ли рисуешь, владеешь ли колоритом – больших галерейщиков это не интересует. Им надо продать то, что пользуется спросом.

Фото архив Wday

Самый дорогой поросенок

Америка диктует

К сожалению, отношение к сегодняшнему российскому искусству на Западе довольно пренебрежительное.

На престижных аукционах «Сотбис» и «Кристис» картины современных русских художников встретишь не часто, и по сравнению с ценами на современных западных художников довольно скромные цены. Китайские художники сегодня стоят десятки миллионов долларов. Поскольку китайское правительство решило и сумело раскрутить «своих».

В России нужно, чтобы правительство заинтересовалось этой проблемой. Должна быть специальная программа, как в Америке, например. Несколько лет назад я подарил Владимиру Путину книгу «Холодная культурная война», о том, как американцы продвигали свое изобразительное искусство на международный рынок. Правительство вкладывало колоссальные деньги в, как говорят сегодня, раскрутку своих художников и скульпторов, и чтобы создать имидж американца как суперинтеллектуала. Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Рой Лихтенштейн стали первыми американскими художниками – поп-артистами. Весь мир знает, кто такой Энди Уорхол, на нем делаются миллиарды.

И сегодня Америка диктует, что хорошо и что плохо в искусстве. Я же твердо верю в колоссальный потенциал русских художников и убежден, что прорыв в искусство будущего состоится в России.

Самые знаменитые работы Шемякина

Меня иногда спрашивают: как можно купить за 5 миллионов долларов разрезанную пополам свинью в формалине? Одна половина – 5 миллионов, и вторая столько же, обе 10 миллионов – самый дорогой поросенок в мире.

Неужели люди такие глупые, чтобы тратить на это деньги? Нет, они не глупые. Во-первых, нужно же заработать эти десять миллионов, это только в России можно наворовать. Во-вторых, те, кто покупает этого несчастного разрезанного поросенка, прекрасно знают, что через два года или через пять лет на аукционе он будет продан уже за 25 миллионов.

Ни один банк не дает такие проценты, как перепродажа предметов искусства. Поэтому сегодня не «коллекционируют», а «инвестируют».