Аполлон, Феб, Мусагет: Греческий пантеон богов: Мифологическая энциклопедия. Кто такой Аполлон? Сын аполлона

Повелитель солнца, покровитель музыкантов, талантливый предсказатель, врачеватель, отважный герой, многодетный отец – греческий Аполлон включает в себя множество образов. Вечно молодой и амбициозный бог честно завоевал собственное место на Олимпе. Любимец женщин и смелых мужчин занимает второе место в пантеоне божественных правителей.

История создания

По мнению современных исследователей, образ Аполлона зародился вовсе не на территории Греции. Мифы и легенды о лучезарном боге пришли в страну из Малой Азии. Подтверждает теорию необычное имя божества.

Значение имени бога стало загадкой не только для современных ученых, но и для философов Древней Греции. выдвигал версию, что «Аполлон» переводится как «собрание». Теория не имеет под собой основы, так как имя нигде не упоминается в подобном контексте.

Вторым доказательством теории о заимствовании Аполлона у Азии является сочетание в одном лице противоречивых функций. Аполлон предстает перед людьми и положительным персонажем, и карающим богом. Подобный образ не характерен для мифологии Древней Греции. В любом случае, златокудрый бог занял почетное место на Олимпе, уступив в величии только собственному отцу – .


Культ Аполлона начал шествие с острова Делос и постепенно захватил всю страну, в том числе и итальянские колонии Греции. Уже оттуда власть бога солнца распространилась на Рим. Но, несмотря на огромную территорию влияния, именно Делос и город Дельфы стали центром служения божеству. На территории последнего греки возвели Дельфийский храм, где восседал оракул, толкование снов которым открывало тайны будущего.

Биография и образ

Греческий бог родился на берегу острова Делос. Одновременно с мальчиком на свет появилась сестра-близнец . Дети – плод любви Зевса-Громовержца и титаниды Лето (в другой версии Латоны). Женщине пришлось скитаться по небу и воде, так как Гера, официальная жена Зевса, запретила титаниде ступать на твердую почву.


Как и все дети Зевса, Аполлон быстро вырос и возмужал. Боги Олимпа, гордые и довольные пополнением, преподнесли юному божеству и его сестре подарки. Самым запоминающимся стал дар – серебряный лук и золотые стрелы. С помощью этого оружия Аполлон совершит немало подвигов.

Описание внешности вечно юного божества своеобразно. В отличие от большинства героев Греции Аполлон не носил бороды, предпочитая открывать лицо окружающему миру. Метафора «златовласый», часто используемая в отношении бога, позволяет сделать вывод, что Аполлон – блондин.

Юноша среднего роста и среднего телосложения быстро и бесшумно передвигается по свету, с легкостью догоняя спортивную сестру. Нигде не упоминается обескураживающая красота бога, но количество любовных побед подсказывает, что Аполлон излучает магнетизм и обаяние.


Впрочем, в жизни бога была и несчастная любовь. Дафна, миф о которой отлично характеризует юность Аполлона, стала жертвой неприятной истории. Юный бог, уверенный в собственных силах, высмеял Эрота (бога любви), за что получил в сердце любовную стрелу. А стрела отвращения полетела прямиком в сердце нимфы Дафны.

Влюбленный Аполлон бросился за девушкой, которая решила спрятаться от настойчивого поклонника. Бог солнца не отступал, поэтому отец нимфы, видевший мучения дочери, превратил Дафну в лавровое дерево. Юноша украсил листвой лавра собственную одежду и колчан для стрел.

Свободное от подвигов и забот время юноша проводит за музыкой. Любимым инструментом для Аполлона стала кифара. Молодой бог гордится собственными успехами в музыке и часто покровительствует талантливым музыкантам. А чего не терпит Аполлон, так это хвастовства.


Весельчак-сатир Марсий, подобравший флейту , однажды вызвал юного бога на состязание. Мужчина недооценил талант сына Зевса. Марсий проиграл состязание, а гордый и своенравный Аполлон в наказание за дерзость содрал с сатира шкуру.

Молодому богу бывает скучно на Олимпе, поэтому Аполлон часто спускается на землю, чтобы пообщаться с друзьями. Однажды приятельская встреча закончилась смертью. Сын Зевса и Гиацинт, сын местного царя, запускали в небо металлический диск. Аполлон не рассчитал силы, и снаряд угодил Гиацинту в голову. Любимец бога погиб, Аполлон не смог спасти друга. На месте трагедии расцвел цветок. Теперь каждую весну распускает бутон растение гиацинт, напоминающее о дружбе бога и человека.

Отличительная характеристика Аполлона – всепоглощающая любовь к матери и сестре. Ради благополучия близких женщин герой идет наперекор грозному отцу. Вскоре после рождения Аполлон убивает Пифона – могучего змея, преследующего Лето. За несогласованный акт мести Зевс свергает бога Солнца, и Аполлон должен восемь лет прослужить пастухом, чтобы загладить вину.

Второй раз Аполлон заступается за мать, когда Лето оскорбляет царица Ниоба. Подруги поспорили, кто из них более плодовит. Чтобы отстоять честь матери, Аполлон и Артемида перестреляли всех детей Ниобы.


Несмотря на часты стычки, за Аполлоном закрепилось звание любимчика отца. Такое расположение угнетает Геру – жену владыки Олимпа. Богиня прикладывает максимум усилий, чтобы причинить вред Аполлону. Впрочем, солнечный бог только посмеивается над проделками мачехи.

На божестве лежит серьезная обязанность – Аполлон с колесницей, в которую запряжена четверка лошадей, проезжает по небу, освещая Землю. Часто в путешествии златокудрого бога сопровождают нимфы и музы.

Возмужавший Аполлон часто заводит романы. В отличие от отца, мужчина предстает перед возлюбленными в истинном обличии. Исключением стали Антенора (принял облик собаки) и Дриопа (приходил дважды в виде змеи и черепахи). Несмотря на внушительный любовный стаж, Аполлон так и не женился. Более того, зачастую возлюбленные бога не хранили мужчине верность.


Зато собственных сыновей Аполлон опекает чрезмерно. Среди отпрысков бога значатся , и Асклепий. Последний сильно прогневал дедушку, за что был убит Зевсом. Оскорбленный Аполлон в отместку перебил циклопов, которые создавали для владыки Олимпа волшебные молнии.

  • утверждал, что Аполлон – олицетворение порядка и света, а противоположные качества в мифологии представляет . Бог виноделия призывает сторонников нарушать правила, которые навязывает сын Зевса.
  • Аполлон имеет хорошую физическую подготовку. Юноша с легкостью победил бога войны Ареса в кулачном бою.
  • Писатель представил собственное видение персонажа. В книге «Перси Джексон и Олимпийцы» читатель знакомится с современным бесшабашным сыном Зевса.

Аполлон (Феб, (Мусагет как предводитель муз)) , в греческой мифологии - один из главных и древнейших богов, первоначально считался охранителем стад, позже он стал богом света, покровителем переселенцев, а затем предсказателем будущего и богом поэзии, музыки и всех искусств. Аполлон родился на острове Делос, куда его мать Латона (Лето) попала случайно, гонимая богиней Герои за то, что осмелилась полюбить мужа Геры, громовержца Зевса. Когда родился златокудрый Аполлон, угрюмые скалы острова Делос преобразились, природа ликовала, потоки яркого света залили скалы, долину и море. Юный Аполлон понесся по небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами. Те, кто пел гимн в его честь, от имени Аполлона учили смертных: «познай самого себя», «избегай излишеств», «лучшее - мера» . Аполлон охотнее прибегал к кифаре, чем к луку. Но иногда приходилось применять и лук, так покарал он не в меру возгордившуюся Ниобею, но самым страшным был его суд над грозным Пифоном, который преследовал его мать еще до его рождения. Пифон - порождение мрака, обосновался в глубоком и темном ущелье недалеко от Дельф. Когда он выползал из ущелья, все живое трепетало от страха. Когда Аполлон приблизился к Пифону, его тело, покрытое чешуей, извивалось, открытая пасть уже готова была поглотить храбреца, но тут зазвенела тетива серебряного лука и множество золотых стрел пронзили могучее тело Пифона.
Аполлон отпраздновал победу над чудовищем, основав в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать волю отца своего Зевса, а в честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы, к подножию горы Парнас, месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе. Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему.

Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки, которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх, ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон. Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали
почести не только греки, но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи.
Гомер написал прекрасный гимн Аполлону:

Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,
С водоворотов Пенейских взлетая на берег высокий.
Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой
Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.
Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!

Аполлон очень любил свою мать и защищал ее не только от физических посягательств, но также и от оскорблений и обид: он жестоко покарал Ниобу, которая посмела насмехаться над Лето. Аполлон и Зевс очень ценили и уважали друг друга, и лишь дважды Аполлон навлекал на себя гнев своего отца - царя богов и людей. Первый раз был когда все боги Олимпа за исключением Гестии, наученные Герой, решили свергнуть Зевса и пытались пленить его.
Помешала этому Фетида: она послала Борея на помощь Зевсу, в то время как Аполлон и Посейдон находились на службе у Царя Лаомедона, для которого они возводили стены Трои.
Второй раз у Зевса и Аполлона возник спор из-за Асклепия - сына Аполлона - бога врачевания, которому поклонялись в древнем городе Эпидаре, и который был сожжен молнией Зевса за то, что он посмел оживить нескольких погибших людей и вернуть их из царства мрачного Аида. Аполлон отомстил убив Циклопов, но отец наказал его заставив служить Адмету - царю Фессалии. Аполлон был вынужден покориться: он пас тучные стада принадлежащие царю Адмету в течении целых девяти лет. Но Аполлон был нерадивым пастухом, так что новорожденному Гермесу удалось похитить пятьдесят телок.
Хотя Аполлон и не хотел жениться, он часто влюблялся, и иногда его любовь была несчастна. Его чувства по отношению к нимфе Дафне и Троянской принцессе Кассандре остались безответными, Коронида изменила ему со смертным, хотя и родила сына Асклепия, даже Марпесса бросила Аполлона ради Идоса. Гораздо большим успехом он пользовался у нимфы Сирены и у Муз, которые были связаны с его культом. Не менее известны и его связи с мужчинами: Гиацинтом и Кипарисом.
Хотя силы, приписываемые Аполлону, очень разнородны, на самом деле, они имели непосредственную связь. Аполлон был наиболее противоречивым, но в то же время наиболее ярким образом древнегреческой мифологии. Как Вы успели заметить, он был богом, карающим зло, и все неожиданные смерти приписывались его стрелам, но он также был покровителем медицины. Он обладал способностью предсказывать будущее, а также покровительствовал искусствам, особенно пению и музыке, в которых он был связан с Музами: Марсий, посмевший сомневаться в превосходстве Аполлона, был сурово наказан за свою гордыню.
Бог Аполлон покровительствовал также основанию городов и защищал социальные устои общества. В греческом мире он являлся воплощением здравого рассудка и его образ значительно отличался от образов остальных богов, которые воплощали в себе страсть или животные инстинкты.

Прекрасные мифы Древней Греции и ее языческая религия оказали громадное влияние на развитие мировой культуры. Среди двенадцати бессмертных божеств, восседающих на Олимпе, одним из самых почитаемых и любимых среди людей был и остается бог Аполлон. В его честь возводились величественные храмы и создавались скульптуры. В нем как будто воплотилась вся бессмертная красота, царящая в музыке и поэзии. Солнцеподобное златокудрое божество по сей день является для нас олицетворением молодости, ума, таланта и изящества.

Аполлон - бог Солнца

Вершина греческого пантеона принадлежит могучему и громоподобному Зевсу, а вот вторым после него является Аполлон - его возлюбленный сын. Древние греки считали его и искусств, среди которых главную роль занимала музыка. Покровительствовал солнцеподобный юноша также прорицательству и искусству стрельбы из лука. Он был одновременно законодателем и карателем, защитником пастухов и законных порядков. Покровитель медицины, Аполлон в то же время мог насылать болезни. В римской мифологии, как и в греческой, этот бог звался Аполлоном, но еще и Фебом, что означало "сияющий", "яркий", "чистый".

Аполлон - бог Греции - чаще всего изображался в виде идущего либо стоящего безбородого прекрасного юноши с золотистыми волосами, развевающимися по ветру и увенчанными В руках он держит свои неизменные атрибуты - лиру и лук, фигура его сильная и мужественная. Символ Аполлона - Солнце.

Рождение прекрасного бога

Согласно мифам, бог Аполлон был сыном Зевса и титаниды Лето (она был дочерью титана). Прежде чем будущий бог появился на свет, Лето пришлось долго скитаться, чтобы укрыться от гнева - законной супруги Зевса. Мать Аполлона нигде не могла найти кров. И только когда уже настала пора рожать, ее приютил пустынный остров Делос. Мучительные роды продолжались долгие девять дней и ночей. Мстительная Гера не позволила Илифии - богине деторождения - оказать Лето помощь.

Наконец божественный младенец появился на свет. Случилось это в седьмой день месяца, под пальмой. Именно поэтому семерка стала впоследствии числом священным, а к древней пальме, росшей на Делосе, в античные времена стремились многие паломники, прибывающие туда поклониться месту рождения Аполлона.

Аполлон и Артемида

Но древнегреческий бог Аполлон был рожден не один, а с сестрой-близнецом - Артемидой, которая известна нам как богиня охоты. Брат и сестра были искусными лучниками. Лук и стрелы Аполлона - из золота, а оружие Артемиды - серебряное. Девочка родилась раньше. И, как пишет Гомер, именно она научила впоследствии своего брата стрельбе из лука.

Оба близнеца всегда без промаха поражали цель, смерть от их стрел была легкой и безболезненной. Брат и сестра обладали поразительной способностью бесследно исчезать из вида (девушка растворялась среди лесных деревьев, а юноша удалялся в Гиперборею). Обоих чтили за их особую чистоту.

Несчастная любовь

Это звучит странно, но лучезарный бог Аполлон не был счастлив в любви. Хотя отчасти он виноват в этом сам. Не нужно было смеяться над Эротом, говоря, что тому не достает меткости при стрельбе из лука. В отместку насмешнику Аполлону бог любви поразил золотой стрелой сердце, другую стрелу (отвращающую любовь) Эрот выпустил в сердце нимфы Дафны.

Аполлон, опьяненный своей любовью, начал преследовать девушку, но Дафна в ужасе бросилась к речному богу - своему отцу. И тот обратил дочь в лавровое деревце. Даже после этого любовь безутешного юноши не прошла. Отныне лавр стал его священным деревом, а венок, сплетенный из его листьев, навеки украсил голову бога.

На этом любовные злоключения Аполлона не закончились. Однажды он пленился красавицей Кассандрой - дочерью Приама (царя Трои) и Гекубы. Аполлон одарил девушку даром прорицательства, но взял с нее слово, что взамен она подарит ему свою любовь. Кассандра обманула бога, и тот отомстил ей, сделав так, что люди не верили в ее предсказания, считая пророчицу безумной. Несчастная девица во время Троянской войны изо всех сил пыталась предупредить жителей Трои об опасности, которая им угрожает, но те так и не поверили ей. И Троя была захвачена врагами.

Сын Аполлона

Свято почитаемый людьми Асклепий (Эскулап в римской версии) считается сыном Аполлона. Рожденный смертным, он получил впоследствии дар бессмертия за свое непревзойденное умение врачевать людей. Воспитывался Асклепий у мудрого кентавра Хирона, именно тот обучил его целительству. Но очень скоро ученик превзошел своего наставника.

Сын Аполлона был настолько талантливым врачом, что смог даже воскрешать умерших людей. Боги разгневались на него за это. Ведь, воскрешая смертных, Асклепий нарушал закон, установленный богами Олимпа. Зевс поразил его своей молнией. Греческий бог Аполлон расквитался за смерть сына тем, что убил циклопов, которые, по преданию, выковали перуны (громы и молнии, которые метал Зевс). Однако Асклепий был помилован и возвращен из царства мертвых по воле Ему было даровано бессмертие и титул бога врачевания и медицины.

Бог-музыкант

Аполлон - бог Солнца - всегда ассоциируется у нас с этими струнными атрибутами: луком и лирой. Один из них позволяет ему искусно выпускать стрелы в цель, другая - создавать прекрасную музыку. Интересно, что греки считали, что между двумя этими искусствами существует родство. Ведь в обоих случаях имеет место полет к какой-то цели. Песня тоже прямо летит к людским сердцам и душам, как и стрела к мишени.

Музыка Аполлона чистая и ясная, как и он сам. Этот повелитель мелодий ценит прозрачность звука и чистоту нот. Его музыкальное искусство поднимает человеческий дух, дарит людям духовное прозрение и является полной противоположностью музыке Диониса, которая несет в себе экстаз, буйство и страсть.

На горе Парнас

По легенде, когда на землю приходит весна, греческий бог Аполлон отправляется на рядом с которой журчит Кастальский родник. Там он водит хороводы с вечно молодыми музами - дочерями Зевса: Талией, Мельпоменой, Эвтерпой, Эрато, Клио, Терпсихорой, Уранией, Каллиопой и Полигимнией. Все они являются покровительницами различных искусств.

Бог Аполлон и музы вместе составляют божественный ансамбль, в котором девушки поют, а он сопровождает их пение игрой на своей золотой лире. В те минуты, когда слышен их хор, природа замолкает, чтобы насладиться божественными звуками. Сам Зевс в это время становится кротким, и молнии в его руках угасают, а кровавый бог Арес забывает о войне. Мир и спокойствие воцаряются тогда на Олимпе.

Основание Дельфийского оракула

Когда бог Аполлон еще находился во чреве, его мать по приказу Геры везде преследовал свирепый дракон Пифон. И вот, когда юный бог появился на свет, он вскоре захотел отомстить за все мучения, выпавшие на долю Лето. Аполлон нашел мрачное ущелье в окрестностях Дельф - обиталище Пифона. И на его зов дракон явился. Вид его был ужасен: громадное чешуйчатое тело извивалось бесчисленными кольцами между скал. Вся земля дрожала от его тяжелой поступи, а горы рушились в море. Все живое в ужасе бежало прочь.

Когда Пифон разинул свою огнедышащую пасть, то казалось, что еще мгновение, и он поглотит Аполлона. Но в следующий миг раздался звон золотых стрел, которые вонзились в тело чудища, и дракон упал поверженный. В честь своей победы над Пифоном Аполлон основал в Дельфах оракул, чтобы в нем оглашалась людям воля Зевса.

Но, хотя Аполлона и считают богом предсказаний и пророчеств, сам лично он никогда этим не занимался. Ответы на многочисленные вопросы людей давала жрица-пифия. Приходя в состояние исступления, она начинала громко выкрикивать бессвязные слова, которые тут же записывались жрецами. Они же трактовали предсказания Пифии и передавали их вопрошавшим.

Искупление вины

После того как бог Аполлон пролил кровь Пифона, по решению Зевса он должен был очиститься от этого греха и искупить его. Юноша был изгнан в Фессалию, царем которой в то время был Адмет. Аполлону надлежало стать пастухом, чтобы простым тяжким трудом добиться искупления. Он со смирением пас царские стада и иногда, прямо средь пастбища, развлекался игрой на простой тростниковой флейте.

Музыка его была так чудесна, что даже дикие звери выходили из леса для того, чтобы ее послушать. Когда Аполлон - бог древней Греции - музицировал, свирепые львы и хищные пантеры мирно ходили среди его стада вместе с оленями и сернами. Вокруг царили радость и мир. В дом царя Адмета вселилось благоденствие. Его кони и сады стали самыми лучшими в Фессалии. Помог Аполлон Адмету и в любви. Он наделил царя огромной силой, благодаря которой тот смог запрячь в колесницу льва. Такое условие было поставлено отцом возлюбленной Адмета - Алкесты. Восемь лет Аполлон прослужил пастухом. Искупив полностью свой грех, он возвратился в Дельфы.

Дельфийский храм

Аполлон - бог древней Греции, который, как и другие почитаемые Олимпийские божества, был увековечен. И не только в мраморных статуях и легендах. В его честь греки возводили многочисленные храмы. Считается, что самый первый храм, посвященный богу Солнца, был сооружен именно в Дельфах, у подножия Оракула. Предание гласит, что он был весь полностью построен из ветвей лаврового дерева. Конечно постройка из такого хрупкого материала не могла стоять долго, и вскоре на этом месте появилось новое культовое сооружение.

Каким по счету является храм Аполлона в Дельфах, развалины которого сохранились до нашего времени, теперь уже сказать трудно, но и сегодня видно, сколь великолепен был когда-то этот Дельфийский храм. Историки-искусствоведы рассказывают, что над входом в святилище была выбита надпись с двумя главными заповедями бога, которые гласили: "Познай себя" и "Знай меру".

Самая знаменитая статуя бога

Аполлон - древний бог, который вдохновлял многих художников и скульпторов на создание прекрасных произведений искусства. В мире имеется немало его скульптурных изображений. Но самая совершенная статуя, в которой запечатлен облик одного из самых почитаемых греческих богов - это мраморная скульптура "Аполлон Бельведерский". Статуя эта является копией, снятой неизвестным римским мастером с бронзовой Леохара, служившего при дворе Александра Македонского. Оригинал, к сожалению, не сохранился.

Мраморную копию нашли на вилле императора Нерона. Точная дата обнаружения неизвестна, это случилось примерно между 1484 и 1492 гг. В 1506 г. бесценное произведение искусства было привезено в Ватикан и установлено в Бельведерском саду. Какой же он, бог Аполлон? Картинки и фотографии, увы, могут дать лишь общее представление о том, каким видели его древние греки. Но одно можно сказать с уверенностью: Аполлон даже в наше время может считаться символом мужской красоты.

Продолжая начатую тему древнегреческой мифологии, наш сегодняшний персонаж – златокудрый бог Аполлон. Огромное количество мифов, существовавших об Аполлоне, и короткий формат блога вряд ли позволят нам глубоко покопаться в его многообразной личности, поэтому мы постараемся дать как можно более общее представление.

Обязанности:

В Древнегреческой мифологии круг обязанностей Аполлона весьма широк. Он — бог света, охранитель стад, покровитель наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз. Также к сфере его обязанностей относились предсказания будущего, очищение людей, совершавших убийство, покровительство над дорогами, путниками и мореходами

Внешность:

Молодой мужчина с вьющимися золотыми волосами

Символы и Атрибуты:

Солнце – само по себе, лира, лук с золотыми стрелами и колесница, на которой он путешествует по небу

Сила: Изобретательный и привлекательный, владеющий многими искусствами

Слабости: Как и его отец Зевс, Аполлон падок на женскую красоту, как смертных женщин, так и богинь. Однако в отличие от своего более удачливого отца, на любовном поприще он знавал и многочисленные поражения.

Родители:

Верховный бог Зевс и богиня Латона. Внук титанов Кея и Фебы. У Аполлона также была сестра-близнец Артемида

Место рождения:

Наиболее распространенной является версия, что местом рождения Аполлона и Артемиды был остров Делос, однако встречаются источники, называющие и другое место – островок, в настоящее время называемый Паксимадья – неподалеку от побережья Крита.

Жена:

Несмотря на достаточно длинный шлейф взаимоотношений и детей, Аполлон так и не был женат. Из наиболее известных его возлюбленных стоит отметить Кассандру, которую он одарил даром прорицаний, Дафну – в конечном счете превращенную в Лавровое дерево и Каллиопу, которая родила ему сына – Орфея.

Дети:

Аполлон имел весьма многочисленное потомство, однако наиболее известные из его детей – певец и музыкант Орфей, а также бог медицины и врачевания Асклепий

Главные храмы:

Наиболее известное святилище Аполлона, а по совместительству и главный оракул древней Греции, был расположен в . Помимо этого значительным культовым местом, посвященным Богу, считалось святилище на Делосе. В Храме Аполлона на острове долгое время хранилась казна Делосского Союза, направленного против Персов. В настоящее время достаточно хорошо сохранились святилище в Дельфах, Храмы в Бассах (на Пелопоннесе) и Коринфе

Основные мифы:

Жена Зевса Гера, разгневанная на Лету за связь с Зевсом, запретила ей ступать на твердую землю. Однако Лета нашла убежище на острове Делос, где родились Аполлон и Артемида – богиня охоты и дикой природы. Растить юного Аполлона помогала Фемида, кормившая бога нектаром и амброзией. Свои стрелы Аполлон получил в подарок от Гефеста. Также Бог принимал живое участие в битве Богов с Титанами. В Троянской войне он помогал противникам ахейцев. По преданию неприступные стены Трои были построены им и Посейдоном.

.
Вернуться к Греческому пантеону богов >>>
. (Феб, (Мусагет как предводитель муз )) , греч. - один из главных и древнейших греческих богов, первоначально считался охранителем стад, позже он стал богом света, покровителем переселенцев, а затем предсказателем будущего и богом поэзии, музыки и всех искусств. Аполлон родился на острове Делос, куда его мать Латона (Лето) попала случайно, гонимая богиней Герои за то, что осмелилась полюбить мужа Геры, громовержца Зевса . Когда родился златокудрый Аполлон, угрюмые скалы острова Делос преобразились, природа ликовала, потоки яркого света залили скалы, долину и море. Юный Аполлон понесся по небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами. Те, кто пел гимн в его честь, от имени Аполлона учили смертных: «познай самого себя», «избегай излишеств», «лучшее - мера». Аполлон охотнее прибегал к кифаре, чем к луку. Но иногда приходилось применять и лук, так покарал он не в меру возгордившуюся Ниобею, но самым страшным был его суд над грозным Пифоном , который преследовал его мать еще до его рождения. Пифон - порождение мрака, обосновался в глубоком и темном ущелье недалеко от Дельф. Когда он выползал из ущелья, все живое трепетало от страха. Когда Аполлон приблизился к Пифону, его тело, покрытое чешуей, извивалось, открытая пасть уже готова была поглотить храбреца, но тут зазвенела тетива серебряного лука и множество золотых стрел пронзили могучее тело Пифона.

Аполлон отпраздновал победу над чудовищем, основав в Дельфах святилище и оракул , чтобы прорицать волю отца своего Зевса, а в честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы, к подножию горы Парнас, месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе. Жрица , пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему.
Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки, которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх, ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон. Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали
почести не только греки, но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи. Гомер написал прекрасный гимн Аполлону: Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,
С водоворотов Пенейских взлетая на берег высокий.
Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой
Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.
Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость! Аполлон - олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций - как губительных, так и благодетельных, сочетание в нём мрачных и светлых сторон). Данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологию имени А., что свидетельствует о неиндоевропейском происхождении образа. Попытки древних авторов (напр., Платона) разгадать значение имени А. не подлежат научному обсуждению, хотя для них и характерна тенденция соединить в одно нераздельное целое ряд функций A. (Plat. Crat. 404 е- 406 а): стреловержца, губителя, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ А. соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.
А. родился на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твёрдую землю. Остров, явивший чудо рождения двух близнецов - А. и Артемиды, стал именоваться после этого Делосом (греч.?????, «являю»), а пальма, под которой разрешилась Лето, стала священной, как и само место рождения A. (Callim. Hymn. IV 55-274; Hymn Нот. I 30-178). А. рано возмужал и ещё совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал своё прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (священном гимне) (Hymn. Hom. II 127-366). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето (Hyg. Fab. 55; Apollod. I 4, 1), киклопов, ковавших молнии Зевсу (Apollod. Ill Ю, 4), а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами (I 6, 2) и титанами (Hyg. Fab. 150). Губительные стрелы А. и Артемиды приносят внезапную смерть старикам (Hom. Od XV 403-411), иногда поражают без всякого повода (III 279 след.; VII 64 след.). В Троянской войне А.-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму (Hom. П. I 43-53), он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектаром (XVI 789-795) и Ахилла Парисом (Prod. Chrest., p. 106). Вместе с сестрой он губитель детей Ниобы (Ovid. Met. VI 146-312). В музыкальном состязании А. побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). А. боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником (Paus. Ill 21,8; VIII 37, 1; X 13, 7).
Наряду с губительными действиями А. присущи и целительные (Eur. Andr. 880); он врач (Aristoph. Av. 584) или Пеон (Eur. Alc. 92; Soph. О. В. 154), Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны (Раus. I 3, 4). В позднее время А. отождествлялся с солнцем (Macrob. Sat. I 17) во всей полноте его целительных и губительных функций. Эпитет А. - Феб (??????) указывает на чистоту, блеск, прорицание (Etym. Magn. v. (??????; Eur. Нес. 827). Соединение в образе А. рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями А. и Диониса, хотя это божества-антагонисты: один по преимуществу бог светлого начала, другой - бог тёмного и слепого экстаза; но после 7 в. до н. э. образы этих богов стали сближаться в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе (Paus. X 32, 7), сам А. нередко почитался как Дионис (Himer. XXI 8), носил эпитеты Диониса - плющ и Бакхий (Aeschyl. frg. 341), участники празднества в честь А. украшали себя плющом (как на Дионисовых празднествах).
А.-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии - в Кларосе, Дидимах, Коло-фоне. Кумах (Strab. XVI 1, 5; Paus. VII 3,1-3; Verg. Aen. VI 42-101). A. - пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» - Мойрагетом (Pans. Х 24,4-5). Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей (Apollod. Ill 12, 5). Среди детей А. также были: прорицатели Браих, Сибилла (Serv. Verg. Aen. VI 321), Мопс - сын А. и прорицательницы Манто, Идмон - участник похода аргонавтов (Apoll. Rhod. I 139-145; 75 след.). электронная мифологическая энциклопедия http://myfhology.narod.ru - Александрова Анастасия
А. - пастух (Номий) (Theocr. XXV 21) и охранитель стад (Hom. Н. II 763-767; Hymn. Hom. Ill 71). Он - основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племён, «отчий» (Plat. Euthyd. 302 d; Himer. X 4; Macrob. Sat. I 17, 42). Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом А. Так, у схолиаста к тексту Гомера (Hom. Il. I 399 след.) сообщается, что после раскрытия заговора Геры, Посейдона и А. против Зевса (по «Илиаде» вместо А. в нём участвовала Афина) А. и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы (Apollod. II 5, 9). Когда сын А. врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражён молнией Зевса, А. перебил циклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Ад мету в Фессалию, где приумножил его стада (III 10, 4) и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту (Eur. Alc. 1-71; 220-225).
А. - музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров (Hymn. Hom. Ill 418-456). Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет - водитель муз (III 450-452) и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке.
Многообразие функций А. наиболее полно представлено в позднем анонимном гимне A. (Hymn. Orph. Abel. р. 285) и речи неоплатоника Юлиана «К царю Гелиосу». А. вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в лавр (Ovid. Met. I 452-567), Кассандра (Serv. Verg. Aen. II 247). Ему были неверны Коронида (Hyg. Fab. 202) и Марпесса (Apollod. I 7, 8). От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певцов Лина и Орфея (I 3,2-4). Его любимцами были юноши Гиакинф (Ovid. Met. X 161-219) и Кипарис (X 106-142), рассматриваемые как ипостаси А.
В образе А. отразилось своеобразие греческой мифологии в её историческом развитии. Для архаического А. характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он - Дафний, т. е. лавровый, «прорицающий из лавра» (Hymn. Hom. II 215), «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый» (Lycophr. 522); А. связан с кипарисом (Ovid. Met. X 106), пальмой (Callim. Hymn. II 4), маслиной (Paus. VIII 23, 4), плющом (Aeschyl. frg. 341) и др. растениями. Зооморфизм А. проявляется в его связи и даже полном отождествлении с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город (Callim. Hymn. II 65-68), он - Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла (Pind. 01. X 20); он - Сминфей («мышиный») (Hom. П. I 39), но он спаситель от мышей (Strab. XIII 1, 48). А. Карнейский связан с Карном - демоном плодородия (Paus. III 13, 4). Эпитет Ликейский («волчий») указывает на А. как на хранителя от волков (Paus. II 19, 3) и как на волка (X 14, 7). Матриархальные черты А. сказываются в его имени по матери - Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето (Hymn. Hom. Ill 253; Paus. I 44, 10). На более поздней ступени архаики А. - охотник и пастух (Hom. Il. II 763-767; XXI 448-449). Характерная для первобытного мышления взаимопронизанность жизни и смерти не миновала и А.; на этой поздней ступени архаики он - демон смерти, убийства, даже освящённых ритуалом человеческих жертвоприношений, но он и целитель, отвратитель бед: его прозвища - Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»). Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).
На стадии олимпийской или героической мифологии в этом мрачном божестве, с его властью над жизнью и смертью, выделяется определённое устойчивое начало, из которого вырастает сильная гармоническая личность великого бога эпохи патриархата. Он помогает людям, научает их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов, вместе с Афиной выступает защитником отцовского права. Зооморфные и растительные его черты становятся лишь рудиментарными атрибутами. Он уже не лавр, но он любит Дафну, ставшую лавровым деревом. Он не кипарис и гиацинт, но любит прекрасных юношей Кипариса и Гиакинфа. Он не мышь или волк, но повелитель мышей и убийца волка. Если когда-то Пифон победил А. и в Дельфах показывали могилу A. (Porphyr. Vit. Pyth. 16), то теперь он - убийца хтонического Пифона. Однако, убив Пифона, этот светоносный бог должен искупить вину перед землёй, породившей Пифона, и получить очищение через нисхождение в иной мир - аид, где он вместе с тем обретает новую силу (Plut. De def. or. 21). Это явный хтонический рудимент в мифологии светоносного А. Некогда демон, близкий Гее (земле), непосредственно от неё получающий мудрость (Eur. Iphig. Т. 1234-1282), теперь он «пророк Зевса» (Aeschyl. Eum. 19), возвещающий и оформляющий в Дельфах волю верховного бога (Soph. О. R. 151). А. прекращает гражданские распри и даёт силу народу (Theogn. 773-782). О помощи А. грекам в войне с персами доверчиво рассказывает Геродот (VIII 36), причём его военная мощь иногда отождествляется с явлениями природы: А.-солнце посылает на врагов стрелы-лучи.
Архаические корни А. связаны также с его догреческим малоазийским происхождением, подтверждающимся тем, что в Троянской войне А. защищает троянцев и особенно почитается в Троаде (Хриса, Килла, Тенедос) и самой Трое (Hom. П. V 446). С эпохи колонизации греками Малой Азии (с 7 в. до н. э.) А. прочно вошёл в олимпийский пантеон богов, при этом восприняв от других богов дар прорицания (от Геи), покровительство музыке (от Гермеса), вдохновенное буйство и экстаз (от Диониса) и др. Уже у Гомера Зевс, Афина и А. фигурируют как нечто единое и целостное в олимпийской мифологии, хотя А. своим появлением на Олимпе внушает ужас олимпийским богам (ср. его епифанию в I Hymn. Hom.). Но внушительность и грозность А. вполне сочетается с изяществом, изысканностью и красотой юного А., как его изображают авторы эллинистического периода (ср. Callim. Hymn. II и Apoll. Rhod. 674-685). Этот классический А. - бог героического времени, которое у греков всегда противопоставлялось предыдущему хтоническому периоду, когда человек был слишком слаб для борьбы с могучими силами природы и не мог ещё быть героем. Два величайших героя Геракл и Тесей были связаны с мифологией А. Если, согласно одним мифам, А. и Геракл сражаются друг с другом за дельфийский треножник (Apollod. II 6, 2; Hyg. Fab. 32), то в других они основывают город (Paus. Ill 21, 8) и даже вместе получают очищение после убийства, находясь в рабском услужении. Под покровительством А. Тесей убивает Минотавра (Plut. Thes. 18) и упорядочивает законы в Афинах, а Орфей усмиряет стихийные силы природы (Apoll. Rhod. I 495-518). На почве мифологии А. возник миф о гипербореях и их стране, где под знаком милости А. процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29-47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32-34).
Культ А. был распространён в Греции повсеместно, храмы с оракулами А. существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания А. был Дельфийский храм с оракулом А., где восседавшая на треножнике жрица А.- пифия давала предсказания. Двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику. В Дельфах совершались празднества в честь А. (теофании, теоксении, Пифийские игры; последние были введены в честь победы А. над Пифоном; по своему блеску и популярности они уступали только Олимпийским играм). Все месяцы года, кроме трёх зимних, были посвящены в Дельфах А. Храм А. на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза в происходили собрания его членов. А. приобрёл значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики А. понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения; подобно Артемиде, Афине Палладе и другим божествам А. эволюционировал в направлении гармонии, упорядоченности и пластического совершенства.
Из греческих колоний в Италии культ А. проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил А. своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм А. близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.