Интересное индивидуальное занятие логопеда про космос. Конспект индивидуального логопедического занятия "Космическое путешествие" план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Конспект совместного занятия логопеда и воспитателя для

Тема: "КОСМОС"

Цели: Коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение элементарных знаний о космосе. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения, развитие диалогической речи, умения поддерживать беседу.

Коррекционно-развивающие . Развитие общей и мелкой моторики (игра "Собери ракету"), зрительного и слухового внимания, развитие чёткой дикции (воспитание ясной шепотной речи).

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование: игрушка "Лунтик"; предметные картинки (ракета, космонавт, планета Земля, скафандр, звезды); разрезные картинки ракеты; слайдовое сопровождение по теме "Космос" в Microsoft Power Point; плакат "Космос"; плакат "Звёздное небо"; аудиозапись "Выход космического корабля в атмосферу"; аудиозапись "Звёздная страна" М. Таривердиева; песочные часы.

Ход занятия.

    Организационный момент. Дети входят в кабинет под музыку М. Таривердиева “Звёздная страна”.

Логопед загадывает загадку:

Что за птица?

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Огненный хвост за собой несет . (Ракета)

Логопед спрашивает:

Как вы думаете, зачем людям ракета? (Чтобы полететь в космос)

Знаете ли вы, что такое космос? (ответы детей)

    Введение в тему (развитие речевого внимания и слуха )

Логопед знакомит с гостем:

Посмотрите, кто у нас в гостях. Это Лунтик. Он прилетел из космоса. Лунтик приглашает нас совершить космический полёт. Прежде чем отправиться в путешествие, послушайте его рассказ.

    Беседа (пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания, диалогической речи )

Логопед показывает плакат "Космос":

Наша планета Земля – это огромный шар, она живет в космосе и крутится вокруг солнца. Солнце - это огненный шар. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случиться не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках.

Но Земля – это не единственная планета в космосе, которая "дружит" с Солнцем. Земля - это одна из планет большой Солнечной семьи.

Логопед показывает слайды"Звёздное небо" и читает стихотворение:

Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Звёзды там светят далёким огнём!

И вместе с ними планета моя -

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

Логопед спрашивает:

На какой планете мы живём? (На планете Земля)

На что похоже солнце? (На шар, круг) А какое оно? (Круглое, теплое, жаркое)

Где находится Солнце? (В космосе, в небе)

Зачем нам нужно Солнце? (ответы детей)

Солнце большое или маленькое? (ответы детей)

Почему оно кажется маленьким? (ответы детей)

    Упражнение "Солнечный зайчик" (гимнастика для глаз )

Логопед: – Лунтик предлагает поиграть Вам с солнечным зайчиком.

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька маленький, как крошка

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик и опять на плече давай скакать.

Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движения пальца, который медленно прикасается сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении.

Дети: – Вот закрыли мы глаза , (закрывают глаза ладонями)

А солнышко играет: щечки теплыми лучами нежно согревает.

    Игра "Посмотри и назови" Логопед выставляет картинки: космонавты, скафандр, ракета

Как вы думаете, кто это? (Космонавты)

Как называется костюм космонавта? (скафандр)

На чем летают космонавты в космос? (На ракетах).

А вы хотите полететь в космическое путешествие?

Что нам необходимо для этого сделать?

    Игра "Собери ракету" (развитие мелкой моторики, использовать песочные часы )

Логопед предлагает детям собрать ракету из разрезанных деталей, с ограничением времени, если нужно оказывает помощь:

- Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим – места нет!

Логопед (закрепление):

Сейчас мы с вами отправимся в космос.

Кем мы будем в полёте? (Космонавтами)

Что наденем, когда полетим в космос? (Шлем, скафандр)

    Физ.минутка, игра "Космонавты" (координация речи с движениями )

Давайте поиграем, на ракете полетаем (слова сопровождаются движениями )

Космонавтом стать хочу,

На ракете полечу, Руки вверх над головой соединить.

Облечу вокруг земли, Бежать по кругу – поворот в обратную сторону.

Приземлюсь от всех в дали. Разбежаться по классу, присесть.

Ребята, вы хотите услышать, как взлетает настоящая космическая ракета ? (включается аудио запись "Выход космического корабля в атмосферу")

    Упражнение "Измени по образцу" (изменение глаголов по лицам и числам ).

Вариант игры . Взявшись за руки дети проговаривают шепотом и медленно, обычным голосом и быстрее, громко и быстро.

Я лечу, лечу, лечу

Я на месте не стою,

Он летит, летит, лети,

Он на месте не стоит

Она летит, летит, летит,

Она на месте не стоит… И т.д.

    Упражнение "Потопаем, похлопаем" (совершенствование слоговой структуры слов )

Логопед раздаёт детям индивидуальные дидактические карточки: космонавт, солнце, планета, звёзды

Лунтик принёс картинки. Я картиночки беру и ребятам раздаю. Назовите картинки, разделите слова на части, отхлопав их.

    Проводится игра "Наоборот" (активизация в речи наречий, выражающих пространственные отношения )

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь …(низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко)

Я укажу рукой вперёд,

А ты укажешь мне …(назад)

Я руку вправо протяну,

А ты протянешь …(влево)

Я головой кругом верчу,

Я всё на свете знать …(хочу)

    Итог занятия.

Логопед подводит итог занятия:

Вот и закончилось наше путешествие. Дети, что интересного вы запомнили?

Мне понравилось, как вы работали. Всем спасибо! До свидания!

Осина Светлана
Конспект логопедического занятия «Космическое путешествие»

Оборудование : картинка с изображением планеты Примерус и Ответус; листы с нарисованным космическим мостом , примерами и ответами; карточки магнитные для работы у доски с ответами и примерами; фишки красного, зеленого, синего цвета; картинка «Комета» ; картинка «Космический корабль » ; картинка «Планета Словопутанка» »; объемные геометрические фигуры (куб, шар, конус, цилиндр) ; карточки с цифрами; карточки с цифрами-буквами; картинка «Планета Геометрофигурос» ; картинка «Планета Земля» .

Закройте, дети, глазки.

Окажемся сейчас мы с вами в сказке.

Отправимся в лабиринты космоса , друзья,

Спешим в мир фантастики мы, детвора.

Летим и видим звезды и планеты.

Как увлекательно всё это.

Но вдруг : бах, бум- тара-барам.

«SOS» - сигнал посылает кто-то нам!

Планету видим неизведанную мы.

Её обитателям помочь мы должны.

Снижаемся-на помощь отправляемся.

Эта планета называется Ответус. Её жители строили космический мост на соседнюю планету Примерус. Но вдруг на мосту произошла авария. Теперь группа строителей не может вернуться на строительную базу. Нам нужно правильно решить примеры и соединить их с ответами. Тогда исчезнет обрыв на мосту и строители смогут вернуться, чтобы продолжить строить мост с остальными строителями.

(Детям раздаются листы бумаги с нарисованным мостом. По правую сторону моста примеры, по левую-ответы. Дети решают примеры и соединяют линиями пример с ответом).

Спасибо, дети. Вы успешно справились с заданием. Жители планет Примерус и Ответус благодарят вас.

И что ж увидеть мы смогли?

На планете Звукослог

Тоже помощь кто-то ждет.

Нам сигнализируют жители планеты Звукослог. На их космической базе вышли из строя все компьютеры и электронные приборы. И только разгаданный с помощью звукофишек код поможет вернуть технику в рабочее состояние.

Нам нужно выложить звукофишки в ряд слева направо и прочитать кодовое слово. Следуем инструкции (один ребенок работает у доски, остальные за столами)

1. Выделить первый звук слова ГАЛАКТИКА (синяя фишка, дается характеристика звука) . Аналогично характеристика звукам дается в последующем.

2. Выделить последний звук слова МИР.

3. Выделить средний звук слова МАК.

4. Выделить первый звук слова МОЛНИЯ.

5. Выделить средний звук слова ДОМ.

6. Выделить первый звук слова ТОНКИЙ.

7. Выделить последний звук слова ИГРА.

Получаем слово ГРАМОТА. Так как жители планеты Звукослог говорят на не русском языке, а на звукослоговом , давайте поможем им правильно слово произнести.

Что для этого нужно сделать? (Поставить ударение) .

Укажите количество слогов в слове и расскажите правило о количестве слогов в слове , чтобы в будущем, если у жителей Звукослога возникнут трудности с подборкой кода, они могли самостоятельно справиться с поломкой компьютеров.

(Краткая беседа о значении слова ГРАМОТА) .

Летим, в иллюминаторы глядим…

И вот комета проплывает.

Хвостом горящим наш корабль задевает.

Чтобы пожар в отсеке потушить,

Заданье нужно нам решить.

Каждый космонавт

Пусть на вопрос ответ мне даст.

Много правильных ответов - и пожара больше нету.

(шуточные задания типа :

Я вижу под линией забора 4 лапы пушистые с острыми коготками и четыре со шпорами. Кто стоит за забором?

Сколько ног у двух коров?

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

Катя выше Тани. Кто из девочек ниже?

Красная лента длиннее зеленой. Какая из лент короче)

С пожаром справились общими усилиями полученных знаний.

и сейчас нам очень нужно

руки-ноги поразмять,

чтоб в пути нам не устать.

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько пальчиков у нас.

Посчитаем, сколько ушек

и наклонимся послушно.

И присядем столько раз,

сколько ротиков у нас.

Молодцы, играли дружно!

Нам похлопать себе нужно. -Красота царит вокруг.

Звезды светятся, и вдруг…

От звезды с названием Словопутанка

К нам летят её обитатели словопутанцы.

Они любят шарады, головоломки.

Ну и мы поиграем - загадки отгадаем.

Гостей встречают словопутанцы с меню своего словопутанского ресторана.

Если вы найдете среди хаотичного набора букв названия блюд, то можете отныне считать себя друзьями словопутанцев и всегда рассчитывать на угощение.

ПРНКГСЫРПРНКГ

ЖДХГХЛЕБЖДХГ

БДЛГСАЛАТБДЛГ

ПРНКПЛОВПНРГ

ЖДБГБОРЩЖБДГ

КНГЛЙОГУРТКНГЛ

Молодцы! Отгадали блюда сегодняшнего меню. Угощайтесь,

понарошку подкрепляйтесь.

Приятного аппетита всем вам!

В космосе много мест удивительных.

Есть планета с жителями-фигурами геометрическими.

Называется Геометрофигурос она!

Ну что, приземлимся туда, детвора?

Игра с обитателями планеты Геометрофигурос называется «Слушай-думай-делай!»

У вас на столах лежат карточки с цифрами. На полу стоят жители планеты Геометрофигурос.

Пусть встанет тот, у кого на карточке записана цифра, обозначающая …ответ следующей задачи…

(число больше 5, но меньше 10 и т. п.)

И встанет справа от конуса. Слева от пирамиды. Перед кубом. Позади шара.

Когда все дети выстроились возле геометрических фигур, задание звучит следующим образом :

1. Сядет тот, чье имя начинается на мягкий звук.

2. Сядет тот, у кого в имени есть мягкий звук рь.

3. Сядет тот, у кого имя состоит из трех слогов .

4. Сядет тот, чье имя заканчивается на твердый звук.

Столько впечатлений разных мы получили.

Инопланетянам помочь мы не забыли.

С обитателями планет мы поиграли.

Но в путь отправляться обратный пора.

Программу возвращения установить нужно нам, детвора.

Для этого нужно расставить по порядку карточки с ответами-числами на следующие задачи (задачи в стихах) .

С аварией дружно все вместе справлялись.

1. Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело(7)

4. В снег упал Сережка,

А за ним – Алешка,

А за ним - Иринка,

А за ним - Маринка,

А за ним - Игнат.

Сколько на снегу ребят? (5)

2. На плетень взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (3) 5. Ну-ка, сколько здесь ребят

На горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается? (4)

3. Карандаш один у Миши.

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей? (2)

6. Семь веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди :

Сколько мишек впереди(6)

А теперь прочитайте слово, которое у нас получилось молча, про себя.

(Кроме карточек с ответами слова ПОБЕДА на столах еще лежат карточки для выборки :

10-т, 1-ш, 8-р, 7-п. 3-о, 2-б. 5-е, 4-д, 6-а

Получается слово "Победа"

А теперь закройте глаза и произнесите хором это слово и тогда мы окажемся дома, закончим наше фантастическое путешествие .

Пусть победа сопутствует вам во всех ваших делах и начинаниях, но дела ваши должны быть добрыми, приносящими пользу окружающим.

Мы вернулись на планету Земля.

Окончена фантастическая наша игра.

Впечатлениями делитесь, дети, смелей!

Что узнали, с кем встречались, расскажите скорей!

(Ответы детей)

В основе грамотной и красивой речи лежит четкое и правильное произношение звуков. Кроме четкого и внятного звукопроизношения для детей с нарушением речи важно научится грамматически верно строить предложения, отвечать на поставленные вопросы и при этом не испытывать страха. Желание заговорить, пойти на контакт со взрослым вызывает интересный и занимательный материал, используемый логопедом на занятии.

Данное занятие построено в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с общим недоразвитием речи. На занятии закрепляется лексическая тема «Космос» и правильное произношение звуков [с], [ш], проходит их дифференциация.

Индивидуальное логопедическое занятие

«Космическое путешествие»

Коррекционно-развивающие :

    закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи;

    учить различать эти звуки на слух и в произношении;

    развивать умение соотносить звуки [С] - [Ш] с буквами С и Ш;

    обогащать словарный запас по теме «Космос»

    развивать оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Образовательные :

    Продолжать учить составлять из слогов слова.

    Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов.

    Совершенствовать навык чтения.

Воспитательные :

    воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно;

    развивать контроль над звукопроизношением.

Оборудование:

    фото космонавтов

    карточки-схемы

    шифрограмма, лабиринт «Космический полет»

    предметные картинки [с] или [ш]; ракеты

    карта со звездами.

Ход занятия

    Организационный момент.

Как этот день отмечен в календаре? (день космонавтики).

Кто был первым космонавтом земли. (Ю. Гагарин)

Откуда стартовала космический корабль с Ю. Гагариным? (с космодрома Байконур)

Вспомни и назови имена первых казахстанских космонавтов. (Т. Аубакиров, Т. Мусабаев)

Предлагаю отправиться в космическое, логопедическое путешествие.

Сейчас мы к звездам полетим,
И звуки мы все повторим!
Будем в космосе летать,
Навык речи закреплять!

Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры.). А на голову наденем шлемы. Имитация надевания.

Какие звуки мы должны взять с собой? Назови первый звук в словах: скафандр, шлем.

Характеристика звуков: оба согласные, твердые, глухие. Звук «с» свистящий,

«ш» - шипящий.

Чем отличаются эти звуки? (ш – губы округлые, язык наверху, воздушная струя широкая и теплая; с - губы в улыбке, язык внизу, воздушная струя тонкая и прохладная).

Логопед: - А теперь давай, расскажем чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

1 звезда «Прочти шифрограмму»

А О ↓У У ↓Ы Е ↓О ↓ЛА ЛА

ЛО ЛИ ↓КА КО ↓КО ПА ПУ ↓ЛЕ ТИ

2 звезда. Работаем со словом. Эти слова раскололись при столкновении с кометой. Необходимо их собрать, добавив слоги СА или ША

ли... , ка... , ко... , су... , Ми... ,

кры... , кры... , колё ... , колба... , но... , ро...

3 звезда. Распредели слова по ракетам (предметные картинки «с» и «ш», ракеты с буквами)

4 звезда. Полёт продолжается! Следующая звезда и на ней новое задание – составить из слов-звездочек предложения. При столкновении с метеоритом предложения рассыпались на отдельные слова. Построй предложения заново. Как строится предложение?

Соединяем мы два слова-
И предложение готово!
Все должны мы твёрдо знать,
Как слова соединять!

А что же такое – предложение? (Предложение – слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).

Кошка, есть, каша.

Алеша, любить, салат.

Пушистый, кошка.

5 звезда. «Проведи ракету к земле». (лабиринт)

Итог: Закончилось наше путешествие. Какой вывод мы можем сделать?

Чтоб водить корабли,
Чтобы в космос взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!

Логопед: Совершенно верно! Знания помогут осуществить все мечты и желания, а в основе любого знания лежит правильная, грамотная речь! Желаю тебе новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек
  • Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить вступать в диалог со взрослыми; по желанию делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь, обогащать словарь детей синонимами, антонимами, образовывать слова по образцу; развивать мелкую и общую моторики, фантазию и творчество, слуховую и зрительную память, мышление.
  • Учить детей внимательно выслушивать ответы педагогов и детей

Оборудование: мультимедиа с презентацией к занятию, набор букв разной величины для составления слова "КОСМОС", ребус, тазик с мукой, 2 камня разной величины; на каждого ребёнка раздаточный материал: мозаика, кубики, геометрические фигуры, шнуровка, счётные палочки; цветные карандаши по количеству детей и альбомные листы.

1. Оргмомент.

Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"

2. Ход занятия.

Воспитатель: А теперь сядьте на стульчики, закройте глаза и послушайте музыкальный фрагмент. Возможно, вы догадаетесь, о чём мы сегодня будем говорить.

2 слайд (звучит космическая музыка)

Ответы детей

Воспитатель: А теперь проверим правильность ваших ответов, соберите слово из предложенных букв, поставив их в порядке увеличения (КОСМОС)

3 слайд презентации (картина космического неба)

Верно, а что вы о нём знаете? (Ответы детей)

Диалог с ребёнком в стихотворной форме

Ребёнок: Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Взрослый:- Звёзды там светят далёким огнём!

Ребёнок:- Только ли звёзды на небе сияют?

Взрослый:- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!

Ребёнок:- Как так блуждают? Дороги не знают?

Взрослый:

Нет! Это кажется, будто блуждают!

Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
Но давайте всё по порядку.

Воспитатель: Я пригласила к нам на занятие человека, который изучает звёзды и планеты, название его профессии спряталось в ребусе (дети отгадывают)

Ребус АСТРОНОМ

Появляется второй взрослый в костюме астронома, его речь сопровождается презентацией:

Здравствуйте, ребята!

4 Слайд (телескоп)

С помощью телескопа - подзорной трубы с большим количеством увеличительных стёкол - я постоянно изучаю космическое пространство, немного о котором расскажу.

5 слайд (Вселенная)

Нас окружает Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли.

Вселенная образовалась в результате, так называемого, Большого взрыва 15 млрд. лет назад. Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

6 слайд (Галактика)

Во Вселенной миллиарды галактик. Галактики - это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.

7 слайд (Звёзды)

Звёзды, сияющие в ночном небе, - тела из раскалённого газа. Звёзды излучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов. Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми. Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

8 слайд (Солнце)

Самая близкая к Земле звезда - Солнце. Солнце - это гигантский шар из раскалённых газов. Солнце считают центром Солнечной системы, частью которой является и Земля.

9 слайд (Солнечная система)

Вокруг Солнца движутся девять больших планет и 68 спутников (Слайд 10), миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа. Каждая планета движется по своему пути - орбите, вокруг Солнца.

И сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по планетам Солнечной системы. Но на чём мы полетим?

Выслушиваются ответы детей, дети приходят к выводу, что на ракете

Воспитатель: А что такое ракета?

Слайд 11 (Ракета)

Ребёнок: Ракета, в переводе с итальянского, означает "веретено", потому что по форме ракета похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом. Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад для того, чтобы делать фейерверки. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки, и стали праздничным салютом отмечать торжественные дни. Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне как грозное оружие. А в мирное время для вывода космического корабля и исследования космоса.

Воспитатель: Пусть каждый построит свой космический корабль-ракету и даст по одному определению, какой он, его корабль (Дети строят из разных предложенных материалов макеты: из счётных палочек, мозаики, кубиков, шнуровки, геометрических фигур... и характеризуют ракеты)

Воспитатель загадывает загадку:

У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски "астронавт",
А по-русски:(космонавт)

Слайд 12 (первые космонавты: обезьяна и собаки)

Воспитатель: Первыми "космонавтами" - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка - "космонавт" пробыла над Землёй почти целые сутки. Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.

19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа на территории СССР совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.

Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони.

Слайд 13 (фото Гагарина)

Воспитатель: Космонавты исследуют космос. Значит они - (исследователи). Каждый день на орбите ведется экспериментальная работа в космической лаборатории.

Космонавт выполняет задачи биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.

Космонавт - медик, когда участвует в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.

Космонавт - это строитель, монтажник. Работа их сложная и трудная

Слайд 14 (космонавт в скафандре)

Воспитатель: Свою работу выполняют космонавты в скафандрах. Скафандр весит около 50 кг, а шлем 4 кг. Скафандр предохраняет от сильного холода в тени и жарких солнечных лучей, поддерживает кислород и оснащён многими карманами, каждый из которых имеет своё назначение

Поэтому смогут полететь только самые подготовленные. Перед полётом космонавты проходят испытания, сейчас мы тоже проверим вашу готовность.

Опыт с вестибулярным аппаратом: По команде дети начинают крутиться вокруг себя в течение 10 сек. Воспитатель интересуется, у кого закружилась голова и отклоняет в сторону? Отмечаются самые подготовленные.

Физминутка.

Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.

Слайд 15 (Земля)

Первая планета - это наша Земля. Это единственная планета, на которой существует жизнь. Давайте сядем в космические кресла и посмотрим отрывок фильма о Земле с диска "География для маленьких". Полную версию фильма мы предлагаем вам посмотреть в свободное время вечером.

Слайд 16 (Меркурий)

Ребёнок: Меркурий - самая близкая к солнцу планета. Она медленно вращается вокруг солнца. Поэтому у Меркурия почти постоянно греется только один его бок. Вот и получается, что с одной стороны планета очень горячая, а с другой - совершенно холодная. Вся поверхность образована из впадин-кратеров, которые образовались в результате падения камней с хвоста комет.

Астроном предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком или мукой и оставляющими ямки на поверхности от удара.

Слайд 17 (Венера)

Ребёнок:Венера - самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов.

Воспитатель предлагает представить детям, в каких оттенках цветов можно увидеть планету.

Слайд 18 (Марс)

Ребёнок:Марс - ближайшая к Земле планета. На небе Марс кажется ярко-оранжевой пламенной звездой. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать смену времен года, день на Марсе длится 24 ч 37 мин. Но до сих пор никто не знает - есть ли жизнь на Марсе. А чтобы до него долететь, потребуется нам больше года. Есть предположение, что на этой планете существует жизнь.

Астроним: представьте, что вы долетели до Марса, давайте пошлём на планету свои позывные, на которые должен прийти точно такой же ответ. Астроном хлопает (топает) ритмичный рисунок, а дети повторяют.

Слайд 19 (Юпитер)

Ребёнок:Юпитер. Это пятая от солнца и самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. Сутки на планете длятся не 24 часа, а всего 10 часов. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.

Взрослый: Поэтому мы пролетаем мимо планеты.

Слайд 21 (Сатурн)

Ребёнок:Сатурн. С земли кажется, что вокруг этой планеты 3 кольца. Но кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. На некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие размером с булыжник. Период обращения планеты 29,5 лет.

Слайд 23 (Уран)

Ребёнок:Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Астроном предлагает поиграть в игру "Где какой?". Образовать признаки от предметов (чей? чья? чьи? чьё?)

Например: звезда - звездный;

солнце -:; луна -:; небо -:; море -:; космос -:; невесомость -:;
астроном -:; земля -:; орбита -:; утро - :; день - :; ночь - :; вечер -

Слайд 24 (Нептун)

Ребёнок: Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.

Взрослые предлагают сделать физминутку :

Что-то холодно сидеть,
Надо ноженьки погреть.
Дружно встали, пошагали
И на ручки подышали.
Встрепенулись, улыбнулись
И в корабль свой вернулись

Слайд 25 (Плутон)

Ребёнок: Плутон - 9-я и самая далекая планета от Солнца, а по размеру самая маленькая. Почти всё время планета находится в замёрзшем состоянии.

(пролетаем мимо)

Астроном: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие.

А теперь я проверю, что вы запомнили.

Слайд 26 (Викторина)

1. Сколько планет в солнечной системе?

2. Какое слово лишнее:

Cатурн, Марс, Венера, Солнце?

3. Чем похожи и отличаются лампа и Солнце?

4. Первый человек-космонавт, полетевший в космос?

5. Какое слово не подходит:

космос, космический, космонавт, косматый?

Астроном: Есть предположение, что существует 10 планета в нашей солнечной системе. Пофантазируйте, на что она похожа?

Планеты бывают разные. (Игра антонимы)

Бывают яркие, бывают тусклые:

  • Далёкие - :
  • Холодные -:
  • Большие -:
  • Красивые -:
  • Видимые -:
  • Манящие -:
  • Обитаемые -:
  • Твёрдые -:

Детям предлагается занять места за столами, пофантазировать и нарисовать 10 планету, дать ей название, а потом рассказать немного о ней (клик - играет фоном музыка).

3. Итог занятия:

Воспитатель:

Что, на ваш взгляд, показалось интересным?

Что запомнили?

А нужны ли человеку знания о космосе? Зачем?

Эльвира Кабирова
Логопедическое занятие «Путешествие в космос»

Тема занятия «Путешествие в космос » .

Цели :

Образовательная : закрепить знания детей о космосе , о космическом транспорте , космонавтах , планетах, космодроме , невесомости; продолжать обучать пересказу по Слайдам.

Развивающая : развивать общую моторику, фантазию, воображение, логику.

Воспитательная : воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование : интерактивная доска, ноутбук, схемы предложений, буквы, мяч, сюжетные картинки по произведению «Марсианская сказка» .

Ход занятия.

Беседа :

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Они пришли, чтобы вместе с нами отправиться в путешествие , а в какое вы мне скажите, если вспомните, какое событие, мы будем праздновать в апреле. Да, действительно день космонавтики . Сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие .

Ребятки, когда я произношу слово космос , что приходит вам на ум, назовите мне слова ассоциации.

Молодцы, если вы такие знатоки космоса , скажите мне, кто первый полетел в космос . Слайд №2.

Как звали первую женщину – космонавта ?

Как звали собачек – космонавтов ? Слайд №3.

Что такое галактика? Слайд №4.

А при помощи чего мы любуемся звездами? Слайд №5.

На чем можно полететь в космос ? Какой космический транспорт Вы знаете ?

Раз-два, стоит ракета,

Три-четыре – скоро взлет.

Чтобы долететь до солнца,

Космонавтам нужен год .

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас – атлет.

Пролетая над Землею,

Ей передадим привет.

Что такое невесомость? Слайд №7.

То такое космодром ? Слайд №8.

Какие вы знаете планеты? Сколько их всего?

Кого мы возьмем с собой в путешествие ? (стихотворения)

Мы летим к другим планетам!

Объявляем всем об этом!-

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет.

Жмется заинька к ракете :

Полечу я с вами, дети,

на любую и планет,

где волков зубастых нет.

Мышки-крошки засмеялись :

Мы летали, не боялись,

высота – красота, ни единого кота!

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь

И с Большой Медведицей

В синем небе встретиться

Ну, тогда отправляемся в путешествие .

Физкультурная минутка.

Полет к звездам.

Отправляется в полет

Наш волшебный звездолет.

Надевай скорей скафандры!

Занимай скорей места!

С космодрома мы взлетаем ,

Прямо к звездам улетаем!

Полетели, полетели,

До луны мы долетели.

Походили, посмотрели

И обратно прилетели.

Сначала мы попадем с Вами на планету Марс, к нашему знакомому Лунтику. И расскажем, что же произошло с ним.

Рассказ с опорой на Слайды 9-15.

МАРСИАНСКАЯ СКАЗКА

Жил на Луне одинокий Лунтик. Он был очень крохотным и грустным. СЛАЙД

Вот однажды он упал с Луны и попал на планету Марс, на которой жили инопланетяне. Они подумали, что он враг и окружили его. СЛАЙД

А потом пришел к Лунтику король Арти. Он спросил :

Откуда ты? СЛАЙД

Я с Луны, - ответил Лунтик и заплакал. СЛАЙД

Не плачь, малыш, - успокоил его король Арти и приютил Лунтика в одну семью, в которой не было детей. Их звали Мамо и Папо. Они взяли лунтика к себе. С этого момента, Лунтик стал их сыном, и все его знали. СЛАЙД

Вот однажды он пошел с Мамо в магазин. В магазине они купили инопланетный сладости. Это были очень вкусные десерты, которые Лунтик попробовал впервые. СЛАЙД

Папо в это время ремонтировал свой марсоход, ведь марсоход был нужен для того, чтобы возить овощи. А урожай в этом году был удачный! СЛАЙД

Я тороплюсь ремонтировать машину. Завтра надо свезти овощи на коныр. Хорошей должна быть распродажа. СЛАЙД

Вечером семья собралась за широким столом. Яства были самые необыкновенные.

Марсианская еда очень пришлась по вкусу Лунтику. Когда все поели, легли спать. СЛАЙД

Утром они заметили, что кто-то забрал все овощи. Тогда марсиане пошли в марсиполицию, чтобы добиться справедливости. СЛАЙД

Мы пришли сообщить вам, что у нас украли овощи. Только мы не знаем, кто это сделал, - сказала Мамо.

Успокойтесь, успокойтесь! Мы вмиг решим эту проблему, потому что у нас есть специальный огромный глас во Вселенной. Он видит все и фотографирует каждое преступление и чужаков, которые прилетают на нашу планету. Так мы обнаружили и вашего Лунтика, - ответил марсиполиц и, нажав на кнопку отображения, включил экран. СЛАЙД

Вдруг глаз стал усиленно моргать и раскрылся. СЛАЙД

Внизу экрана-глаза было написано : «Бургамот – злой и жестокий марсианин, который превращает овощи в монстров и отправляет их на другие планеты, чтобы завладеть Вселенной и уничтожить мир. Избавиться от Бургамота можно при помощи янтарного блеска». СЛАЙД

Тут же марсикосмический корабль с марсиполицами примарсился у дома Бургамота и осветлил улицу янтарным блеском. СЛАЙД

Все были благодарны марсиполицам за то, что они чутко стерегут планету Марс и оберегают ее от злодеев и чужаков. СЛАЙД

Наши мальчики тоже летали в космос , они сейчас нам расскажут, что из этого вышло.

Расскажу вам по секрету :

Мы построили ракету

Из коробок, стульев, штор,

Забрались гурьбой под стол,

Взяли сок и бутерброды,

Вдруг лететь придется … годы?

Завели мотор и … р-р-раз…

Полетели мы на Марс.

Мы летели очень долго,

Дней… не знаю даже сколько!

Мчим в ракете над Землей :

Друг мой, я и песик мой.

В космос выходили дружно-

Космонавтам тоже нужно

Соблюдать там гигиену,

И подкручивать антенну.

Примарсились мы на час…

Съели бутерброды в раз,

А затем назад, домой,

Улетели на покой…

После нашего полета…

Убираться неохота.

В доме полный кавардак,

Мама входит : «Вот так, т-а-ак!

Может, инопланетяне

Прилетели вместе с вами?

Перепачкали посуду,

Насорили мне повсюду?

Ну-ка космонавты быстро

Все убрать, чтоб было чисто!»…

Я открою вам секрет :

В космосе… порядка нет .

Ребятки, а Лунтик прислал нам задания с планеты Марс, потому как марсиане с ними не справляются. Поможем Лунтику.

Задание №1 «Пропавший слог» . Слайд 16-24

Задание №2 «Маленькие слова» . Слайд 25-27

Задание №3 «Самый внимательный» . Слайд 28-31

Задание №4 «Найди ошибки» . Слайд 32-36

Задание №5 «Живые буквы» : космос , Марс, Луна, Лунатик, комета, небо, дыра, Гагарин, полет, скафандр, чудо, высота. Слайд 37

Задание №6 «Фантазер» . Слайд 38-41

Итог. Ребятки нам пора возвращаться домой после космического приключения . Чем мы сегодня занимались?

А сейчас нам Илюша расскажет о своей мечте.

Мы станем космонавтами ,

Лишь только захотим,

В ракете трехступенчатой

Мы в космос полетим .

Над нами звезды дальние

Зажгутся в вышине,

И мы посадим яблоки

На Марсе и Луне!

Ребятки, мы смогли решить все задания для Лунтика. Вы – молодцы, а это от Лунтика – марсианские сладости.

Литература :

1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» , Москва 2002г.

2. Е. В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» , Москва 2009г.

3. С. П. Цуканова, Л. Л. Берц