Депрессия у детей: причины, симптомы и лечение. Как лечить легкую депрессию Как лечить легкую депрессию у 10 лет

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Молодым родителям полезно знать симптомы депрессии у детей 3 лет. Болезни «молодеют» с каждым годом, депрессия у детей — это явление частное и требующее неотложного внимания со стороны взрослых и квалифицированной помощи различных специалистов. Современное общество настолько высокоразвитое, что порою человек не может совладать с потоком информации и успешно развиваться в нем, поэтому депрессия становится спутником жизни людей и особенно касается детей в возрасте трех лет. Почему возникает депрессия у ребенка 3 лет? Как лечить заболевание и способы выявления депрессии необходимо рассмотреть.

Особенности развития ребенка 3 лет

Особенности развития малыша третьего года жизни заключаются в интенсивном физическом росте и изменениях в психоэмоциональной сфере. Малыш учится размышлять, открывая для себя свойства объектов и предметов, расширяются сенсорные возможности ребенка, которые обеспечивают перцептивную, моторную и речевую активность. У детей меняется восприятие предметов.

Изменения в психоэмоциональной сфере обусловлены расширением зон общения ребенка с взрослыми, детьми, детским коллективом, овладением речевыми средствами и развитием их самостоятельности.

Вернуться к оглавлению

Признаки депрессии у ребенка

Депрессия у детей характеризуется изменениями в поведении и привычках, не замечать которые родитель не может. Чаще подверженные депрессии те дети, которые относятся к типу темперамента «холерик» и «флегматик». Сангвиники и меланхолики переживают депрессивные состояния быстрее и способны занимать себя различными видами деятельности. Основные признаки депрессии в трехлетнем возрасте это:

  1. Замкнутость. Малыш не хочет общаться с людьми, мало разговаривает, проявляет нежелание общения с мамой и отстраняется от нее. При попытках поговорить или занять чем-либо ребенка, он проявляет нежелание и протест и поддается только через долгие уговоры или с помощью мотивации (конфета или новая игрушка) и выполняет действия как тяжелую работу. Малыш чаще проводит время в одиночестве, уединяется в уютные места.
  2. Отсутствие аппетита. Ребенок отказывается от еды, порою даже от любимых блюд и не пьет жидкость, при этом не ощущает голода. Порцию не съедает, и заставить съесть полностью невозможно, начинает плакать.
  3. Приступы агрессии. Проявление агрессии и жестокого отношения к игрушкам и домашним животным, является признаком депрессии. В этом случае ребенок обижает игрушки, наказывает, причиняет им воображаемые раны.
  4. Нарушение сна. Малыш долго не может уснуть, наутро встает поздно. Часто, процесс засыпания сопровождается подергиванием конечностей, вздрагиваниями и вздыханием во время сна. Ребенок становится капризным, но не плаксивым (важно заметить это).
  5. Страхи. Проявления страхов в возрасте трех лет является ненормальным явлением и должно привлечь внимание родителей. Малыша одолевает страх одиночества, смерти (как бы удивительно это ни звучало), боязнь темноты.

Симптомы депрессии у детей часто совпадают с симптомами различных заболеваний: простуда, кишечные инфекции, анемия и это может привести к ложным диагнозам, поэтому следует самостоятельно разобраться в смене поведении ребенка и только потом обращаться к врачу, Только квалифицированный специалист в области психологии поможет малышу выйти из состояния депрессии.

Низкая физическая активность. Малыш способен лежать или сидеть целый день, при этом абсолютно ничем не играясь. Походка становится вялой, пропадает подвижность и активность, наблюдаются нарушения координации движений. Проявления слабости мышц нижних конечностей у малыша должно стать сигналом для обращения родителей к врачу.

Соматические проявления: боль в животе, в ногах и руках, суставах и спине, головная боль, головокружение. Симптомы возникают без причины, и малыш не может справиться с ними самостоятельно. Родителям приходится обращаться за помощью в больницу.

Вернуться к оглавлению

Причины депрессии у детей 3 лет

Причины депрессии у ребенка могут быть разные: от смены настроения и психофизиологических особенностей организма до стиля воспитания в семье. Разлука с мамой способна спровоцировать у ребенка нервное расстройство. Малыша посещает чувство одиночества, брошенности, он не может понять и объяснить переживания тоски, вместо этого, ребенка посещает депрессия. Даже разлука с мамой на час, при неправильной мотивации, способна нанести удар по хрупкой психике маленького ребенка. С малышом нужно разговаривать и объяснять ему взрослые вещи и явления с малых лет.

У малыша происходит смена чувств и ощущений с тактильных на социальные. Он учится поведению, развитию и проявлению собственного эго в новой среде. У ребенка появляются первые переживания о себе, своих достижениях, успехах и неудачах. До трех лет малыш был пассивным участником в окружающей действительности, в три года он становится активным деятелем в социальной среде, в этот период и возникает депрессия.

Потеря или разлука с близким другом, это может быть любимая игрушка или домашнее животное. Разлука с любимой вещью является причиной возникновения тоски и тревоги, что в последствии приводит к детской депрессии.

Ребенок и депрессия очень сложное явление в психологии и психотерапии, период терапии длится от 2 недель до нескольких месяцев, а полное восстановление психики происходит через месяц после лечения и только при благоприятных условиях жизни и развития малыша. Как помочь маленькому ребенку справиться с депрессией? Роль родителей в процессе лечения.

Вернуться к оглавлению

Как помочь ребенку выйти из депрессии?

Самостоятельно маленький ребенок не справится с таким серьезным психическим расстройством, как депрессия, и родители самостоятельно не смогут его вывести с этого состояния, если не имеют образования психолога или терапевта, поэтому в случае проявления депрессивных состояний у малыша, необходимо обратиться к педиатру. Детский доктор разберется с причинами изменениями в поведении ребенка и определит пути лечения.

Как правило, лечение депрессии у детей заключается в восстановлении психологической и эмоциональной сферы ребенка при поддержке психолога или психотерапевта, выявление страхов, а также восстановление режима дня и питания.

  1. Восстановление психологической сферы малыша. Психолог работает с психикой ребенка определенными методами: беседы, тренинги, аутотренинги, песочная терапия и др. Помощь родителей заключается в создании для ребенка комфортной и уютной обстановки, создание ситуации успеха малыша. На этой стадии лечения, ребенку нужно понять, он главный в жизни родителя, что человек это наивысшая ценность в мире и главнее его нет никого, но формировать эти образы нужно осторожно, чтобы не воспитать вместе с этим эгоизм.
  2. Восстановление эмоциональной сферы. Для этого взрослые должны помочь малышу принять действительность: объяснить причины происходящих событий, создать комфортную обстановку дома, добавить в жизнь ребенка новые эмоции.
  3. Организация правильного режима дня ребенка: четко разграничить время игр и отдыха, сна и бодрствования, и жить только по этому режиму.
  4. Сбалансировать питание. Правильное питание, сбалансированный рацион, необходимые витамины и минералы, поступающие в организм ребенка с пищей, способны помочь ребенку восстановить жизненный тонус.
  5. Детская депрессия успешно лечится добрыми сказками, мамиными колыбельными и хорошими стихотворениями.

Разлука родителей. Маленький ребенок от рождения нуждается как в материнской, так и в отцовской ласке, он ощущает на себе настроение родителей и сильно привязан к ним. Доказано специалистами в психотерапии, когда между родителями начинаются ссоры и разногласия, это негативно влияет на эмоциональное состоянии малыша, притом что малыш может не слышать ссор. Негативные посылы передаются на энергетическом уровне. В этом случае ребенок ощущает тревогу, депрессия появляется с момента осознания, что один родитель ушел из семьи и больше не живет с ним вместе. Чувство одиночества, брошенности постоянные спутники ребенка в этом случае.

Физическое воздействие на ребенка. Воспитание с применением физических наказаний, прямым путем провоцируют депрессию. В то время, когда малыш активно познает мир, который просто «давит» на него информацией, над ребенком совершают физические расправы. Конечно, малышу приходится сложно, он замыкается, уходит в себя.

Депрессия у детей — это одно из психических и эмоциональных расстройств, проявляющееся в поведенческих изменениях. Депрессия в детском возрасте отличается от у взрослых людей. Если ребенок печален или раздражителен, это не обязательно означает наличие у него депрессивного состояния. Это может быть нормальным эмоционально-психологическим изменением, проявляющимся во время роста.

Но если симптомы депрессии у детей становятся устойчивыми и разрушительно влияют на социальную активность ребенка, то это может указывать на то, что у ребенка депрессия. Поведение ребенка может стать неконтролируемым, он конфликтует с окружающими, пропускает школу, что приводит к снижению успеваемости в школе. Ребенок может начать употреблять спиртные напитки, курить, может связаться с «плохой компанией», может даже дойти до мыслей о самоубийстве.

Депрессия может проявиться даже у младенцев, но чаще возникает у детей, лишенных родительского внимания, находящихся в интернатах, домах ребенка. Негативные симптомы имеют тенденцию накапливаться, дети постоянно плачут, им не хватает родительской любви и тепла. При тяжелой форме депрессии могут появляться , иллюзии. Обычно детская депрессия длиться от 1 месяца до года, часто и дольше. Очень важна в таких случаях профилактика детских депрессий и консультирование у психиатра всех членов семьи.

Причины депрессии у детей

Точные причины возникновения депрессии неизвестны, вероятно, тут решающими являются несколько факторов — наследственные , физиологические , психологические , социальные . На детей младшего возраста негативное влияние может оказать отделение от матери и семьи из-за помещения в детский сад, для детей старше 5 лет — скандалы в семье, развод родителей. С 7 лет важнейшими факторами депрессии становятся школьные проблемы — смена класса, плохое отношение учителя, ссоры с одноклассниками.

Чаще всего детские депрессии проявляются после эмоциональных потрясений — потерь родителей, других родственников, смерти любимого домашнего питомца, ссор с друзьями, от испытываемого психологического давления.

Причины депрессии у детей могут быть комплексными, то есть проявляться нарушением здоровья, отношений в семье, различными биохимическими изменениями в организме, физическим или сексуальным насилием.

Особенно подвержены депрессии дети, чьи родители страдают депрессией, , а в семьях со здоровыми отношениями и климатом, дети чаще всего самостоятельно решают возникающие психологические проблемы.

Существуют также сезонные депрессии , связанные с чувствительностью организма к изменениям климатических условий. Симптомы депрессии могут вызываться приемом определенных медикаментов — стероидов, обезболивающих, в составе которых есть наркотические вещества.

Симптомы депрессии у детей

Симптомы детской депрессии отличаются от симптомов депрессии у взрослых. К первичным симптомам депрессии у детей относятся: иррациональные страхи, печаль, чувство беспомощности, резкие перепады настроения. Также могут проявляться нарушения сна (бессонница, ночные кошмары), нарушения аппетита, уменьшение социальной активности, чувство постоянной усталости, стремление к самоизоляции, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, появление мыслей о смерти, суициде.

Часто проявляются элементы нестандартного поведения — резкое беспричинное нежелание играть в любимые игры, наблюдается неоправданно агрессивные реакции, дети становятся непокорными и раздражительными, им «все не нравится». Тревожность у страдающих депрессией наиболее сильно проявляются в вечернее и ночное время.

Типичные симптомы депрессии у детей — соматические симптомы, жалобы на нездоровье, на различные боли ( , зубная, боль в животе), которые не лечатся медикаментозно. Могут наблюдаться панические и — учащенное сердцебиение, тошнота, озноб, часто сопровождающиеся страхом смерти. Депрессия у детей чаще всего маскируется под тревожностью, снижением успеваемости в школе, нарушениями общения со сверстниками, апатичность. Подобные недомогания могут быть как разнообразными , резко сменяющими друг друга, так и монотонными с одной жалобой.

Различные симптомы депрессии у детей отличаются в различном детском возрасте. Например, развитие детей первого года жизни реже усложняется тяжелыми проявлениями депрессии. У маленьких детей снижается аппетит, они становятся более капризными.

У дошкольников чаще всего наблюдается расстройства двигательной активности, изменения в здоровье — частые головные боли, расстройство желудка, а также стремление к одиночеству, печаль, недостаток энергии, страхи темноты, одиночества, приступы плача. В младшей школе дети становятся замкнутыми, робкими, неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, играм, жалуются на «тоску», «скуку», «желание плакать».

Чем ближе к отрочеству, тем более выражены симптомы раздражительности, снижение настроения, грусть. При депрессии наблюдается повышенная слезливость, готовность к плачу при малейшем поводе. На замечания взрослых дети реагируют с повышенной чувствительностью. В школе дети могут стать рассеянными, забывают тетради дома, не понимают прочитанного, легко забывают выученное. Может наблюдаться медлительность, нежелание посещать спортивные занятия.

Диагностика депрессии у детей

Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок болен депрессией, стоит внимательно отнестись к этому. Нужно внимательно и чутко относиться к душевному состоянию ребенка, спокойно говорить с ним о том, что его беспокоит, разговаривать откровенно, не кричать и не давить на него. Если ребенка беспокоит чувство вины , объясните ему, что он не несет ответственности за происходящее. Если подавленное состояние затягивается дольше, чем на 3 недели, стоит обратиться к детскому психиатру .

Многие родители пытаются справиться с симптомами болезни самостоятельно – лечат боль таблетками, изолируют ребенка от сверстников, разрешают не ходить в школу. Однако это неверно, очень сложная вещь, несформированная психика ребенка еще хрупкая и лучше доверить лечение специалисту. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем легче ребенку будет выйти из болезненного состояния. Для школьников и подростков, страдающих депрессией, возможна ранняя диагностика депрессии у детей. Диагноз ставится на основании физического осмотра, психологических тестов, лабораторных исследований.

Лечение депрессии у детей

Лечение депрессии включает в себя сеансы лечебной психотерапии , при затяжной депрессии могут применяться антидепрессивные медикаментозные препараты, назначаемые врачом, постоянное оценивание состояния, возможно также психиатрическое лечение. К психотерапевтическим методам лечения относятся: когнитивно-поведенческая терапия , направленная на выработку у детей определенного образа мышления, поведения, элементы межличностной терапии , сфокусированные на налаживании отношения ребенка с окружающими, а также семейная терапия , в которой принимает участие вся семья. Детские депрессии у самых маленьких детей лечат применением методов игровой терапии . К медикаментозным препаратам относится — единственный антидепрессант, одобренный для употребления детьми.

Реже применяются нетипичные антидепрессанты ( ) и трициклические антидепрессанты ( , дезипрамин ), имеющие ряд побочных эффектов. Важно отметить, что безопасность антидепрессантов при употреблении детьми до конца не изучена.

Наибольшую эффективность доказал метод лечения, сочетающий сеансы когнитивно-поведенческой терапии и регулярного приема флуоксетина. При очень запущенных вариантах заболевания возможна госпитализация. Нужно проявлять сочувствие и понимание, отвлечение его от тягостных мыслей, переключение на то, что интересно ребенку. Лечение депрессии у детей в домашних условиях включает сбалансированное питание, регулярное занятие спортом, полноценный сон. Необходимо больше общаться с ребенком, выслушивать его проблемы, проявлять сочувствие, настраивать на лучшее.

Доктора

Лекарства

Профилактика детских депрессий

Риск возникновения депрессии можно снизить, если воспитывать ребенка в семьях со спокойной психологической ситуацией , где отношения уравновешенные и добрые. Важно уважать ребенка и его настроения как в семье, так в детском саду, школе. Ребенок будет лучше себя чувствовать среди людей, понимающих и принимающих его таким, какой он есть. Безусловная родительская любовь служит фундаментом здоровой психики ребенка. Необходимо, чтобы ребенок занимался спортом, имел какое-нибудь увлечение, смог бы реализовывать себя в нем. Полезны длительные пешие прогулки, правильно питание, здоровый сон. Нужно проводить с ним как можно больше времени — разговаривать, совместно решать возникающие проблемы.

О. Лапши н

Введение

Эта картина не уходит из моей головы: я стою один, все мои одноклассники - за моей спиной. Они смотрят… пристально, не отводя глаз… Никто из них не находит в себе смелости подойти и встать рядом. Сам я уже не могу больше стоять на земле…

Я не могу прекратить чувствовать это, не могу изменить это состояние сам, не могу сделать правильный шаг… Мне нужна помощь… (Из истории Миши К., 13 лет)

Этот небольшой пример позволяет понять, что может ощущать ребенок, страдающий депрессией: одиночество, страдания, боль, тоска, уныние и отчужденность от окружающих людей, друзей, одноклассников, учителей, родителей.

Детская и подростковая депрессия - это реальность, и сегодня она встречается все чаще и чаще. Ее можно перепутать с периодом взросления, признаки которого перекликаются с симптомами депрессии. В каждом периоде развития ребенка родители и окружающий мир ожидают вполне конкретных особенностей поведенияния: когда он должен начать ходить, говорить, самостоятельно держать ложку с кашей, спать без света, заводить друзей, принимать решения и нести ответственность за поступки. Родители подростка готовы к тому, что его эмоции, мысли, настроение и поведение могут меняться стремительно. Иногда это происходит незаметно и не причиняет дискомфорта окружающим, иногда контраст может быть довольно выразительным.

Для ребенка или подростка каждое происходящее события – маленький стресс: замечание учителя, неодобрительные слова родителей, ссора с одноклассниками. Под влиянием таких событий переходы от печали к радости могут случаться по многу раз в день. Большинство справляется с такими мини стрессами незаметно для себя.

Когда же стресс становится частым, когда ребенок имеет предрасположенность к заболеванию или не находит поддержки окружающих, может возникнуть депрессия.

Так же как и с депрессией у взрослых, депрессия у детей и подростков – это психическое расстройство, требующее незамедлительного участия родителей и обращения к специалисту.

Причины и течение депрессии

Как часто у детей бывает депрессия?

У детей до 12 лет (или до периода полового созревания) депрессия встречается относительно редко – у 1 из 50 детей (то есть, 2%) бывают когда-либо серьезные эпизоды депрессии. Однако, начиная с периода полового созревания, частота депрессии возрастает. Один из 15-20 подростков испытывал когда-либо депрессию (это уже 5-8%), и уже начиная с 15 лет подростки страдают депрессией так же часто, как и взрослые. До 12 лет случаи депрессии одинаково наблюдаются у мальчиков и у девочек. После 12 лет девочки-подростки страдают депрессией в 3 раза чаще мальчиков (данные Всемирной организации здравоохранения).

Чем депрессия у детей отличается от депрессии у взрослых?

Депрессия у детей до 12 лет - это, вероятно, неоднородное заболевание. То есть, это может быть начавшаяся «взрослая» рекуррентная депрессия, обусловленная наследственными (биологическими факторами). Но, чаще, депрессия в этом возрасте возникает подействием психотравмирующих факторов: смерть близкого человека, проблемы в семье, конфликты, пренебрежение ребенком, развод, а также неудачи в школе, разлука с друзьями и т.п. Начиная с подросткового периода (около 12 лет) депрессии все более становятся «взрослыми», то есть, они больше похожи на депрессии у взрослых. С 15 лет депрессия у подростков лишь немного отличается от депрессии у взрослых.

Как протекает депрессия у детей и подростков?

Короткий ответ – Ппримерно так же, как у взрослых. Приступы длятся в среднем 7-8 месяцев, но могут быть и гораздо короче, и длиннее – длиться годами. Между такими приступами нарушений обычно нет, или они слабые. Если был только один эпизод, то у большинства в течении 2-5 лет приходит следующий (то есть, в течении 5 лет у 70% будет новый эпизод).

Детская депрессия реже переходит в депрессию у взрослого (в меньше чем в половине случаев). Депрессия у подростков чаще всего (в 70% случаев) продолжается и после 18 лет. Здесь в половине случаев может возникнуть биполярное расстройство, чаще 2 типа. У тех, у кого приступы депрессии продолжаются и после 18 лет, часто (у каждого второго) развивается биполярное расстройство, обычно второго типа – с преобладающими депрессиями и короткими периодами повышенного настроения или активности. Депрессия в детском и подростковом возрасте не влияет на риск возникновения шизофрениией или других психотических заболеваний.

Проявления депрессии

Какие обычные проявления депрессии у детей и подростков?

Главные проявления депрессии схожи с симптомами у взрослых. У ребенка долгое время (больше двух недель) почти каждый день сниженное настроение, усталость, неспособность усидеть на месте (или наоборот – он становится менее подвижным, чем обычно). Теряется интерес к прежним любимым занятиям, игрушкам, еде. Ничто не приносит удовольствия. Может быть чувство вины, низкая самооценка, ребенок чаще плачет. Могут быть нарушения сна – неспособности заснуть нормально, плохой сон, или увеличении времени сна.

Какие особенности проявления депрессия у детей?

Во время депрессии дети, чаще, чем взрослые, становятся раздражительными, агрессивными, непослушными, возникают приступы истерики и плача, жалобы на здоровье, например, на боли в животе, головные боли, и нежелание общаться с родными и друзьями. Ребенок становится очень чувствительным к тому, что его отвергают – родные или сверстники. Повышенная отвлекаемость и неспособность усидеть на месте могут вести к проблемам с учебой. У ребенка могут появляться мысли о смерти, страх своей смерти или смерти родителей. Эти проявления чаще бывают наряду с другими, более обычными симптомами депрессии, но реже и без них.

Какие особенности депрессии у подростков?

У подростков, особенно после 15 лет, депрессия, по сути, такая же, как и у взрослых. Но взрослые могут принять ее проявления просто за особенности переходного возраста. У многих подростков с депрессией возникают нарушения взаимоотношений с родителями, родственниками, проблемы в школе, они начинают принимать наркотики или выпивать, и т.п. Эти проблемы могут сопровождать его уже во взрослую жизнь.

Какая вероятность самоубийства у детей и подростков?

Даже у ребенка до 8 лет при депрессии могут появиться мысли о самоубийстве. Но вероятность реальной попытки его осуществить у детей до 12 лет очень мала. У подростков вероятность попытки самоубийства увеличивается, и после 15 лет риск самоубийства при депрессии такой же, как и среди взрослых. По некоторым данным, в России ежедневно совершают суицид 5-6 человек до 18 лет. То есть, последствия нераспознанной депрессии могут быть самыми печальными. Если возникли существенные опасения относительно самоубийства, необходимо незамедлительно обратиться к специалисту и, вероятно, пройти лечение в больнице.

Какие проблемы могут возникнуть при распознавании депрессии у детей и подростков?

Взрослые часто не склонны принимать переживания ребенка и подростка всерьез. Они больше обращают внимание на проблемы с поведением или со здоровьем. Например, ребенок плохо ведет себя в школе, дерется со сверстниками, или жалуется на постоянную усталость, разнообразные боли. Сам ребенок (как иногда и подросток, и взрослый), если его особо об этом не расспрашивать, может и не говорить о своем плохом настроении, отсутствии удовольствия в жизни (ангедонии) и других переживаниях. Во многих семьях родители не могут или не хотят уделить достаточно внимания нуждам ребенка. Наконец, границу между требующей лечения депрессией и нормальными переживаниями у ребенка определить труднее, а депрессию в любом возрасте люди склонны не считать болезнью.

Какие другие психические расстройства встречаются у детей вместе с депрессией?

У каждого второго ребенка с депрессией есть какое-либо еще психическое расстройство. Прежде всего это тревожные расстройства, например, ребенок боится (больше, чем обыкновенные дети) незнакомых мест, людей, отвечать на уроке, ездить в незнакомые места, оставаться наедине, боится смерти. Затем, вместе с депрессией может встречаться расстройство поведения, то есть, ребенок (а чаще подросток) становится агрессивным и непослушным. У подростков к депрессии может присоединяться злоупотребление алкоголем и наркотиками.

Когда ставят диагноз депрессии у ребенка?

Так как проявления депрессии у ребенка часто неопределенные, то без особой необходимости диагноз депрессии ребенку не ставят. Безусловные основания для диагноза – это отчетливые проявления депрессии, значительно нарушающие жизнь ребенка, его учебу и самочувствие, а также мысли о самоубийстве. В других случаях, когда явно видна причина депрессии, хотя ребенок реагирует на нее уж слишком глубоко, врач может ограничиться диагнозом «нарушение адаптации с депрессивным аффектом» (то есть, депрессивными переживаниями). Первоочередное лечение в любом случае – психологическое консультирование и психотерапия.

Может ли депрессия пройти сама собой?

Если говорить об одном приступе депрессии, то при легкой депрессии 7 из 10 детей поправится и без какого-либо лечения. При депрессии средней тяжести и тяжелой – только 3 из 10 подростков или детей могут выздороветь сами. Если говорить о депрессии, как о заболевании, то у каждого второго ребенка до 12 лет и у 3 из 10 подростков депрессия ограничивается 1-2 приступами. Выздоровлению способствует и то, что родители и взрослые вокруг реагируют на состояние ребенка, и стараются помочь ему, разрешить ситуацию, которая привела к депрессии. Однако не стоит «на глаз», без консультации специалиста попытаться оценить тяжесть депрессии, и успокаивать себя, что «пройдет и так».

Лечение депрессии

Как часто дети с депрессией получают необходимое лечение? К сожалению, далеко не всегда. Так, дети с депрессией часто жалуются на боли в животе, недомогание, поэтому они нередко наблюдаются по поводу хронического холецистита, хронического гастрита, цистита, тонзиллита, ревматизма, вегето-сосудистой дистонии.

Как лечат депрессию у детей и подростков ?

При легкой депрессии и очевидной ее причине – достаточно внимательного отношения к ребенку, уменьшения стрессов, по возможности используется психотерапия и природные препараты (рыбий жир и зверобой). При депрессии средней тяжести тоже по возможности сначала лучше попытаться использовать психотерапию, и если ее эффект недостаточный через 4-6 недель – возможно начать лечение антидепрессантами. При тяжелой депрессии, когда обычная жизнь ребенка значительно нарушена, есть мысли о самоубийстве – лучше тоже начать лечение с психотерапии, но возможно прибавить антидепрессант спустя короткое время, если не идет улучшение, или даже в самом начале. При тяжелой депрессии у ребенка или подростка надо обсудить, не лучше ли первые 3-4 недели подобрать необходимое лечение в больнице.

Насколько эффективно лечение депрессии у детей и подростков?

Наиболее действенным лечением будет сочетание психотерапии и медикаментов. Если же применение медикаментов сопровождается сильными побочными эффектами или по каким-то причинам невозможно, применяются различные методики психотерапии. Эффективность не столь высока как в первой ситуации (в первом варианте успех может быть у 7 из 10 детей, во втором – у 4 из 10).

Как психотерапия используется при лечении депрессии у детей?

Психотерапия у детей и подростков является наиболее предпочтительным методом лечения в легких и среднетяжелых случаях, в особенности, если депрессия связана с психотравмирующими событиями.. У детей и подростков могут использоваться несколько видов психотерапии, в особенности когнитивно-поведенческая психотерапия. Другие методы (межличностная психотерапия и поведенческая активация) менее известны в России. Широко применяются различные виды семейной психотерапии (когда на сеансы приходят и родители, и ребенок), групповой, игровой психотерапии. В больших, а часто и в маленьких городах всегда есть психологи или психотерапевты, которые работают с детьми, хотя, конечно же, лучше найти специалиста, который имеет опыт именно в детской психотерапии при депрессии.

Какие природные препараты могут использоваться для лечения депрессии?

У детей, как и у взрослых, в качестве дополнительного лечения могут использоваться рыбий жир (а точнее, его компонент - омега-3-жирные кислоты) и препараты зверобоя (гиперурикума). Обычно они продаются в капсулах. Они могут использоваться как вместе, так и по отдельности. Эти препараты обладают слабым антидепрессивным эффектом, и при этом практически лишены нежелательных эффектов. Эффект от лечения ими развивается в течении 6-12 недель, и лечение необходимо продолжать в течение 6-9 месяцев при одиночном приступе депрессии, и 2-3 года – если эпизодов депрессии было больше одного. Если начато лечение антидепрессантом, то использование рыбьего жира можно продолжить, а вот прием препаратов зверобоя лучше прекратить.

Как рыбий жир (омега-3-жирные кислоты) может использоваться при лечении депрессии?

Дозы омега-3-жирных кислот для лечения депрессии выше, чем просто для профилактических целей («для здоровья»), и составляют 1,5-2 грамма. Обычно такая доза содержится в 4-6 капсулах рыбьего жира (лучше рассчитать исходя из информации на упаковке). Побочных эффектов обычно нет, или они доставляют лишь небольшие неприятности. Например, отрыжка с запахом рыбы (для того, чтобы ее избежать можно капсулы хранить в холодильнике, или принимать лекарство вечером), или жидкий стул при применении высоких доз. Надо избегать препаратов рыбьего жира с добавленными витаминами А и Д (некоторое количество их содержится и в чистом рыбьем жире), чтобы не вызвать их передозировки. Добавленный витамин Е безопасен, хотя и пользы для лечения депрессии от него тоже нет.

Увеличивают ли антидепрессанты риск самоубийства?

Очевидно, что антидепрессанты могут увеличить вероятность появления мыслей о самоубийстве. Это происходит достаточно редко: 1 подросток из ста, кто принимают лекарство, может пострадать от него (то есть, на 64% больше, чем если бы антидепрессанты не использовались). Увеличение риска собственно самоубийства установить сложнее, так как это редкое событие. Если попытаться определить риск самоубийства при лечении антидепрессантами из некоторых ранних исследований, то на 20 000 детей и подростков это примерно 100 дополнительных попыток самоубийства и 1 завершенный суицид. В последнем большом исследовании увеличения риска завершенных самоубийств обнаружено не было. Может быть, это произошло, так как врачи и родители стали более внимательно наблюдать за детьми, которые принимают антидепрессанты.

Оправдано ли лечение подростков и детей антидепрессантами?

С точки зрения врачей, для лечения тяжелой депрессии и во многих случаях лечения депрессии средней тяжести – да. Хотя самоубийство - здесь самое нежелательное и тяжелое событие, но его риск при использовании антидепрессантов увеличивается незначительно. И риск этот можно исключить, если внимательно наблюдать за ребенком в начале лечения, или начинать лечение в больнице. Большинству детей и подростков, которым необходимо лечение, антидепрессанты помогают. Родители должны взвесить все «за» и «против». На практике, большое значение имеет также позиция врача. Если он последовательно объясняет преимущества и риск лечения, и те меры, которые можно принять для уменьшения риска, то родители более склонны согласиться на лечение. Например, после того, как из-за предупреждения о возможном увеличении риска самоубийства применение антидепрессантов для лечения подростков резко сократилось, количество самоубийств в США и Голландии среди подростков только увеличилось.

Какие антидепрессанты используются при лечении депрессии у детей и подростков?

Лечение обычными антидепрессантами у детей менее эффективно, чем у взрослых. Но больше чем в половине случаев (60%) лечение антидепрессантом помогает. Поэтому, а также из-за возможных побочных эффектов, они не являются первоочередным лечением, как у взрослых. Сейчас только один антидепрессант (флуоксетин) рекомендован для детей до 12 лет. После 12 лет может использоваться также эсцитопралам (ципралекс, лексапро).

Какие предосторожности надо принять при лечении антидепрессантами?

Необходимо помнить, что для большинства детей и подростков лечение антидепрессантами безопасно. Но все же надо контролировать состояние ребенка или подростка, особенно в течение первых 3-6 недель лечения, регулярно обсуждать с ним, не усилились ли мысли о смерти и самоубийстве. Если такое происходит – необходимо в ближайшие дни проконсультироваться с врачом и возможно, продолжить лечение в больнице.

Как скоро наступает эффект лечения антидепрессантами, и как долго необходимо его продолжать?

Эффект лечения антидепрессантами появляется обычно спустя 4-6 недель. Лечение необходимо продолжить 6-9 месяцев после первого эпизода депрессии, и 2-3 года – если было больше одного эпизода. Не надо прекращать прием антидепрессанта самостоятельно, лучше всегда перед этим проконсультироваться с врачом.

«Неуд» по поведению: Андрей, 8 лет.

До болезни.

Андрей был активным, жизнерадостным ребенком. Правда, был очень «плаксивым» в грудном возрасте, да и позже мог «закатить скандал», иногда просто, потому что устал в долгой поездке. Родители познакомились, когда учились в аспирантуре в Московском Государственном Университете. Отец тяготился жизнью в большом городе. Но по окончании аспирантуры быстро нашел высокооплачиваемую работу, которая позволила купить в ипотеку квартиру и содержать семью. Вероятно, у него были и депрессии, начиная с юношеских лет (судя по описаниям матери ребенка), но к врачам он никогда не обращался.

Развод родителей.

Родители развелись, когда Андрею было 5 лет. Последовал ряд судов, на которые подавала мать. Отношения между родителями стали очень напряженными. Отца Андрей любил, но видимых переживаний по поводу расставания не было. С того времени Андрей отца не видел, тот уехал из Москвы и переехал обратно к родителям в Казахстан. С матерью отношения у Андрея по-прежнему были хорошие, хотя дома он играл обычно один в своей комнате, когда мать делала домашние дела. Мать устроила Андрея в танцевальную студию, он ходил к репетитору по музыке, занимался и в других кружках. Но школа с самого начала давалась Андрею нелегко. Он был неусидчивым, и в общем-то вел себя как ребенок помладше, а не школьник. Если что-то не давалось, мог бросить учебник, и отказаться писать или выполнять задание.

Комментарий: Хотя речь идет о времени до болезни, можно обратить внимание на два обстоятельства, которые могли бы вызвать депрессию у Андрея. Первое, это, вероятно, наследственность. Второе - развод родителей, сопровождавшийся длительными судебными процессами. Хотя не всякий развод ведет к психологическим проблемам у ребенка, но такое весьма возможно, особенно при активном «выяснении отношений» между бывшими супругами, и неизбежным при этом у одного или обеих из родителей проблемами общения с ребенком.

Проблемы в школе и дома.

Однако с осени второго класса поведение в школе еще более ухудшилось. Учителя жаловались на его агрессивность. «Последней каплей» для педагогов было, что Андрей очень сильно ударил девочку, за то, что она его как-то обозвала. Мать вызвали в школу, и попросили проконсультировать ребенка у врача. Еще раньше школьный психолог беседовал с Андреем, и высказал предположение, что у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Примерно в то же время Андрей стал говорить матери, что ему не хочется жить, что он хочет покончить с собой (спрыгнуть с крыши гаража во дворе, или выехать на велосипеде на дорогу).

В современном мире у детей и подростков все чаще встречается такое серьезное заболевание, как , которое характеризуется эмоциональным расстройством, ухудшением самочувствия, плохим настроением. Такое состояние развивается постепенно, часто продолжительность депрессии протекает более двух лет, но встречаются и более короткие сроки.

Основные причины депрессии у детей:

  • патологии во время беременности и родов;
  • проблемы в семье. Основным фактором развития психически полноценного дитя являются нормальные отношения в семье. Но во многих из них есть свои проблемы. Некоторые дети растут в семьях, где родители в разводе. Злоупотребление спиртными напитками или увлечение наркотиками одним или двумя родителями со временем может спровоцировать это состояние у неокрепшего организма. Чрезмерная опека родителей также негативно влияет на нормальное развитие чада, он не способен брать на себя обязательства в самых простых жизненных ситуациях, не в состоянии приспосабливаться к окружающей среде и обществу, без присутствия поддержки со стороны близких он становится беспомощным;
  • отношения маленького гражданина в школе со сверстниками также сказываются на его эмоциональном состоянии. Среди своих одноклассников он может быть успешным или наоборот, непопулярным, почувствовать себя умным или не очень. Даже не в каждой семье детей принимают такими, какие они есть. Постоянные поражения, обиды, которые ребенок получает в школьные годы, нередко становятся причиной хандры у детей и подростков.

Другие факторы

  • Подростковый период – самый благоприятный период для возникновения этого психического расстройства. Проявления депрессии маленького человека схожи с признаками ее проявления у взрослых. По причине переизбытка гормонов дети стают более уязвимыми. В их обществе могут быть выраженные лидеры, которые устанавливают свои условия. Нередко дети убегают из школы и дома, бесцельно бродят по улице;
  • часто к расстройству психики приводит смена жительства. Маленький человечек расстается со своими друзьями, постоянного общения со сверстниками не хватает, особенно если переезды случаются неоднократно;
  • затруднение в обучении. Сегодняшний учебный процесс очень переполнен школьными предметами, поэтому, ученик не может справиться с учебной программой;
  • присутствие компьютера. Современных детей зачастую невозможно оттянуть от экрана компьютера или любого другого гаджета, это отрицательно сказывается на способности подростков к диалогу. Интересов становится все меньше, они не в состоянии ничего обговорить со своими сверстниками. Вместе с тем, любимой формой общения детей является переписка в чате.

Хронические стрессы (смерть или тяжелая болезнь родственников, развод родителей, ссора со сверстниками и т.д.) также могут спровоцировать депрессию. У взрослого человека могут крыться в других проблемах.

Признаки

Очень важно подробно выучить весь комплекс симптомов этого заболевания у детей и подростков.

Депрессия у детей - это обычно медленно растущий в организме процесс, который может длиться несколько недель или месяцев. Признаки ее можно распознать.

Симптомы:

  • утрата интереса к жизни, вялость, угрюмое состояние, раздраженность, потеря энергии;
  • снижение или повышение аппетита;
  • проявления бессонницы, сонливость, кошмары;
  • негативное отношение к учебе и школе;
  • проявление враждебности;
  • изолированность, уклонение от общения со сверстниками;
  • чувство неполноценности или вины;
  • мысли о суициде или попытки его совершения.

2, 3 года

У 2-3-х летних детей она выражается такими признаками, как замедление психического развития, «приставание» к взрослым и повышенное внимание (детям необходимо, чтобы их утешали , хвалили ).

4 года, 5 лет

Дети с выраженной депрессией в возрасте от 4 до 5 лет имеют проблемы с органами пищеварения, сердечно-сосудистой системой, нарушениями сна и аппетита. Присутствует также рассеянность, плаксивость, вялость, потеря жизнерадостности, интересов к играм со сверстниками и проявлений положительных эмоций.

6, 7 лет

Дети дошкольного возраста (до 6-7 лет) выражают такие чувства, как уныние, безвыходность, тревога. Их депрессивное состояние сопровождают угрюмый вид, замкнутость, печаль, он теряет удовольствие от игр, в которые раньше с удовольствием играл. Как правило, можно наблюдать утрату общительности, активности, приветливости, появляется склонность к одиночеству.

7, 8, 9, 10, 11 лет

Ребята 7, 8, 9 и 10, 11 лет подвержены таким признакам: интерес к играм исчезает, они становятся замкнутыми, нарушается внимание. При депрессии может возникнуть энурез, снижение или повышение аппетита, ожирение, запоры, кошмары по ночам, .

12, 13, 14, 15, 16 лет

Подростковый возраст (12-16 лет) подвержен депрессии в наибольшей степени. Она характерна такими основными симптомами: снижением настроения, подвижности и мышления.
Наряду с пониженным настроением, случаются вспышки радости. Но вскоре они снова сменяются подавленным настроением.

Внимание родителей

Как же вывести ребенка из депрессии? Сначала нужно наладить контакт со своей кровинкой, начать интересоваться его жизнью, событиями в школе. Нужно обращать внимание на присутствие позитивных взглядов на будущее. Знать, есть ли у него друзья, найти для него интересные занятия после учебы.

Обследование

Лечение детей

Если вашего сына или дочь сопровождают суицидальные мысли (при тяжелых случаях), помощь должна проходить только в стационаре.

В домашних условиях помочь победить болезнь можно при более легких формах ее проявления.

Профилактика

Профилактика проявления депрессии тоже является немаловажным фактором. В учебных заведениях для детей и подростков должна быть налажена квалифицированная психологическая помощь, дети должны понимать, что при возникновении проблемы, им есть к кому обратится.

Очень важным аспектом являются семейные взаимоотношения. Необходимо устраивать прогулки, походы на пикник, спортивные игры и т.д. Важно быть заинтересованным в жизни вашего дитя , он должен знать, что вам интересно то, что его интересует. Причем, он сам должен рассказывать о своих успехах или поражениях.

Помните, сам несовершеннолетний человечек не сможет выйти из депрессии, поэтому, родители должны обращать внимание на изменение в психике дитя и своевременно обратиться к специалистам.