Основные концепции бытия (монизм, плюрализм, дуализм, материализм и идеализм). Основные формы бытия. Концепция объективного идеализма Платона. Природа, общество и человек как воплощение мира идеальных сущностей Материальный идеализм

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления:

а) материализм;

б) идеализм;

в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен - воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности идеализма:

1. Объективный - провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)

2. Субъективный идеализм (Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли). крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и.т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное.

Основы органического мировоззрения Левицкий С. А.

3.7. Конкретный идеализм

3.7. Конкретный идеализм

Итак, рассудочная метафизика субстанций оказалась внутренне порочной и бесплодной. В силу своей механистичности она утратила органичность и живой динамизм космоса.

Более глубок и плодотворен путь онтологического идеализма, открывающего в бытии третье измерение - мир вневременных идей, возвышающийся над миром вечно изменчивых явлений. Но, повторяем, пороком идеализма платоновского типа является тот неестественный разрыв, та пропасть, которую он видит между миром идей и миром явлений. Платонизм есть классический образец отвлеченного, отрешенного идеализма.

Более полноценной формой онтологии является мировоззрение, которое можно назвать конкретным идеализмом и которое получило свое классическое выражение в философии немецкого идеализма - у Фихте, Шеллинга и Гегеля.

За основной онтологический принцип здесь признается не рассудочно мыслимая субстанция и не отвлеченная идея, а живой конкретный дух во всей полноте его творческой мощи. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что «Абсолютное Я» Фихте или «Абсолютный Дух» Гегеля как небо от земли разнятся от духовной субстанции, как ее понимали Декарт или даже Лейбниц. Немецкий идеализм (за пример которого мы берем здесь систему Гегеля) отличается от спиритуалистических систем двумя главными существенными признаками: во-первых, он понимает дух не по аналогии с текущими во времени психическими процессами, а скорее по аналогии с носителем психических актов - с человеческим «я», возведенным в онтологическую, сверхчеловеческую степень. Точнее говоря, Дух понимается Гегелем как сверхвременное бытие, проявляющее, однако, свою сущность во времени и в пространстве, а не в отрешении от них. И, во-вторых, Дух понимается не в смысле законченной в себе, готовой субстанции (т.е. не как объект), а как субъект, как принцип творчества и развития. Недаром Гегель выдвинул на первый план принцип: субстанция должна быть мыслима не как объект, но как субъект. Дух Гегеля есть платоновская идея, ставшая живым субъектом.

Иначе говоря, в противоположность статическому и неисторическому характеру идеализма Платона, конкретный идеализм Гегеля носит динамический и исторический характер. Этот динамизм получил свое кульминационное выражение в диалектическом методе Гегеля. Согласно этому методу, всякое положение (тезис), будучи продуманным до своего логического предела, приводит к самоотрицанию (антитезису). В свою очередь, продуманное до конца самоотрицание (антитезис) приводит к «отрицанию отрицания», т.е. к новому положению - «синтезу» тезиса и антитезиса. Так, самое богатое по своему замыслу понятие бытия, при его логическом продумывании, оказывается самой бедной, отвлеченной и пустой абстракцией (из всего существующего), превращаясь, таким образом, в понятие небытия. Но единство бытия и небытия дает новое понятие становления (ибо в становящемся что-то уже «есть», но чего-то еще «нет»). Так, чувственный мир явлений есть для здравого смысла единственная подлинная реальность. Однако если мы отдадим себе отчет в том, что в нем «все течет», что все в нем временно, то мы придем к заключению, что единственно устойчивое (реальное) - это отношения между явлениями, подчиняющиеся логическим законам тождества (А есть А), противоречия (А не есть не-А) и исключенного третьего (всякое Б есть либо А, либо не-А). Иначе говоря, динамизм мира явлений оказывается призрачным, и вместо него мы получаем статический мир формальной логики. На вечно изменчивый мир явлений как бы накидывается сеть логических законов, умерщвляющая этот мир и превращающая его в нечто неподвижное. Но осознание того, что всякое понятие переходит в свою противоположность, открывает нам мир живой диалектики, в котором всякое А есть в то же время и не-А. В мире Духа мы имеем единство изменчивости чувственного и вневременности формально-логического мира, в нем нам открывается живой динамизм и живая органичность мира идей.

Абсолютная Идея первоначально существует «в себе» - как вечный замысел о мире. Но, по закону диалектики, Идея «отпускает» себя в свое «инобытие». Таким образом, вместо абсолютного единства Абсолютной Идеи мы получаем множественность и раздробленность, «вне-себя-бытие» природы. В историческом процессе Абсолютная Идея, отпавшая от самой себя и обратившаяся в свою противоположность, осознает самое себя, становясь «для-себя-бытием» в человеческом самосознании. Здесь, как и везде у Гегеля, «противоречие есть душа развития». Гегель применяет, иногда гениально удачно, но чаще всего насильственно, свой диалектический метод и к истории человечества. Он считает, что при применении диалектического метода исчезнет вся кажущаяся неразумность и неосмысленность природного и исторического процесса и мы узрим в мировом процессе великий смысл - самообнаружение и самоосознание абсолютной Идеи. Тогда мировой и исторический процесс предстанет перед нами как процесс для человека трагический, но в целом осмысленный и внутренне оправданный. «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Нет сомнения в том, что конкретный идеализм Гегеля приводит нас к более глубокому постижению бытия, чем отрешенный идеализм Платона, не говоря уже о системах рассудочной метафизики. Система Гегеля преодолевает разрыв между сущностью и явлением, характерный для отвлеченного идеализма. Здесь сущность есть субстанциальная суть явления, а явление есть обнаружение сущности.

Слабость конкретного идеализма гегелевского типа заключается в другом - в его крайнем «мистическом рационализме», в абсолютизации Разума. Гегелевский панлогизм несостоятелен прежде всего гносеологически. Ведь согласно Гегелю, разум способен «вывести», «дедуцировать» из самого себя весь мир, наподобие того, как паук ткет из себя паутину. Естественно, что при этой сверхчеловеческой задаче все противоразумное, иррациональное, противоречащее разуму не принимается во внимание, оказывается вне поля зрения философа. Оно и признается Гегелем лишь в качестве «иррационального остатка». Недаром он говорил: «Если моя философия не согласуется с фактами, тем хуже для фактов».

Но разум по своей природе лишен творческой силы, коренящейся всегда в иррациональном. Разум установлен всегда на данное, он не может заменить собой чувственного восприятия, он может лишь находить смысл в данных в опыте явлениях. Строение сознания таково, что в нем объект не производное от субъекта, он дан субъекту. Бытие не определяет сознания, но и сознание не определяет бытия. В «данном» всегда есть элемент иррациональности. Так, знаменитый тезис о разумности всего действительного и действительности всего разумного разбивается о момент иррациональности в сущем. Панлогизм Гегеля осуществлен путем насилия над данными в опыте феноменами, путем выхолащивания из опыта всего иррационального. В этом отношении позитивизм был естественным коррективом к «онтологии абсолютного разума», хотя сам позитивизм повинен в больших философских грехах, чем Гегель. («Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться".) Но как бы то ни было, «иррациональный остаток», нехотя признаваемый Гегелем, взорвал изнутри его систему.

С этим тесно связан вопрос о ценности диалектического метода. Как один из методов постижения истины он вполне законен. В известном смысле, все великие философы-идеалисты были диалектиками, все они стремились к высшему синтезу, достигаемому через «единство противоположностей» (Платон, Николай Кузанский). Ограничению подлежит лишь выдавание диалектического метода за единственный правомерный метод философии.

Во-первых, голое отрицание понятия никогда не даст нам его противоположность. Антитезис никогда не породит синтеза. Под «не-А» разумеется все, что не есть А, а не противоположность этого А. Гегель преувеличил «мощь отрицания». Во-вторых, противоположность не обязательно означает противоречие, тогда как Гегель сознательно смешивает эти понятия. Поэтому антитезис невыводим непосредственно из тезиса, а синтез - из антитезиса. Синтез может быть получен лишь путем одновременного усмотрения «единства противоположностей» как некоего целого. Иначе говоря, диалектика незавершима без интуиции, без интеллектуального созерцания предмета в его целостности. В целом же есть всегда момент иррациональности, неподводимый под понятие.

Но если диалектика Гегеля приемлема с оговорками и при условии ее завершенности в интуиции, то «диалектика» в понимании так называемого диалектического материализма не выдерживает никакой критики. Если сам Гегель несколько повинен в преувеличении «мощи отрицания», мощи антитезиса, то в диамате момент противоречия абсолютизирован. Противоречие в диамате - «основное», в то время как единство, синтез есть нечто «производное». Диалектика Гегеля питается пафосом синтеза, хотя и не достигает его. Диалектика «диаматчиков», абсолютизируя противоречие, делает синтез и единство принципиально невозможными. Тем самым диамат искажает замысел гегелевской диалектики. Мало того, сама диалектика, лишенная целостной природы синтеза, становится механистической. Переход от тезиса к антитезису осуществляется как бы автоматически. Поэтому механистическая диалектика диамата никак не может быть названа законной наследницей органической диалектики Гегеля. Само выдвижение на первый план антитезиса и противоречия объясняется стремлением оправдать непримиримую классовую борьбу. Если Герцен говорил, что «диалектика Гегеля - это алгебра революции», то в диамате диалектика стала философским прообразом большевичкой беспощадности и непримиримости.

Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении автора Ильенков Эвальд Васильевич

Глава 5. ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И КОНКРЕТНЫЙ ИСТОРИЗМ

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

3. АБСТРАКТНЫЙ И КОНКРЕТНЫЙ ИСТОРИЗМ Решающей особенностью диалектического метода анализа понятий и фактов является его конкретность, его конкретно-исторический характер. Именно в конкретности заключается отличие марксистско-ленинского метода мышления от

Из книги Основы пневматологии автора Шмаков Владимир

1. Идеализм Тем самым, что самосознание есть разум, его доселе негативное отношение к инобытию обращается в положительное отношение. До сих пор для него все дело сводилось к его самостоятельности и свободе, к тому, чтобы спасти и сохранить себя для себя самого за счет мира

Из книги Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция автора Лосский Николай Онуфриевич

Из книги Учение о Логосе в его истории автора

Из книги Сочинения автора Трубецкой Сергей Николаевич

Глава восьмая КОНКРЕТНЫЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ КАК МНОГОСТОРОННИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СИНТЕЗ Конкретный органический идеал-реализм есть учение, наиболее многостороннее из всех рассмотренных нами типов мировоззрений.Строя онтологию, он признает, что существуют типы

Из книги Об учёном незнании (De docta ignorantia) автора Кузанский Николай

7. Отвлеченный и конкретный Логос. Мировой дух Наличность единой системы формальных принципов строения мира есть условие возможности всякого порядка, всякой системности, всего того, что придает множеству существ и событий характер космоса а не хаоса, характер разумности

Из книги Душа человека автора Франк Семен

Глава двадцать первая ОТВЛЕЧЕННЫЙ И КОНКРЕТНЫЙ ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ Отвлеченным я называю идеал-реализм, допускающий только отвлеченно-идеальные начала, идеи, тогда как конкретный идеал-реализм признает, сверх того, ещё и конкретно-идеальные начала. К области

Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса автора Ильенков Эвальд Васильевич

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

"Конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого Сергей Николаевич Трубецкой принадлежит к числу выдающихся представителей русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. Глубокий, широко образованный мыслитель, основательный-исследователь, талантливый публицист и

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

Глава 2 КОНКРЕТНЫЙ МАКСИМУМ ЕСТЬ ВМЕСТЕ И АБСОЛЮТ, ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ Достаточно ясно показано, что Вселенная представляет множество конкретно ограниченных вещей, ни одна из которых не может актуально подняться до простой максимальности. Прибавлю теперь к этому, что если

Из книги автора

II. Единство душевной жизни и его конкретный характер Первое, что мы наблюдаем в душевной жизни, есть присущий ей характер сплошности, слитности, бесформенного единства. Прежняя психология, можно сказать, целиком строилась на игнорировании этой основной черты. Под

Из книги автора

Глава четвертая. Логическое развитие и конкретный

Из книги автора

Абстрактный и конкретный историзм Конкретного понимания действительности нельзя достигнуть без исторического подхода к ней. Но и обратно, – историзм, лишенный конкретности, представляет собой чистую фикцию, псевдоисторизм. В наше время в науке не сыщешь

Из книги автора

2. Идеализм - Сильная сторона идеализма в том, что он улавливает единство духовного целого. Он не хочет оставить ничего в обособленности, но хочет постигнуть его исходя из целого, связать со всем остальным. Но слабая сторона его состоит в том, что он не замечает того, что

Из книги автора

2. Отрицание отрицания как разрешающая форма движения противоречия и его конкретный результат Применяя закон отрицания отрицания, Маркс учитывает не только то, что он помогает понять конкретный результат того или иного развития. Маркс рассматривает отрицание отрицания


В чем видит Трубецкой сущность идеализма? Прежде всего в признании универсального разума, или Логоса, как начала объектив- ного, всеобщего, составляющего основу и самого мира, и человеческого разума, предпосылку объективности человеческого познания. Полагая, что отвлеченный идеализм немецкой философии потерпел крушение, уступив место позитивизму, скептицизму, материализму, Трубецкой в то же время не согласен, что тем самым потерпела поражение метафизика, как таковая, и ее важнейший момент - идея Логоса в философском смысле, ибо эта идея родилась задолго до немецкого идеализма, еще в античной философии, и, как мы знаем, рационализм Платона и особенно Аристотеля русскому философу ближе, чем панлогизм Гегеля. «Что метафизика не навсегда приостановила свое развитие, что за временным отливом умозрения готовится новый прилив, - очевидно теперь и для врагов метафизики. Что вместе с нею идея универсального разума... займет первенствующее место, - можно заключить с большим вероятием...»1.
Что касается возрождения интереса к метафизике, тут предсказание Трубецкого в значительной мере сбылось. Но идея универсального разума в метафизических течениях XX в. оказалась в значительной мере потесненной: отдано было предпочтение непосредственному переживанию, интуиции, чувству, ориентации на язык, а не на логос в традиционном значении.
В чем же видит Трубецкой специфику конкретного идеализма и его отличие от идеализма абстрактного? Прежде всего он подчеркивает, что конкретный идеализм не может быть беспредпосылочным мышлением, которого требовала гегелевская философия. Как и Соловьев, Трубецкой в качестве исходного понятия философской системы полагает не отвлеченное понятие - таким у Гегеля является «чистое бытие», - а конкретное сущее, самобытное реальное существо, которое является субъектом всех тех определений, тех предикатов, которые в нем открывает мышление. «...В мире, - пишет Трубецкой, - существуют реальные существа, подобные нам и вместе отличные от нас, которые не сводятся ни к чувственному явлению, доступному нашим восприятиям, ни к идеям или понятиям»2. Сущее как раз предшествует всякой мысли о нем, оно и составляет ту предпосылку философского мышления, то его «начало», от которого необходимо отправляться, чтобы не впасть в искушение панлогизма, т. е. рождения из отвлеченной мысли всего богатства ее определений. Учение о предпосылочности философии и тезис о вечном актуальном сознании, предшествующем всякому конечному становящемуся сознанию, о котором мы говорили выше, - это два взаимно связанных момента. Конкретный идеализм Трубецкого, требующий допустить бытие (точнее, сущее) раньше всякого мышления, предполагает религиозное миросозерцание.
Очень современно звучит поправка Трубецкого к положению Декарта «мыслю, следовательно, существую», которое воспринималось обычно как попытка предпослать мышление бытию мыслящего. Против этого и возражает Трубецкой. «...Мысль, - пишет он, - не полагает, а предполагает наше существование, которое обосновывает наше мышление, хотя и не покрывается им. ...Мой субъект, мое существо не есть мысль или понятие мысли, точно так же, как оно не есть простое чувственное состояние или простой объект чувственного восприятия. Оно есть нечто такое, что предполагается мыслью и чувством и сознается не путем логического умозаключения, а путем непосредственной уверенности»3.
Трубецкой здесь предвосхищает ту критику отвлеченного рационализма, как и философии, исходящей из тождества мышления и бытия, которая была осуществлена спустя почти полвека в экзистенциализме. Но при этом он стремится остаться на почве рационализма, что существенно отличает его от господствующей тенденции философии нашего столетия. Доказывая, что бытие, сущее не сводится к логической идее, что общие понятия нашего ума, т. е. логические категории (причинность, необходимость и т. д.), суть только основные типы отношения мысли к своему предмету, Трубецкой в то же время признавал духовность и разумность всего реального, универсальные разумные законы, законы космического Логоса, по которым устраивается жизнь как природы, так и человека и которые

в конечном счете могут быть постигнуты средствами человеческого разума. Однако при этом разум не рассматривается Трубецким в качестве единственного источника познания. Как в человеке можно выделить три основные способности - чувственное восприятие, мышление и волю, так и познание осуществляется с помощью опыта, обусловленного априорными законами нашего восприятия (универсальной чувственности), разума, который устанавливает закономерную связь явлений, и, наконец, веры, устанавливающей реальность мыслимых и воспринимаемых нами существ.

Еще по теме отвлеченного идеализма. Учение о конкретном сущем:

  1. (Часть пятая. ИДЕАЛИЗМ) СМЫСЛ ИДЕАЛИЗМА (МЕТАФИЗИКА РОДА И ЛИКА)
  2. Конкретный характер мышления. Переход от конкретного к обобщенному. Непоследовательность мышления. Некритичность суждений.

    «Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

    «Истина – это соглашение», – считали представители … конвенционализма

    C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является … соглашение между учеными

    C точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех

    Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

    Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

    Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

    Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

    Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется … жизнью

    В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

    В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика

    В мышлении выделяются следующие уровни: разум рассудок

    В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия … субстанция

    В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

    В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

    В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

    В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

    В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

    В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

    В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

    В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

    В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) … разум

    В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином … историцизм

    В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

    В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином … «биполярный мир»

    В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

    Важнейшей социальной ценностью является … человек

    Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

    Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

    Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

    Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

    Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

    Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется … сущностью

    Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

    Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

    Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

    Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

    Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

    Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

    Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

    Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется … вечностью

    Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон … энтропии

    Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

    Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

    Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

    Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

    Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется … идеалом

    Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

    Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является … мышление

    Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

    Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития … абсолютной идеи

    Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

    Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

    Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название … экологических

    Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название … демографических

    Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

    Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

    Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

    Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется … познанием

    Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

    Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

    Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет … практическую деятельность

    Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется … временем

    Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип … фальсификации

    Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен … монотеизм

    Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является … знание добра

    Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение … персонализма

    Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется … смертью

    Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название … апологетики

    Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется … опытом

    Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется … антинаучным

    Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена … Й. Хейзингой

    Идеи марксистской философии на русской почве развивал … А. А. Богданов

    Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название … этатизм

    Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил … Ф. Фукуяма

    Идею в качестве первоосновы мира предлагал … Платон

    Идею регресса исторического развития предложил … Гесиод

    Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется … самодвижением

    Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется … техникой

    Исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры, называется … нацией

    История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода. Формационного

    История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется … мировой культурой

    К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема … войны и мира

    К естественным наукам относятся … физика химия биология

    К идеальным объектам научного познания относятся … геометрическая точка, идеал справедливости

    К общенаучным методам относятся … абстрагирование, анализ, индукция

    К основным формам теоретического знания относятся … проблема, гипотеза, закон

    К особенностям личностного познания относится … зависимость от способностей субъекта

    К формально-логическим критериям истины относится принцип … непротиворечивости

    К числу сократических школ относится школа …киников

    К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что … техника лишь орудие в руках человека

    Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется … механистической

    Классическая наука основана на принципе … объективности

    Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано … Боэцием

    Количественная мера возможности называется … вероятностью

    Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название … коэволюции

    Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется … персонализмом

    Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется … креационизмом

    Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является … очевидность, ясность

    Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется … субкультурой

    Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период Средневековья

    Личность как субъект социальных отношений характеризуется …активностью

    Материалистическая диалектика была разработана и обоснована … Ф. Энгельсом

    Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется … синергетикой

    Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом. Римским

    Метафизика как модель развития абсолютизирует … устойчивость

    Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название … деизма

    Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются … материальной культурой

    Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был … Г. Гегель

    Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является … Д. Белл

    Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был … Ш. Монтескье

    Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …Т. Мальтус

    Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является … Т. Гоббс

    Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов, является … З. Фрейд

    Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является … Д. Белл

    Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является … А. Тойнби

    Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является … Х. Ортега-и-Гассет

    Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был … М. Вебер

    Наиболее общие законы и ценности общественного бытия изучает … социальная философия

    Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …томизма

    Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется … номинализмом

    Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется … эмпиризмом

    Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется … идеализмом

    Направление развития от низшего к высшему называется … прогрессом

    Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется … антисциентизмом

    Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры. Элитарной

    Направленные, необратимые качественные изменения системы называются … развитием

    Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется … социобиологией

    науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

    Наукой о формах и приемах рационального мышления является … логика

    Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» … П. Я. Чаадаева

    Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется … монадой

    Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неотомизма

    Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ … С. Кьеркегор

    Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется … социологией

    Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками. Техническими

    Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется … философией техники

    Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется … натурфилософией

    Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является … математика

    Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в … психоанализе

    Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _ подхода. Марксистского

    Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода. марксистского

    Общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, при этом обеспечить безопасность своих граждан, называется … гражданским

    Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода. Натуралистического

    Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется … материей

    Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ». Относительная истина

    Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был … Демокрит

    Одним из виднейших представителей римского стоицизма является … Марк Аврелий

    Одним из наиболее ярких представителей «философии жизни» является … Ф. Ницше

    Одним из признаков псевдонаучных теорий является … некритическое использование фактов

    Одним из принципов неклассической науки является … иррационализм

    Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип. Антропный

    Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является … А. Н. Радищев

    Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной … диалектики

    Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является … теория эволюции Ч. Дарвина

    Одной из первых научных картин мира была ___________ картина мира. Математическая

    Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является … панлогизм

    Одной из теорий, оказавших влияние на распространение понятия «система» во всех сферах научного знания, была … эволюционная

    Одной из характеристик истины является … конкретность

    Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как … монизм

    Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит … Аристотелю

    Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется … субстратом

    Основателем объективного идеализма является … Платон

    Основателем первой в античной традиции системы объективного идеализма становится философ … Платон

    Основной чертой сциентистского направления в философии является … вера в безграничные возможности науки

    Основными методами эмпирического исследования являются … научное наблюдение, эксперимент, описание объекта

    Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются … всеобщая связь и развитие

    Основными характеристиками пространства являются … трехмерная структура и обратимость

    Основой каждой ценности является … идеал

    Основой самосознания является … рефлексия

    Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал … проект воскрешения мертвых

    Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ … Р. Декарт

    Основоположником теории общественного договора является философ … Т. Гоббс

    Основоположником философской школы неоплатонизма является … Плотин

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется … наукой

    Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью

    Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для … экзистенциализма

    Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как … реальная политика

    Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название … механической

    Передача культуры происходит по принципу … «социальных эстафет»

    Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется … дезинформацией

    Период «Большой» науки начинается с … конца XIX – начала XX вв.

    Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название … схоластики

    По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия. Язык

    По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная … дедукция

    По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том, что … существование предшествует сущности

    По мнению И. Канта, основой личности является … моральный закон

    По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются … архетипами

    По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать … благородным мужем

    По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется … культурно-историческим типом

    По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью … чисел

    По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была … война всех против всех

    Под активностью сознания понимается его … избирательность и целенаправленность

    Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий принцип несоизмеримости научных теорий, называется … антикумулятивизмом

    Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется … интернализмом

    Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

    Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется … семиотическим

    Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется … натурализаторским

    Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для … эмпиризма

    Позиция, исходящая из признания равноправности и несводимости друг к другу двух первоначал бытия (духа и материи), называется … дуализмом

    Позиция, согласно которой материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, называлась … физикалистской

    Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две испостаси – волю и представление, принадлежит … А. Шопенгауэру

    Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для … рационализма

    Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит … И. Канту

    Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит … И. Канту

    Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для_ познания. Художественного

    Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для ______________ познания. художественного

    Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина. Абсолютная

    Понятие «научное сообщество» вводит …Т. Кун

    Понятие «ценность» появляется в трудах … И. Канта

    Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания. рациональной

    Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой … демаркации

    Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии … Ф. Шеллингом

    Потенциальная форма бытия называется … возможностью

    Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к … XI–XII векам

    Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является … динамика знания

    Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется … ложью

    Представителем английского Просвещения, обосновавшим принцип разделения властей, был философ … Дж. Локк

    Представителем герменевтической традиции в философии является … В. Дильтей

    Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является … К. Поппер

    Представление о бытии как о природе-механизме, противостоящей человеку, возникло в философии … Нового времени

    Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит … Аристотелю

    Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется … солипсизмом

    Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ … Ф. Бэкон

    Признание наличия единственного начала бытия называется … монизмом

    Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа … стоицизма

    Принцип верификации был предложен … Л. Витгенштейном

    Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе … прагматизма

    Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются … принцип объективности, принцип системности

    Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы. природно-социальные

    Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___ проблемы. интерсоциальные

    Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется … антропогенезом

    Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется … алхимией

    Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …вера

    Равноправность всех возможных направлений пространства называется … изотропностью

    Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

    Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

    Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о … свободе воли

    Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется … антропологией

    Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется … гносеологией

    Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является … гносеология

    Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено … Ф. Энгельсом

    Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры. массовой

    Реализация единственной возможности в определенных условиях называется … необходимостью

    Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется … политическим пространством

    Результатом процесса познания является … знание

    Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как _ истина. Относительная

    Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни … спасение души

    Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл … труд

    С позиций диалектического материализма источником движения является … противоречие

    С позиций креационизма источником движения является … Бог

    С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …диалектикой

    С точки зрения аксиологического подхода, культура – это … система ценностей

    С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты ______________ наук. Технических

    С точки зрения деятельностного подхода, культура – это … способ жизнедеятельности человека

    С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются … абсолютная и относительная

    С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется … естественным человеком

    С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется … мегамашиной

    С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено … опытом

    С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация … противопоставляются друг другу

    Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется … конкретностью

    Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется … культурой

    Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется … предметом исследования

    Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется … диалектическим материализмом

    Системность, обоснованность, логичность характерны для __________ познания. Научного

    Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в … самой жизни, экзистенции

    Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является … соединение душ людей в космическом Христе

    Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется … добродетелью

    Совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии называются … миром

    Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется … культурой

    Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется … глобалистикой

    Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, называется … структурой

    Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется … системой

    Современные социологи и философы для характеристики специфических черт современного общества употребляют понятие … «массовое общество»

    Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является … игра

    Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением … Софии

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется … интровертом

    Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется … экстравертом

    Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется … материей

    Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является … личностью

    Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _ роль философии. Конституирующую

    Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению _ проблем. Мировоззренческих

    Специфическим свойством времени является … необратимость

    Способ определения и метод философии называется … рефлексией

    Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется … интуицией

    Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется … воображением

    Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как … креационизм

    Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был … Ф. Аквинский

    Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры. массовой

    Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой … софистов

    Становление классической логики как науки осуществляется в творчестве древнегреческого философа … Аристотеля

    Столкновение цивилизаций как сценарий ближайшего будущего мировой истории описывает философ … С. Хантингтон

    Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является … воля

    Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как … носитель свойств, отличный от них

    Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется … личностью

    Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется … качеством

    Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …советскую и русскую зарубежную

    Существенной чертой философии периода средневековья становится … теоцентризм

    Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее … синкретизм

    Существование человека предшествует его сущности с точки зрения … Ж.-П. Сартра

    Сущность в ее существовании называется … явлением

    Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что … человек создает Бога по своему образу и подобию

    Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии … Сократа

    Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется … сенсуализмом

    Теоретическим ядром мировоззрения является … философия

    Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией … относительности

    Течение русской общественно-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название … западничества

    Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой. Массовой

    Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания, называется … постнеклассическим

    Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания. Научного

    Трудовая концепция происхождения человека была предложена … Ф. Энгельсом

    Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются … вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

    Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер 1 научное знание 2 философское знание 3 религиозное знание 4 обыденное знание

    Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. 1. Философия – «служанка богословия». 2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира. 3. Распространение света разума есть главное дело философии. 1 Средневековье 2 Новое время 3 Просвещение

    Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей». Платон 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц 3. Бог создал мир из ничего. Августин 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт

    Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы. 2. Бог и природа отождествляются. 3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции. 4. Все в этом мире материально. 1 гилозоизм 2 пантеизм 3 дуализм 4 материализм

    Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира 2. Основано на вере в сверхъестественное 3. Знания отражены в виде художественных образов 1 философия 2 религия 3 искусство

    Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало. 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности. 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции. 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу. 1 материализм 2 субъективный идеализм 3 дуализм 4 объективный идеализм

    Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию … детерминизма

    Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется … догмой

    Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу … К. Марксу

    Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется … агностицизмом

    Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется … футурологией

    Учение о бытии называется … онтологией

    Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется … детерминизмом

    Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом … Платоном

    Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен … Н. Бердяевым

    Философия науки как особое философское направление сложилось … во второй половине XIX в.

    Философия техники возникает в (во) … второй половине XIX в.

    Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию. Гуманистическую

    Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был … Л. Фейербах

    Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был … З. Фрейд

    Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был … Д. Юм

    Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был … К. Маркс

    Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был … Ф. Ницше

    Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был … Демокрит

    Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был … Парменид

    Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как … материализм

    Философская система К. Маркса может быть определена как … диалектический материализм

    Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется … герменевтикой

    Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется … иррационализмом

    Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть … мораль

    Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется … эсхатологией

    Философское учение о нравственности и морали называется … этикой

    Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется … иррационализмом

    Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется … дуализмом

    Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется … Априоризмом

    Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как … антропологический материализм

    Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции … неоплатонизма

    Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы … энциклопедистами

    Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание. Паранаучное

    Формой рационального познания является … суждение

    Формой чувственного познания является … ощущение

    Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется … квантовой механикой

    Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется … мировоззренческой

    Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется … гносеологической

    Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется … координирующей

    Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется … интегрирующей

    Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется … гуманистической

    Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется … прогностической

    Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется … методологической

    Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется … культурно-воспитательной

    Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется … эвристической

    Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется … социально-аксиологической.

    Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть … историософичностью

    Характерной чертой научного знания является … рациональность

    Характерными для научной картины мира являются принципы … объективности и материальности мира

    Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия … «О Граде Божьем»

    Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется … искусством

    Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются … идеологическими

    Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются … субъектными

    Центральным понятием философии В. И. Вернадского является … ноосфера

    Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется … представлением

    Э. Тоффлер разрабатывает концепцию … «электронного коттеджа»

    Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме … существования

    Электромагнитные взаимодействия представляют собой _______ форму движения. Физическую

    Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________». Эвдемонизм

    Ю. А. Лотман разработал ____________ подход к рассмотрению культуры. Семиотический

    Ядром политической сферы общества является (-ются) … государство

    Ярчайшим представителем агностицизма является … И. Кант

    Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель … Ф. М. Достоевский

В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм . Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.

Рассмотрим подробнее эти две концепции.

Материализм . Одним из важных философских понятий является понятие материального. Совокупность всего материального называется в философии материей. Материя - это предельно широкое понятие, название. Любой предмет окружающего мира является разновидностью или формой материи. Таким образом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные - это все различные формы материи.

Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.

Первое из них называется материализмом. Материализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием).

Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. Материализм существовал задолго до появления марксистского его варианта.

В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть, склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул.

Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 2001. С.176.

Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус,. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг). Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу: материя для него - это "…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Главным в философии материализма является мысль о том, материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя - это все.

Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Все что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называется в философии термином "идеальное", который, таким образом, противоположен понятию "материальное". Мысль, следовательно, идеальна, но она - продукт мозга, а мозг - это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи - мозга, там не может быть ничего идеального.

С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также - в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда

Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии - это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств

Идеализм - это термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности - сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту.

В VII - VIII веках философы постоянно пользуются термином "идея", но "идеализм" у них встречается редко. Считается, что впервые он употреблен в статье Лейбница 1702 г. "Ответ на размышления Бейля".

Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия:

в самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности;

сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка;

идеализм Платона или идеализм дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений.

Значительными представителями идеализма в философии были также Фихте (субъективный идеализм), Шеллинг (объективный идеализм), Гегель (абсолютный идеализм).

Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно - первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом, все материальное - это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.

Идеалистическая философия говорит о том, что человеческое мышление или разум - это малая частица мирового Сознания, которая является как бы "божьей искрой", находящейся в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. С. 236. .

Таким образом, основные положения материализма и противоположного ему идеализма, можно сформулировать следующим образом.

Материализм учит, что:

1. Мир материален по самой своей природе, все существующее появляется на основе материальных причин, возникает и развивается в соответствии с законами движения материи.

2. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, и духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все умственное, или духовное, является продуктом материальных процессов.

3. Мир и его законы являются полностью познаваемыми и, хотя многое может быть непознанным, нет ничего, что по природе является непознаваемым.

Эти положения материализма противоположны положениям идеализма. Идеализм утверждает, что:

1. Материальный мир зависит от духовного.

2. Дух, или разум, или идея может и действительно существует отдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения является субъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует и является, чистой иллюзией)

3. Существует область таинственного и непознаваемого, "над", или "за пределами", или "позади" того, что может быть установлено и познано посредство приятии, опыта и науки.