«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.). "Кто не с нами, тот против нас!" - кто сказал? История происхождения выражения Свт. Иоанн Златоуст

Одна из самых известных крылатых фраз, которая избежала превращения в цитату и стала буквально лозунгом, на самом деле имеет древнюю историю. На митингах и во всевозможных риторических диспутах можно услышать пламенное воззвание: «Кто не с нами, тот против нас!», и мы настолько привыкли слышать эту фразу, что расцениваем её буквально как народное творчество. Однако она не имеет ничего общего с пословицами и поговорками. История этого выражения более почтенна и в каком-то смысле изысканна.

Библейское происхождение фразы

Людей, обладающих пытливым умом, может заинтересовать, кто сказал эту фразу и почему она так широко разошлась в мире. Смысловые аналоги данного выражения есть во многих языках, поэтому можно говорить о мировой популярности. Изначально это высказывание звучало по-другому, и хотя до нас дошли оба варианта - и базовый и интерпретированный, - больше используется именно этот: «Кто не с нами, тот против нас». Автор же имел в виду только себя лично, не распространяя значение сказанного на некое сообщество.

Прочитать первоначальный вариант можно в Евангелии от Матфея, глава 12, стих 30. Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Значит ли это, что он имел в виду, что все люди, моментально не уверовавшие, являются его врагами?

Пояснения от автора крылатой фразы

Конечно, невозможно взять интервью у Иисуса и уточнить, что именно он имел в виду. Обычно фразу «кто не с нами, тот против нас» употребляют в значении «отсидеться в стороне не получится, нейтралитета не существует, вы думаете, что нейтральны, но вы уже наши враги». если внимательно изучить ту библейскую историю, к которой и относится произнесённая Иисусом фраза, можно обнаружить также его слова, обращённые к ученикам: «Не запрещайте ему, кто не против вас, тот за вас». Как можно истолковать эту двойственность, ведь кажется, будто автор выражения явно противоречит сам себе?

Возможно, Иисус имел в виду строгую конкретику и действительно полагал, что отношение к богу и отношение к его ученикам - это разные вещи, а к богу ведёт множество дорог. Следовательно, изначально смысл выражения был не таким радикальным, как после более современной интерпретации.

Использование Библии в пропагандистской риторике

Почему эта фраза имеет такое влияние, ведь не зря многие радикальные течения с такой охотой цитируют фразу «кто не с нами, тот против нас»? Библия по умолчанию считается авторитетным источником истин, так исторически сложилось европейское мышление. Непререкаемый авторитет, к которому в своей речи обращается оратор, придаёт вес его аргументам.

После триумфального шествия христианства по Европе Библия использовалась в качестве источника оправданий практически чего угодно. Вера на самом деле является мощным оружием, и было очень сложно найти людей, которые осмелились бы спорить со словами из книги, вдохновлённой самим Богом. Однако это не значит, что оратор сам должен быть верующим.

Владимир Ленин или Макс Штирнер?

Чаще всего это выражение приписывают Владимиру Ульянову, больше известному как Ленин — идеологическому лидеру Октябрьской революции, произошедшей в Российской империи в начале прошлого века. Адресатом была партия социал-демократов, которые не поддерживали идею о революционном захвате власти. Не удивительно, что фразу цитировали и буквально зубрили наизусть. Почему же фраза «кто не с нами, тот против нас» на латыни звучит гораздо внушительнее? Qui non est nobiscum, adversus nos est...

Возможно, Ленин немало времени посвятил изучению работ философа и анархиста Макса Штирнера. Именно ему приписывают авторство данной интерпретации библейского отрывка. Остаётся выяснить, кто сказал это первым, но тут всё очень просто: Штирнер скончался в 1856 году, а Ленин родился только в 1870-м.

Стихийное распространение выражения

Хлёсткая и ёмкая фраза, чётко расставляющая акценты и вынуждающая слушателей принять «правильную» сторону. Пожалуй, этого было достаточно, чтобы превратить выражение «кто не с нами, тот против нас» в настоящий лозунг большевиков. Лозунги хорошо приживались на благодатной почве массовой неграмотности пролетариата, а вот о библейском происхождении выражения ораторы предпочитали не распространяться. Хотя, скорее всего, они просто не знали Библию в таких подробностях, чтобы проводить какие-то параллели.

Соблазн использовать удачное выражение, подкреплённое богатой историей, время от времени просыпается у разных ораторов, однако оно звучит достаточно радикально. Неудивительно, что в наши дни фраза расценивается как агрессивная и непримиримая.

Уместность применения фразы с разной эмоциональной окраской

Как выглядит человек, который в пылу прочувствованной речи бросает фразу «кто не с нами, тот против нас»? Сейчас этим выражением можно всего лишь безнадёжно испортить впечатление, и вместо союзников, которых рассчитывает получить политический деятель таким манером, он получит шквал критики.

Современное европейское общество старается придерживаться политики толерантности, предоставляя людям довольно широкий спектр прав и свобод. Так что такое резкое противопоставление однозначного Добра непререкаемому Злу вызывает в лучшем случае саркастическую реакцию. Тем не менее приходится признать, что радикальные высказывания находят своих поклонников, и тогда политическая ситуация начинает накаляться.

Нередко в разговоре эта фраза упоминается с отчётливыми издевательскими интонациями - когда кто-то начинает слишком пламенно отстаивать свою правоту, противопоставляя разные группы людей и высказывая оценочные суждения. Действительно, едва слишком разгорячившийся оратор понимает, что перегибает палку и становится похож на Ленина, вещающего с броневика о необходимости мировой революции, как напряжение спадает. относится только к адекватным людям, способным верно оценить настроения аудитории и скорректировать направление высказываний.

Сейчас речь, украшенную такими радикальными лозунгами, вряд ли воспримут всерьёз, поэтому спичрайтеры стараются составлять сбалансированные тексты, в которых не допускаются ошибочные или двойственные толкования и (по возможности) отсутствует радикальная риторика и категоричные воззвания.

Все мы бываем «за», и все мы бываем «против», и не только во время очередных выборов. Так уж устроена жизнь, что если мы соглашаемся с одним, то неизбежно должны возражать другому. И в мы видим постоянное противостояние: всякий, кто принимает учение Христа, неизбежно оказывается в оппозиции ко многим другим учениям и даже людям: вовсе не потому, что он враждебен кому-то, а потому, что невозможно одновременно служить Богу и мамоне, общаться со Христом и Велиаром. Говоря «да» одному, приходится сказать «нет» другому.

Андрей Десницкий

Но редко бывает так, чтобы человек последовательно, старательно, от всего сердца занимал только одну сторону. Обычно он колеблется, шатается, пребывает в некоей «серой зоне»: то ли нашим, то ли вашим. Как относиться к таким? И как относиться к себе самому, если чувствуешь, что живешь в этой серой зоне?

В одном и том же Евангелии от Луки мы читаем слова Христа, обращенные к ученикам: «кто не против вас, тот за вас» (9:50), и всего через две главы – «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (11:23). У Марка мы найдем точную параллель к первому изречению (9:39-40), а у Матфея – ко второму (12:30). Стало быть, оба изречения были известны еще до того, как Лука написал свою книгу, но именно он как мастер художественного слова сопоставил два этих высказывания, которые на первый взгляд кажутся противоположными.

Конечно, нетрудно два этих высказывания объединить: на самом деле можно быть либо за Христа, либо против. В каждый момент нашей жизни мы делаем выбор, и если нам кажется, что мы или кто-то другой находится в «серой зоне», это просто недостаток нашего зрения: черное и белое сливаются для нас в серое пятно только потому, что мы близоруки, не различаем мелких деталей.

Но какое из двух изречений взять за основу? Если первое – тогда всех, в ком не уверен, надо записать в союзники. Или второе? Тогда, наоборот, они окажутся врагами.

Здесь стоит посмотреть на контексты. Первое изречение прозвучало в ответ на недоуменный вопрос учеников: как им поступить с человеком, который именем Христа изгоняет бесов, но сам не ходит с ними? Христос велел отнестись к нему как к своему, и в версии Марка Он даже поясняет, почему: «ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Обратим внимание: этот человек не был учеником Иисуса, возможно, никогда даже Его не видел. Он просто сообразил, что бесы повинуются Иисусу, и решил этим воспользоваться. Только и всего. И все равно Господь не отказался от него.

А вот второе изречение было сказано по другому поводу, хотя речь и там шла об изгнании бесов. Те, кто совершенно точно были «против», обвинили Иисуса в том, что Он изгоняет бесов как их князь – а в ответ Иисус заговорил о духовной борьбе. Он сказал, что невозможно похитить имущество сильного, не одержав над ним победы (то есть, бесы не оставят человека по доброй воле, их приходится побеждать), и еще рассказал притчу о человеке, из которого изгнали одного беса – а потом в него вселились целых семь. Эта притча подчеркивает, что духовная борьба есть дело всей жизни, и что сегодняшняя победа не избавляет человека от возможности завтрашнего поражения, которое эту победу перечеркнет. И перед самым началом этой притчи прозвучали слова: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Вот уж точно: двойные стандарты! По отношению к себе самому человек должен проявить предельную строгость: собираю ли я сейчас, со Христом ли я? И если ответ выходит не положительный, значит, я в большой опасности. Какие бы духовные победы не одерживал я в прошлом, здесь и сейчас я могу всё потерять, могу оказаться в одном лагере с врагами Бога.

Но по отношению к другим людям нам предлагается, напротив, крайняя терпимость. Вот человек, который явно не принадлежит к числу христиан, который, строго говоря, решил «воспользоваться ситуацией». Ну и что? Не торопитесь его осуждать, говорит Христос, сам он не считает себя нашим врагом – и мы не вправе отталкивать его. Пусть сейчас он не вполне наш друг – но он однажды может им стать. Ведь глубины его сердца нам не открыты, мы не можем знать, что там происходит.

Не бойтесь ошибиться, записав человека в союзники, говорит Христос, бойтесь противоположной ошибки. Ищите вокруг друзей, а не врагов, учит Он нас. Враги сами найдутся. Как поступать с врагами, Он показал нам на Собственном примере, когда молился на кресте за распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Впрочем, это уже совсем другие слова, их совсем нетрудно понять, хотя очень трудно повторить их от чистого сердца.

В духовном мире существует много Сил, и все они подчинены Единому Богу – Богу богов, Господу господствующих, Богу Сил. О существовании Сил говорится в Послании к Евреям: «…и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века…» (Евр.6:5) , в Послании к Римлянам: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы , ни настоящее, ни будущее…» (Рим.8:38) , а также в одном из псалмов Давид именует Бога Богом Сил: «Господи, Боже Сил!» и еще «Боже Сил! восстанови нас…» (Пс.79:5,8) . Это – светлые силы, силы добра, во главе которых Сам Бог.

Но существуют и противоборствующие силы тьмы и зла, во главе которых стоит дьявол. Царство Господа – не от мира сего, оно неизмеримо, как само космическое пространство, как говорит Господь: «…небо престол Мой, а земля подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня…» (Ис.66:1) . А дьявол является князем мира и имеет державу ада и смерти: «…и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: …о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин.16:8,11) .

Средних и нейтральных сил не существует. Все это – сложный духовный мир, и когда человек думает, что он держит нейтралитет, что он – не с Богом, не с дьяволом, то это – обман. Он просто обманут дьяволом из-за своей духовной неграмотности. Находиться вне зависимости от сил, от их влияния и их господства невозможно. «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» (Иов.38:33) , – задает Господь вопрос Иову. Все, что происходит с людьми, неразрывно связано с силами духовного мира.

Так как наша земля находится под господством дьявола, и он является князем этого мира, то и все живущие на ней принадлежат ему. Поэтому Бог выкупает Своих Кровью Своего Сына и называет нас: «искупленные от земли». Если бы души живущих на земле не принадлежали дьяволу, а были бы нейтральными и независимыми от этих двух противоположных сил, то не нужно было бы выкупать их у кого-то и для кого-то. Если человек не принимает эту искупительную жертву, то он не становится гражданином неба, не попадает в число искупленных и не принадлежит Богу, а, следовательно, он остается на стороне Его противника. А отсюда и вытекает эта формула: «Кто не со Мною, тот против Меня…» (Мф.12:30).

После разделения души человека с телом, душа автоматически переходит в то место, к которому она принадлежала, еще находясь в теле. Это могут быть только два места – рай или ад. Место, уготованное для искупленных от земли, и место для непокорных. Нет среднего места для нейтральных душ. И души умерших также не находятся вне зависимости от сил, а в подчинении.

А что означают слова Иисуса: «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30) ? В каждого человека Богом вложена возможность творить, любить и многое другое. И мы можем приобретать и расширять свои познания, наполняться и возрастать в духе и настолько обогатиться познанием Бога, Его силой и близостью, что уже обогащать других и этим самым приобретать для Бога души. Можно стать соучастником Божьего труда в спасении душ человеческих, то есть собирать Его жатву. А можно расточать все то, что было дано нам, на соблазны этого мира и, тем самым, потерять то, что имел, растратить, расточить частицу, вложенную в тебя от Бога: силу, энергию, знание и любовь. И, таким образом, не только ничего не собрать в свою сокровищницу души за всю прожитую жизнь, а, наоборот, опустошить, расточить, растратить то, что имеешь. А еще хуже, можно расточить своим поведением, поступками всю житницу Бога, всю пшеницу, которую Господь собрал. И этим самым служить дьяволу, цель которого разогнать, разрушить, погубить.

Господь хочет видеть нас в числе Своих сотрудников, собирающих вместе с Ним жатву. Он трудится над каждой душой с ее рождения и, как заботливый Отец, ведет и направляет пути человека. С терпением Он учит и посылает верных Своих навстречу нам, чтобы через них научить и приготовить к встрече с Ним, помочь получить нам гражданство Небесной Страны. Это – соработники Бога, сотрудники, которые вместе с Ним собирают, и Господь доверяет им души, которые Он выкупил ценой собственной Крови. Подумайте только, насколько они дороги, если цена каждой душе, пришедшей к нам, – это цена Крови Иисуса Христа. Можете ли вы относиться к таким дорогим душам небрежно? Только представьте себе, какое доверие оказывает нам Господь, когда называет нас Своими служителями, рабами и доверяет души, выкупленные ценой Крови.

Как Господь будет рассматривать поступки рабов, небрежно обращающихся с душами людей, соблазняя их своим поведением, вызывая в них желание уйти и больше не приходить? Это – поступки против Крови Иисуса Христа, против Его жертвы, против Его искупления. Такой раб расточает, вместо того чтобы собирать. О них говорил Иисус в притче о неверных рабах: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:45-51) .

«Рассечет» – значит, разделится сам в себе, не будет согласия внутри него, будет говорить одно, а делать – другое, запутается в собственных мыслях, желаниях и поступках. А что значит «есть и пить с пьяницами»? Это значит, будет опьянен лживым духом, будет есть ту пищу, которую будет преподносить дух лжи и пить из его источника. Наш источник – Иисус Христос, и мы питаемся из этого источника. Апостол Павел говорит такие слова: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…» (Еф.5:18) .

Упивание вином в Писании имеет духовный смысл, это – опьянение духом мира или же нечистым духом, чуждой религией. Все это – разные степени опьянения. В послании к Коринфянам, как пояснение к понятию об опьянении, говорится: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13) .

Итак, можно быть напоенным Духом Божьим, а можно быть напоенным и другим духом, противоположным, другим учением, миром и т.д., что приводит к духовному распутству и духовному прелюбодеянию. Могут ли такие люди собирать вместе с Господом? Нет, конечно, они расточают все то, что собрано Господом. Даже на примере мирских пьяниц мы можем увидеть, что все из дома выносится и продается, только чтобы продлить состояние опьянения.

Но вернемся к духовным пьяницам. Это – неверные рабы, как назвал их Сам Господь Иисус, и они будут иметь одну участь с лицемерами, потому что все их служение – лицемерие, одетое в маску притворной любви.

Итак, « Кто не со Мною, тот против Меня…» , – говорит Господь, и это – абсолютная истина, потому что все поступки лицемеров направлены против Божьего учения, против Его воли, они полностью противоположны Его сущности, а, значит, принадлежат князю этого мира – противнику Бога, ведь средней, нейтральной силы нет.

Мк. 9:40 «Ибо кто не против вас, тот за вас» не противоречит ли Мф. 12:30 «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»?

Упомянутые вами тексты «Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк 9:40) и «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30), конечно, не противоречат друг другу. Они говорят о разных, хотя и связанных вещах.

В Евангелии от Матфея Господь говорит человеку о его отношениях с Ним Самим. Главное, что Он хочет донести до слушателей (и читателей) - что невозможно оставаться нейтральным по отношению к Богу. Воля Божия о спасении мира состояла в том, чтобы Христос был явлен всем нам, и отношение к Нему становится кардинальным выбором человеческой жизни. Во Второзаконии есть замечательные слова: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» (Втор 30:19). Так вот наше отношение к Иисусу Христу - это и есть выбор между жизнью и смертью. Понятно, что если человек не избирает жизнь и не живет, то он избирает смерть - третьего, как говорится, не дано. Но это - отношения между Богом и человеком.

Наставляя же апостолов, Господь Иисус говорит об отношениях между людьми. Основной призыв Нового завета здесь - всегда искать мира, насколько это вообще возможно. Господь в Нагорной проповеди говорит : мирись с соперником твоим, пока вы еще на пути к судье. Апостол Павел пишет в одном из посланий: не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви… не будьте побеждаемы злом, но побеждайте зло добром». Говоря апостолам «кто не против вас, тот за вас», Господь говорит о том, что если по отношению к нам другой человек не прямо враждебен, то и для нас он никак не может быть противником. На самом деле радикально новая заповедь Христа говорит о любви и к врагам - тем более не может ученик Христа допускать враждебности и разделения по собственной инициативе. Христос не раз предупреждал учеников, что их вера станет причиной враждебности людей против них: «наступает время, когда всякий, убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу…». Но ученики не должны отвечать тем же.

В практической жизни это означает, что если ты не питаешься от единственного Источника жизни - Христа, то ты вообще ни от чего не питаешься, потому что другого источника жизни просто нет. Одновременно, если с кем-то из людей есть возможность не поступаясь общением со Христом строить «человеческие», доброжелательные отношения - то ученику нельзя ею пренебрегать. А того, кто «против вас» Господь призывает тоже любить: молиться за него и по возможности делать добро и ему.